Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности ""волшебный воздух". Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Занятие в доу по познавательно исследовательской деятельности

В подготовительной к школе группе №4 «Лучики» по теме «Невидимые (симпатические) чернила»

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

    Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Формировать представление о веществах, используемые для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил.

Развивающие задачи:

    Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: проведение опытов с лимоном, его применение, исследование водоплавающих птиц, их пользы для человека, домашнее задание про инструменты для письма, просмотр презентации «Как появилась письменность».

Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов, соревнование). Наглядный (использование разрезных картинок, оборудование для проведения опытов). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: аудиозапись, usb-устройство (музыкальная колонка), телевизор, ноутбук, письмо от Профессора Почемушкина, посылка с дипломами, смайлик, емкости: с молоком, лимонным соком, водой, с раствором йода; ватные палочки, утюг, салфетки, клеенки, картинки с изображением: живой природы, неживой природы и предметов, сделанных руками человека.


Демонстрационный материал: разрезные картинки, презентация «Симпатические чернила».

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(дети садятся полукругом на стульчики на ковре)

Сюрпризный момент.

Звучит запись «Входящее сообщение».

Сообщение:

«Здравствуйте ребята группы «Лучики». Это снова я- Профессор Почемушкин. Я спрятал в группе посылку с вашими дипломами, но чтобы её открыть, прочтите инструкцию в письме. Удачного вам исследования и до новых встреч…»

Что будем делать? (искать посылку)

(Нашли посылку, а на ней кодовый замок; письмо с инструкцией)

Какой интересный замок. Что это за замок, вы знаете? Как его открыть? А мы знаем код? Как вы думаете, где может быть код? (ответы детей)

Правильно, профессор сказал, чтобы открыть посылку, нужно прочитать инструкцию в письме.

(письмо открывается добрыми пожеланиями и улыбкой)

Психологический настрой.

Дети говорят добрые пожелания друг другу и передают смайлик. Как все сказали, письмо открывается.

А смайлик я повешу на доску, пусть улыбается нам все занятие. Согласны? (ответы детей)

Письмо:

(в письме 2 листа, с записанным кодом невидимыми чернилами)

Мотивация/ целеполагание.

Итак, что нам нужно сделать? (ответы детей)


Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

Этапы работы: узнать

Что такое чернила;

Чем писали раньше, чем пишут сейчас;

Какими чернилами может быть написан код;

2. Основная часть

Актуализация ранее приобретённых знаний.

(картинки с живой, неживой природой и предметов, сделанных руками человека)

Ребята выберите себе картинку и найдите своё место за столом. У одного из вас картинка со знаком вопроса: для него отдельный стол.

(3 стола с эмблемами Профессора Почемушкина: «живая природа», «неживая природа», «сделано руками человека»; на столах конверты с разрезными картинками, на отдельном столе - знак вопроса)

Итак, у нас 3 команды. У каждой на столе конверты. Нужно собрать картинку, работайте дружно, помогайте друг другу. Какая команда соберет быстрее, поднимет руки вверх. Приготовились, начали.

(собирают картинки: перо для письма, перьевая ручка, шариковая ручка; индивидуальное задание: сажа, древесный уголь , баночка с растворителем)

Молодцы, справились с заданием. Кто-то был побыстрее, кто- помедленнее, но правильно выполнили все.

Добывание и принятие нового знания.

Вопросы для индивидуального задания:

Ребята, посмотрите, что получилось у ….(имя ребёнка).

Как вы думаете, почему эти картинки вместе?

Ваши предположения - гипотезы.

Из этого делали первые (переворачиваю картинку, там написано «ЧЕРНИЛА»)

Что же такое чернила? (ответы детей)

Чернила - жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов.

Ваше предположение подтвердилось/ опровергалось?

Мы ответили на один из вопросов Профессора Почемушкина? (что такое чернила?) (да)

К какому разделу относятся чернила: живая природа, неживая природа, сделано руками человека?

Почему? (ответы детей)

Итак, чернилами пишут с помощью писчих инструментов.

Где же мы их можем увидеть? (на столах)

Вопросы:

Что у вас получилось?

Это как - то связано с нашим исследованием?

Ваши предположения - гипотезы: как же это связано?

Что нам нужно было узнать? (чем писали раньше, чем пишут сейчас?)

В каком порядке появлялись эти писчие инструменты? (приклеиваю на доске: гусиное перо; перьевая ручка; шариковая ручка)

А правильно ли мы думаем, узнаем после Физминутки.

Физминутка. (видео-файл: «Барбарики»)

Индивидуальные домашние задания: мини - рассказы детей о каждой картинке.

Гусиное перо:

«В период с 600 по 1800 годы н. э. испанцы, жители Севильи обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н. э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было удобно. Заостряли кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике».


Перьевая ручка:

«Гусиные перья существовали долго на рынке писчих предметов. Но в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, т. к. он не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и началась история перьевой ручки».

Шариковая ручка:

«В XIX веке изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, нужно было создать долго пишущую ручку с чернилами внутри. В 1945г. - шариковая ручка появилась на рынке товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты».

Спасибо за интересные рассказы.

Ребята, мы правильно предположили? (да)

Симпатические чернила.

Ребята, а какими чернилами написан код для замка на посылке, мы видим эти чернила? (нет)

Значит они какие? (невидимые)

Невидимые чернила называются «Симпатическими».

Из чего же они делаются, ваши предположения?

Проверим?

(показ фото-презентации «Симпатические чернила»)

НОД в старшей группе.

Это волшебное стекло.

Воспитатель – Бем Дана Дмитриевна, первая квалификационная категория.

Подготовительная работа. Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.

Материал: изделия из стекла, гуашь, стаканчик с водой, влажные и бумажные салфетки.

