Налоговый кодекс. Налогообложение страховщиков и страхователей. Особенности налогообложения страховых компаний Какие налоги уплачивает страховая организация

Налог на добавленную стоимость

Согласно нормам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации основная деятельность страховых организаций не облагается НДС. Так, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию. В то же время страховщики могут заниматься страховой деятельностью через страховых агентов и страховых брокеров. В этом случае вознаграждение за посреднические услуги, оказанные страховым агентом, подлежит обложению НДС на основании ст. 156 НК РФ.

В рамках договоров страхования НДС не облагаются следующие обороты:

  • - страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
  • - проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
  • - средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;
  • - суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая.

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 № 100н. Доходы, получаемые страховой организацией от операций, связанных с инвестированием или размещением средств страховых резервов и собственных средств страховой организации, облагаются НДС, если данный вид операций облагается налогом (например, доходы от недвижимости). В этом случае объектом обложения НДС является выручка, полученная от оказания данных услуг.

Поскольку в большинстве страховых организаций доля облагаемых НДС операций незначительна, чаще применяются положения п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому страховым организациям разрешено включать суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Приобретенные материальные ценности, в том числе основные средства и нематериальные активы, отражаются в учете по стоимости без НДС. При этом вся сумма НДС, полученная по налогооблагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Налог на прибыль страховые компании платят с прибыли, полученной от своей деятельности. Определяется она по правилам статьи 247 Налогового кодекса РФ.

Особенности налогового учета у страховых организаций обусловлены характером выполняемых операций, одна из особенностей которых связана с порядком учета операций по основной деятельности организаций (страхованию, сострахованию, перестрахованию), а именно в бухгалтерском и налоговом учете эти операции отражаются по видам договоров. Доходы и расходы, полученные по договорам страхования, сострахования, перестрахования, признаются в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271, 272 НК РФ при определении доходов методом начисления. Следующая особенность налогового учета у страховых организаций определяется необходимостью формирования страховыми организациями страховых резервов: согласно ст. 330 НК РФ страховые организации образуют страховые резервы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом резерв предупредительных мероприятий не учитывается для целей налогообложения прибыли. Однако согласно п. 2 ст. 294.1 НК РФ при осуществлении обязательного медицинского страхования суммы отчислений в страховые резервы могут быть учтены для целей налогообложения. Третья особенность налогового учета связана с учетом страховых выплат. В соответствии со ст. 330 НК РФ страховые выплаты по фактически наступившему страховому случаю включаются в налоговом учете в состав расходов на дату возникновения у организации обязательства по выплате страхового возмещения.

На основании ст. 273 НК РФ в страховании при определении даты получения доходов страховая организация может использовать как метод начисления, так и кассовый метод. При этом кассовый метод применяется, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг (работ, товаров) без НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Однако на практике преобладает метод начисления.

Особенности состава расходов страховой деятельности для целей налогообложения установлены ст. 294 НК РФ. На сферу страхования распространяется также действие положений ст. ст. 252, 254 - 269 НК РФ.

Единый социальный налог

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страховые организации производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Курсовая работа

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»

на тему: «Особенности налогообложения страховых организаций»


Введение

Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1Система налогообложения РФ

1.2 Субъекты налоговых правоотношений

1.3 Налогообложение страховых организаций

Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций

2.1. Понятие страховых организаций

2.2 Особенности налогообложения страховых организаций

2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций

Заключение

Список использованных источников


Введение

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.


Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1 Система налогообложения РФ

Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

Вторая задача связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности. Это достигается путем научно обоснованного определения объекта налогообложения, применения соответствующей системы налоговых ставок, а также за счет сокращения налоговых льгот.

Для повышения действенности налоговой системы в современных условиях необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, к порядку уплаты налогов и отношениям между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками этих отношений, ужесточить контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

В целом фундаментальная задача, которую необходимо решить в возможно короткие сроки, сводится к формированию новой отрасли права - налогового права, с глубокой и тщательной проработкой всех ее элементов, с учетом мирового опыта и национальной специфики.

Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Функция налогов - проявление сущности его действия, способ выражения свойств. Основной выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - мобилизация финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды.

Вместе с тем налоги могут выполнять и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников страховых отношений, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование и особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость.

Степень реализации названных функций зависит от видов налогов, методики расчета и источников их уплаты.

Впервые принципы действия налоговой системы описал А. Смит, выдвинув четыре правила налогообложения:

Подданные государства должны давать на содержание правительства каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. сообразно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства. Это правило можно сформулировать как принцип справедливости - равенство и всеобщность;

Налог должен быть определенным, а не произвольным. Срок платежа, способ и размер его - все должно быть точным и ясным, т.е. определенность налогов;

Налог следует взимать в сроки и способами, наиболее удобными для плательщика;

Налог необходимо брать с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну. Этот принцип можно назвать как дешевизна налоговой службы. Расходы по содержанию налоговых органов, естественно, в казну не поступают, а точнее - уменьшают доходную часть бюджета.

Классик рыночной экономики Д. Рикардо также исследовал вопросы сущности, роль, функции и классификации налогов. Он отмечает, что если потребление правительства возрастает вследствие взимания добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги ложатся на доходы, и начисленный капитал остается нетронутым, но если производство не увеличивается, то налоги придется уплачивать из капитала (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для производственного потребления). Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрить стремление к накоплению.

Функция налога - проявление его сущности, действия, способ выражения его свойств.

1

Водолазкина К.В. 1 Бондаренко Т.Н. 1

1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, действующая редакция от 29.12.2014) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

2. Комментарий к положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / А. С. Бакаев. – М.: Юрайт, 2010. – 231 с.

3. Страхование [Текст]: учебник для бакалавров / С.Б. Богоявленский [и др.] ; под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 867 с.

4. Осипова Т.И., Чеснокова Л.А. Налогообложение страховых организаций в глобальной экономике // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. – № 3. – С. 18–26.

5. Пласков, Г.В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: // Налоги – 2008. – № 6. – С. 11–16.

6. Страхование: Учебник / под ред. Т.А. Федоровой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Магистр», 2009. – 1006 с.

7. Корнева Е.В., Корень А.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности // Науковедение. – 2013 – № 6 (19).

8. Ворожбит О.Ю. «Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства» Печатная Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. – 2010. – № 5 (9). – С. 9–16.

9. Корень А.В. «Формирование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции» печ. Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9 – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. – С. 651-656.

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ .

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит , А.В. Корень .

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического .

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат . Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики .

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Вид налога

Налоговые ставки СО

Ставки налогов по общей системе налогообложения

Налог на прибыль

13 % как налоговый агент

Страховые взносы во внебюджетные фонды

23,2 % - ПФ РФ; 2,9 % - ФСС; 5,1 % -ФФОМС.

Налог на имущество организаций

Не более 2,2 %

Транспортный налог

Дифференцирована в зависимости от мощности транспортного средства

Земельный налог

Страховые операции не облагаются

В соответствии с налоговым кодексом и видом акцизной продукции

Страховая деятельность не облагается

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Современное налоговое законодательство устанавливает общий порядок определения налоговой базы и расчета налога на прибыль организаций для всех налогоплательщиков, прибыль которых подлежит налогообложению. Однако специфика деятельности страховщиков обуславливает особенности определения как доходов, так и расходов, учитываемых ими при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Состав доходов и расходов, а в некоторых случаях порядок определения их стоимостного эквивалента (налоговой базы), сроков признания доходов у страховых организаций имеют особенности, устанавливаемые ст. 293,294,330 НК РФ . Состав доходов, учитываемых в налоговой базе для расчета налога на прибыль организаций, отражает специфику операций и услуг, оказываемых страховыми организациями. Перечень доходов не является закрытым. Специфические доходы страховых организаций можно условно разделить в зависимости от направления деятельности, в процессе осуществления которой они получены, на три группы:

Доходы по страхованию (перестрахованию, сострахованию);

Доходы страховых организаций от деятельности, связанной с осуществлением страхования (перестрахования, сострахованию);

Прочие доходы.

Специфика определения стоимостной оценки расходов страховых организаций и сроков их признания в налоговом учете, так же, как и доходов, отражена в ст. 330 НК РФ «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховыми организациями» .

Расходы страховых организаций, учитываемые при расчете налоговой базы и обусловленные потребностями их деятельности, как и доходы, можно условно разделить на три группы:

1) расходы по страховой деятельности;

2) расходы по деятельности, связанной с осуществлением операций страхования;

3) прочие расходы страховых организаций.

Все страховщики исчисляют налоговую базу для расчета налога на прибыль как разность между выручкой от реализации страховых услуг, поступлениями от иной деятельности, осуществляемой страховщиками в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг), уточненную на сумму доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты.

В соответствии с Налоговым кодеком РФ, к расходам страховых компаний относятся суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, сформированных в отчетном периоде, по сравнению с предыдущим. Таким образом, страховым организациям дается возможность облагать налогом на прибыль не все начисленные к получению страховые взносы, а, за счет формирования ряда страховых резервов, только заработанную страховую премию. При этом, страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы .

Все указанные условия приводят к тому, что налоговые поступления от страховой деятельности на доходы федерального бюджета РФ влияют не существенно. Таким образом, налоговая политика государства, регулирующая налогообложение страховых организаций направлена на поддержку и развитие эффективных форм страховой защиты в РФ.

Библиографическая ссылка

Водолазкина К.В., Бондаренко Т.Н. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13139 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Налогообложение доходов физических лиц, возникающих при страховании, направлено как на стимулирование социально значимых видов страхования, так и на пресечение возможности получения необоснованной налоговой выгоды. Противоречивость этих задач усложняет правила налогообложения и требует внимательного изучения следующих аспектов: особенности определения налоговой базы по договорам страхования, предоставление социальных вычетов по расходам на страхование, «восстановление» налога, ранее неуплаченного (или возвращенного) в связи с получением вычета. В статье рассматриваются основные аспекты начисления НДФЛ по договорам страхования.

Нормы действующего законодательства

Страховые организации являются налоговыми агентами по НДФЛ как работников, так и застрахованных лиц. Как известно, объектом налога признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ от источников в РФ и за ее пределами, для нерезидентов - доход от источников в России. Перечень доходов для целей налогообложения установлен ст. 208 НК РФ , доходов, не подлежащих налогообложению, - ст. 217 НК РФ .

Таблица 1

Доходы физических лиц по договорам страхования

Доходы для целей налогообложения Доходы, не подлежащие налогообложению
от источников в РФ
страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые единовременная и срочная пенсионная выплата, осуществляемые в порядке, установленном
выплаты (ренты, аннуитеты); выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; выкупные суммы, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ (пп. 2 п. 1 ст. 208 НК РФ ) Федеральным законом от 30.11.2011 № 360‑ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (п. 53 и 54 ст. 217 НК РФ )
пенсии, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ (пп. 7 п. 1 ст. 208 НК РФ ) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 ст. 217 НК РФ )
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (пп. 9.1 п. 1 ст. 208 НК РФ ) суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, выплачиваемой правопреемникам умершего застрахованного лица (п. 48 ст. 217 НК РФ )
от источников за пределами РФ
страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации (пп. 2 п. 3 ст. 208 НК РФ ) -
пенсии, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств (пп. 7 п. 3 ст. 208 НК РФ ) -

Заметим, что в составе доходов для целей налогообложения отсутствуют страховые взносы страхователя за застрахованное лицо.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования

Порядок определения налоговой базы по договорам страхования установлен ст. 213 НК РФ , из которой следует, что при расчете НДФЛ необходимо учитывать:
  • вид договора страхования. Так, облагаются НДФЛ выплаты по договорам добровольного имущественного страхования, а страховые выплаты физическому лицу по договорам обязательного и некоторым видам добровольного страхования не облагаются НДФЛ полностью или же облагается налогом лишь сумма страховой выплаты, превышающая страховой взнос, увеличенный на некую среднерыночную доходность;
  • необходимость в случаях досрочного расторжения договора страхования включать в расчет налоговой базы страховые взносы, на сумму которых ранее налогоплательщиком были получены социальные вычеты;
  • требование законодательства (в настоящее время весьма ограниченное) облагать НДФЛ не только выплаты, но и страховые взносы в тех случаях, когда страховые взносы производятся за налогоплательщика иными лицами.
Страховые выплаты, облагаемые и не облагаемые НДФЛ, представлены в таблице 2.

Условные обозначения:

НБ - налоговая база по НДФЛ;

  • СВ - сумма страховой выплаты;
  • ВЗ - внесенные страховые взносы;
  • ВЗi - суммы страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия договора;
  • ВЗ 1 - суммы страховых взносов, уплаченных физическим лицом по договору добровольного пенсионного страхования, за каждый календарный год, в который налогоплательщик использовал право на получение социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ ;
  • R - среднегодовая ставка рефинансирования ЦБ РФ, определяемая как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1‑е число каждого месяца года действия договора страхования, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования;
  • Д - доход, полученный налогоплательщиком, при расторжении договора;
  • Р - рыночная стоимость застрахованного имущества на дату заключения договора страхования (дату наступления страхового случая);
  • Р рем. - расходы на ремонт поврежденного застрахованного имущества по данным страховщика или независимого эксперта.
Таблица 2

Страховые выплаты, облагаемые и не облагаемые НДФЛ

Вид договора Условия, при которых страховые выплаты не облагаются НДФЛ Налоговые базы и условия, при которых страховые выплаты облагаются НДФЛ
Обязательное страхование (пп. 1 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Выплаты осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ -
Добровольное страхование жизни (страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком) (пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Выплата связана с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока; выплата не превышает сумму взносов, увеличенную на величину обычной доходности:

СВ ≤ (ВЗ + ∑ ВЗi х R / 100)

Если: СВ > (ВЗ + ∑ ВЗi х R / 100), то: НБ = СВ - (ВЗ + ∑ ВЗi х R / 100)
В случае досрочного расторжения договора* и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы в соответствии с правилами страхования и условиями договора: НБ = Д - ВЗ;

с 01.01.2015: НБ = (Д - ВЗ) + ВЗ 1

Добровольное личное страхование (пп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Договор предусматривает выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью, возмещение медицинских расходов застрахованных лиц Договор предусматривает оплату стоимости санаторно-курортных путевок
Добровольное пенсионное страхование (договор заключен физическим лицом в свою пользу) (пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Выплата получена при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ В случае досрочного расторжения договора* и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы в соответствии с правилами страхования и условиями договора: НБ = (Д - ВЗ) + ВЗ 1
Договор страхования физического лица, по которому страховые взносы вносятся из средств организации или индивидуального предпринимателя Сумма взносов по договорам обязательного страхования, добровольного личного страхования или добровольного пенсионного страхования По другим договорам: НБ = ВЗ
Добровольное имущественное страхование (п. 4 ст. 213 НК РФ ) - В случае гибели или уничтожения застрахованного имущества:
НБ = СВ - (Р + ВЗ).

В случае повреждения застрахованного имущества:

НБ = СВ - (Р рем. + ВЗ)

*За исключением случаев расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон.

По договору добровольного имущественного страхования налогоплательщик должен подтвердить сумму произведенных расходов (Р рем.). Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта застрахованного имущества, в случае если ремонт не производился, подтверждается документом, составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком). Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:

  • договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);
  • документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);
  • платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).
Доходы, подлежащие налогообложению по договорам страхования, облагаются налогом по ставке 13%. Налог должна удерживать страховая организация в качестве налогового агента как источник выплаты. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику налоговым агентом. Например, за счет сумм страховой выплаты или выкупной суммы, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму налога.

Особые правила установлены по договорам страхования, по которым страховые взносы вносятся за физических лиц организациями или индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 213 НК РФ ). В налоговую базу по таким договорам в разные периоды времени включались как страховые выплаты, так и доходы налогоплательщика в виде суммы страховых взносов, произведенных за него работодателем или иным лицом. Изменение правил налогообложения показано в таблице 3.

Таблица 3

Налогообложение доходов по договорам страхования, взносы по которым уплачены за налогоплательщика иными лицами

Договор Основание - Федеральный закон Страховые взносы Страховые выплаты
Обязательного страхования № 216‑ФЗ от 24.07.2007 Не облагаются Не облагаются
Добровольного личного страхования № 216‑ФЗ от 24.07.2007 Не облагаются Не облагаются выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и возмещения медицинских расходов, за исключением оплаты стоимости санаторно-курортного лечения
Добровольного пенсионного страхования № 57‑ФЗ от 29.05.2002 Облагаются Не облагаются
№ 204‑ФЗ от 29.12.2004 Не облагаются Облагаются налогом пенсии по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
Иные договоры страхования № 216‑ФЗ от 24.07.2007 Облагаются Облагаются

В соответствии с действующей редакцией п. 3 ст. 213 НК РФ в налоговую базу включаются суммы страховых взносов, если указанные взносы вносятся за физических лиц из средств работодателей - организаций и индивидуальных предпринимателей или иных лиц, за исключением случаев, когда страхование производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования и договорам добровольного пенсионного страхования.

Организация заключила договор страхования ответственности директоров и должностных лиц, в соответствии с которыми организация уплачивает страховые взносы. Возникает ли у застрахованных лиц доход, подлежащий обложению НДФЛ, в виде страховых взносов, уплаченных организацией?

Требования обязательного страхования ответственности лиц, занимающих руководящие должности, действующее законодательство РФ не содержит. В соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015‑1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред, не являются объектом личного страхования. Таким образом, на основании п. 3 ст. 213 НК РФ страховые выплаты, выплачиваемые организацией по договорам страхования ответственности должностных лиц, подлежат обложению НДФЛ. Для определения размера налоговой базы каждого налогоплательщика необходимо персонифицировать суммы страховых взносов, уплачиваемые за каждое застрахованное лицо.

Такой же вывод представлен в Письме Минфина РФ от 01.04.2013 № 03‑04‑06/10402 .

При этом налоговые эксперты высказывают противоположное мнение, отмечая, что при страховании ответственности у застрахованных лиц дохода не возникает, доход в виде страховой выплаты получает страхователь.

По договорам добровольного личного страхования не облагаются НДФЛ страховые взносы (п. 3 ст. 213 НК РФ ) и страховые выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица, за исключением оплаты стоимости санаторно-курортного лечения (пп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ ).

По договорам добровольного пенсионного страхования не облагаются НДФЛ страховые взносы. Однако при определении налоговой базы учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями в пользу физических лиц (п. 2 ст. 213.1 НК РФ ). До 2005 года НДФЛ выплачивали работодатели, делающие взносы по договорам добровольного пенсионного страхования, с 1 января 2005 года порядок изменился и НДФЛ стал исчисляться из суммы пенсии, которую выплачивают застрахованному лицу. В связи с тем, что переходный период от одного правила к другому не был предусмотрен, возникло двойное налогообложение у тех физических лиц, которые заплатили налог со страховых взносов и были вынуждены платить налог с сумм страховых выплат. Конституционный суд в Постановлении от 25.12.2012 № 33‑П признал неконституционными положения ст. 213.1 НК РФ и указал: впредь до внесения в законодательство изменений данный налог с сумм пенсионных выплат удерживаться и уплачиваться не должен .

Схожая ситуация сложилась в отношении налогообложения страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни. По действующему законодательству договоры страхования жизни относятся к договорам личного страхования, следовательно, на них распространяется положение п. 3 ст. 213 НК РФ , исключающее из налоговой базы взносы работодателей и иных лиц за застрахованное лицо. Выплаты по договору страхования жизни, если по условиям договора страховые взносы уплачиваются не налогоплательщиком, следует облагать НДФЛ в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ . При этом в отличие от договоров страхования жизни, по которым страховые взносы производятся налогоплательщиком, по рассматриваемым договорам облагается вся сумма страховой выплаты. Такие правила установлены Федеральным законом № 216‑ФЗ от 24.07.2007 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 216‑ФЗ ). До 2008 года действовал иной порядок: при определении налоговой базы по НДФЛ не учитывались доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страхового случая по договорам долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет.

Договорами личного страхования может предусматриваться возможность получения дополнительных доходов кроме страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Организация заключила договор страхования жизни в пользу своих работников, взносы по которому уплачены организацией до 1 января 2008 года. Условиями договора страхования при наступлении страхового случая, кроме выплаты страховой суммы, предусмотрена выплата дополнительного инвестиционного дохода. Подлежат ли обложению НДФЛ суммы накопленного инвестиционного дохода?

Положения ст. 213 НК РФ , независимо от вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом № 216‑ФЗ , предусматривают освобождение от обложения НДФЛ исключительно страховых выплат, освобождение от налогообложения иных выплат, в частности, сумм накопленного инвестиционного дохода по договорам добровольного страхования жизни, НК РФ не предусмотрено.

Социальные налоговые вычеты в сумме уплаченных страховых взносов

В соответствии со ст. 219 НК РФ налогоплательщик (физическое лицо) имеет право уменьшить свою налоговую базу по НДФЛ (доходы) на суммы, уплаченные в том числе на определенные виды страхования. Вычеты производятся лишь из доходов, облагаемых по ставке налога, равной 13%, кроме доходов от долевого участия.

Социальный вычет предоставляется на суммы страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также по договорам:

Вычет на сумму страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком по договорам добровольного личного страхования , а также по договорам добровольного страхования супруга, родителей, детей (в возрасте до 18 лет), подопечных (в возрасте до 18 лет) предоставляется в составе расходов на лечение. Для получения вычета на сумму страховых взносов должны быть выполнены следующие условия (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) :
  • договор должен быть заключен со страховыми организациями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности;
  • договор должен предусматривать оплату страховыми организациями исключительно услуг по лечению;
  • лечение производится в медицинских организациях и у индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ;
  • налогоплательщик представил документы, подтверждающие фактические расходы на уплату страховых взносов;
  • расходы оплачены за счет собственных средств налогоплательщика, а не за счет средств работодателя.
Если договором предусматривается оплата иных расходов, кроме расходов на лечение, то социальный вычет на сумму страховых взносов не может быть предоставлен. Например, в соответствии с договором ипотечного кредитования заемщик - физическое лицо должен заключить договор добровольного личного страхования жизни и здоровья, в том числе от несчастных случаев. Страхователь обязуется при наступлении несчастного случая оплатить расходы на лечение застрахованного, а также уплатить определенную сумму выгодоприобретателю, которым по договору страхования является банк. В качестве страховых случаев предусмотрены также смерть и потеря трудоспособности застрахованного лица. Поскольку договором личного страхования предусмотрены, помимо оплаты услуг по лечению застрахованного лица, еще и выплаты в пользу банка в случае потери трудоспособности или смерти застрахованного, данный договор не отвечает требованиям, установленным пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ . Следовательно, суммы страховых взносов не могут быть основанием для получения социального вычета.

Социальный вычет может быть предоставлен в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору добровольного пенсионного страхования , заключенному налогоплательщиком со страховой организацией в свою пользу и в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ ).

Федеральным законом № 382‑ФЗ в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ внесены дополнения, в соответствии с которыми с 2015 года социальный вычет может быть предоставлен в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору добровольного страхования жизни , если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному со страховой организацией в свою пользу, в пользу супруга, родителей, детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)).

Налогоплательщик заключил договор добровольного страхования жизни на 2015 - 2019 годы, ежегодный страховой взнос составляет 50 000 руб. Может ли он получить социальный налоговый вычет?

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту
жительства или к своему работодателю для получения социального вы-чета на сумму 50 000 руб. Возврат НДФЛ составит 6 500 руб. ежегодно (50 000 руб. х 13%).

Основанием для социального налогового вычета являются документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика по добровольному пенсионному страхованию, добровольному страхованию жизни. В таком же порядке предоставляется вычет в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

С 2009 года применяется социальный вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» .

Общая сумма социальных вычетов предоставляется в размере фактических расходов, но не может превышать в совокупности 120 000 руб. за налоговый период. Социальные вычеты предоставляет налоговый орган на основе декларации и пакета документов, подтверждающих право налогоплательщика на вычеты. Социальные вычеты по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни могут быть предоставлены налогоплательщику работодателем до окончания налогового периода при соблюдении следующих условий:

  • документального подтверждения расходов налогоплательщика на указанные цели;
  • удержания взносов из выплат в пользу налогоплательщика и перечисления их в соответствующие фонды работодателем;
  • обращения налогоплательщика к работодателю с заявлением о предоставлении социального вычета.

Восстановление неуплаченного (возвращенного) налога

Следует иметь в виду, что в случае расторжения договоров добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, размер которой предусмотрен договором, у физического лица возникает объект налогообложения, равный полученному доходу за вычетом внесенных налогоплательщиком страховых взносов. Такое правило установлено пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ . НДФЛ в этом случае удерживает страховая организация как налоговый агент. Если налогоплательщику ранее был предоставлен социальный вычет на сумму уплаченных страховых взносов, то страховая организация при выплате физическому лицу выкупной суммы обязана восстановить, то есть вернуть бюджету налог, не удержанный (или возращенный налогоплательщику) в связи с предоставлением социального вычета.

Пример 4.

Предположим, что в примере 3 налогоплательщик воспользовался социальным вычетом на сумму 50 000 руб. по окончании 2015 года и вернул НДФЛ в сумме 6 500 руб. В дальнейшем договор был расторгнут. Выкупная сумма составила 60 000 руб. В какой сумме должна удержать налог страховая организация?

При выплате выкупной суммы страховая организация обязана удержать налог в сумме 7 800 руб. (((60 000 ‑ 50 000) + 50 000) х 13%).

Если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом, подтверждающую неполучение им социального вычета, то налог составит 1 300 руб. ((60 000 ‑ 50 000) х 13%).

Федеральный закон от 29.11.2014 № 382‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Н. Н. Никулина , к. э. н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ННГУ им. Н. И. Лобачевского, академик финансовой академии «Элита»

В России налогообложение страховщиков , как и других хозяйствующих субъек­тов, регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК) в редакции Феде­рального закона от 23.12.04 №186-ФЗ. Статья 149 второй части НК подтвердила, что ока­зание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организа­циями, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами не облагается налогом на добавленную стоимость. Однако име­ется важное исключение - в подпункте 4 пункта 1 статьи 162 НК указано, что страховое возмещение по договорам страхования на случай неплатежа за поставленную продукцию следует включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции облага­ется данным налогом.

Согласно ст. 284 НК налоговая ставка на прибыль страховщиков устанавливается в размере 24 процентов. Ранее ставка налога для страховщиков, как и для банков, была су­щественно выше (более 30%), а в начале 1990-х годов налогом облагалась не прибыль, а сумма собранных страховых премий («налог с оборота»).

Определение налоговой базы страховщиков по налогу на прибыль мы подробно рассмотрим в теме 3.

Налогообложение страхователей также регулируется второй частью НК и раз­лично для граждан и юридических лиц.

Согласно п.2 ст. 208 НК страховые выплаты физическим лицам при наступлении страхового случая относятся к их доходам и должны облагаться налогам на доходы фи­зических лиц (НДФЛ). При этом действуют ограничения, исключающие выплаты по до­говорам обязательного страхования.. Размер налогооблагаемой базы для НДФЛ опреде­ляется как разность между выплатой и рыночной стоимостью утраченного имущества (рыночной стоимостью ремонта поврежденного имущества)..

При определении налоговой базы для уплаты единого социального налога учи­тываются, согласно ст. 237 НК, любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, оплата работодателем страховых взносов по договорам добровольного страхования в пользу работникоов. Ис­ключение, согласно п. 1 ст. 238 НК, составляют суммы страховых взносов (платежей):

По обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплатель­щиком в порядке, установленном законодательством РФ;

Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного лич­ного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматри­вающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц (добро­вольное медицинское страхование);

Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного лич­ного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей (страхование от несчастных случаев).


При этом в письме Минналогслужбы России от 04.04.02 № СА-6-05/415 разъясне­но, что выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 статьи 237 НК, не подлежат включе­нию в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не отнесе­ны налогоплательщиками - организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем налоговом периоде.

Налогообложение страхователей - юридических лиц производится по иному, че­рез включение в их расходы затрат на страхование, согласно закрытому перечню таких затрат, приведенному в НК и соответствующему уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль. Не все затраты на страхование можно относить к расходам.

Согласно статьям 255 и 263 НК расходы на личное страхование, включая пенсион­ное и медицинское, относятся к расходам на оплату труда, а расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и ответственности - к расходам, связанным с про­изводством и реализацией продукции.

К расходам на оплату труда относятся платежи по обязательному страхованию и суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (до­говорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работни­ков со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имею­щими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспе­чения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

а) долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не
менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том
числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотрен­
ной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

б) пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспече­
ния. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсион­
ного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при
достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законода­
тельством РФ, дающих право на установление государственной пенсии;

в) добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не ме­
нее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов за­
страхованных работников;

г) добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай
наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспо­
собности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по догово­рам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) не­государственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогооб­ложения в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 % от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исклю­чительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застра­хованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанно­стей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в год на од­ного застрахованного работника.

Согласно ст. 263 НК к расходам, связанным с производством и реализацией про­дукции, относятся следующие расходы на обязательное и добровольное страхование имущества.

Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим ви­дам добровольного страхования имущества:

1) добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включа­ются в расходы, связанные с производством и реализацией;

2) добровольное страхование грузов;

3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капиталь­ного строительства (в том числе арендованных);

4) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительномонтажных работ;

5) добровольное страхование товарно-материальных запасов;

6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

7) добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщи­ком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое
страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в со­
ответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общеприня­
тыми международными требованиями.

Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых та­рифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и тре­бованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по указанным в настоящей статье добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению), согласно ст. 272 НК, признаются расходами в целях налого­обложения только в том отчетном периоде, в котором были выделены средства на оплату страховых взносов.

До вступления в силу главы 25 НК расходы по страхованию относились на себе­стоимость в ограниченном размере, от одного до трех процентов совокупной себестоимо­сти произведенной продукции (работ, услуг).

Налогообложение страхового бизнеса в разных странах различно. В ряде стран, например, в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Японии налогообложе­ние страховщиков не отличается от налогообложения обычных компаний. Страховщики, действующие на территории других стран, как правило, должны назначить налогового представителя или регулярно представлять полный список заключенных договоров.

Во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития, кроме Чехии и Польши, действуют налоговые вычеты для страхователей на сумму уплаченных страховых премий.

Предприятия Великобритании, в т.ч. и страховые, облагаются налогом на корпо­рации, ставка которого составляет 31%. Во Франции страховые компании, как и остальные юридические лица, обязаны уплачивать налог на прибыль, ставка которого составляет 33%. Страховые компании так­же платят в бюджет налог на страховые премии, уплачиваемые страхователем, и на доход от инвестиционной деятельности, за вычетом расходов на ведение дел. Налогообложение страховых компаний в Китае производится с их доходов (33% с китайских, 15% с иностранных, компании по страхованию жизни освобождаются от на­лога на доходы) и с оборота - 5% в 2003 г.

Инвентарь