Цель: создание условий для изучения свойств стекла.

Задачи:

Учить выявлять свойства стекла: хрупкость, прозрачность, водонепроницаемость, прозрачность (цвет), издаёт звук;

Развивать внимание, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения;

Воспитывать бережное обращение со стеклянными предметами.

Ход образовательной деятельности.

Вступительная часть.

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями. Воспитатель предлагает произнести приветствие.

Станем рядышком по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Основная часть.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы и т.д.

Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать.

Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему? (Они все сделаны из стекла)

Что вы знаете о стекле?

Ответы детей.

Ребята, давайте возьмём в руки стекло. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное, скользкое)

Если уронить предмет, что произойдёт?

Оно разобьётся.

Давайте посмотрим, как может разбиться предмет из стекла.

Показывает видео.

Как вы думаете, почему мы не стали с вами проводить такой опыт?

Ответы детей.

Назовите изделия из стекла, в которое можно налить воду.

Воспитатель предлагает налить воду в стакан.

Пропускает ли стакан воду? (нет) Значит, стекло водонепроницаемое, в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы услышите? (звук)

Правильно, звук. Давайте попробуем.

Дети проводят опыт на посуде разной толщины и делают вывод о том, что высота звука зависит от толщины стекла.

Давайте опустим шарик в стакан. Посмотрите, что в стакане?

Воспитатель интересуется, как они догадались. Выслушивает ответы детей.

Дети делают вывод, что стекло прозрачное.

Как используют это свойство стекла – прозрачность?

Ответы детей.

Стекло бывает прозрачное, а ещё какое бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.

Дети смотрят на стол и видят изделия из цветного стекла.

Для чего используют изделия из цветного стекла?

Ответы детей.

Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла и очень хрупкое. С его помощью мы сегодня будем учиться разным чудесам. Готовы?

Давайте закроем глаза и представим, что попали на полянку, на которой почему-то нет ни одного цветочка. Как же нам быть? (нарисуем цветочки и травку)

Выберите цвет, который вам больше нравится. Обмакните свой пальчик и наполните нашу полянку волшебством. Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями, использовать в одной композиции несколько цветов. А если у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования можно потереть мокрой губкой и нанести новый рисунок.

Дети рисуют самостоятельно.

Когда дети закончили работу, воспитатель обращает внимание на целостность картины. Отмечает, что, благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как объёмное, пропускающее через себя свет.

Итог.

Давайте назовём все свойства стекла:

Стекло прозрачное,

Стекло может быть бесцветное и цветное,

Стекло хрупкое,

Стекло не пропускает воду, водонепроницаемое,

При постукивании издаёт звук.

Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникли? Чему новому научились?

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Описание . Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.
Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.
Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи.
Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.
Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка»
Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах.
Заучивание стихотворения о воде.
Экологическая прогулка на реку.
Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Ход занятия.

Ребята, вам нравится что мы здесь собрались? И мне нравиться, а давайте об этом расскажем товарищу.
Музыкально -коммуникативная игра «Как здорово»
Звучит фонограмма «Я водяной»
Воспитатель.Кажется это поет водяной, как вы думаете, а почему он такой грустный? А давайте отправимся к нему в гости и ему станет весело так же, как нам сейчас. На чем мы можем к нему добраться. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. - Воздух.
Открываю изображение воздушного шара

Скажите, а зачем под шаром расположена горелка?(предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом, когда его нагревают..
Опыт 1 .
Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается.Кто же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух?
Давайте все возьмемся за руки. Итак включается горелка–воздух нагревается - расширяется и шарик заполняется и мы летим - вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (дети бегут на стульчики) Вот мы с вами оказались на берегу реки.


Ребенок Вы слыхали о воде – говорят она везде
В луже, море океане и в водопроводном кране
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда
Без неё нам не умыться, не наесться,не напиться
Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Давайте посмотрим по сторонам - нет ли здесь нашего Водяного?.
Зрительная гимнастика. (Музыкальная игра «смотрит влево-смотрит вправо)Входит Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Спасибо, что вы пришли, а то мне так скучно, знаете у меня здесь столько воды и я так привык шлепать босыми ногами по лужам, купаться,брызгаться, после этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в свое любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Ребята,попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Опыт 2 . Запах воды.
Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах?
Водяной. Я не знаю
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?

Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3. Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать)
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?

Сделай вывод.
Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой.
Опыт 4.
Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
Пальчик и наши устали. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра.(упражнения под музыку Елены Железновой)
Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу,


солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)

Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили.
Воспитатель. Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали?
(Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды.
Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик?
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде?
Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.

Конспект занятия по исследовательской деятельности

в старшей группе.

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становления сознания;

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Продолжать учить читать схемы;

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки.

Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Оборудование: фартуки по количеству детей, клей, тарелочки для клея, кисточки, салфетки, пипетки, растворенный пищевой краситель.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации растений, круги Эйлера, схема свойств воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой, на бутылочках цифры «1», «2».

Раздаточный материал: рабочие карточки для исследования лист А4 разделенный на 8 столбиков и 3 горизонтальных полосок,первый столбик не заполняется; 2 графа - картинка «язык» зачернут, 3 - «нос» перечеркнут красными линиями, 4- пустой стакан, 5 -рисунки треугольника, квадрата, 6 - радуга, 7 -стакан с кусочком сахара,8 - кисть руки; фишки красного и зеленого цвета, одноразовые стаканчики, ложечки, соль, кисточки, набор картинок подсолнуха и капельки воды.

Предварительная работа:

Беседа о воде.

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.

Отгадывание загадок.

Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной

Во время сравнения камня с древесиной дети заполняли лист исследования. Древесина и камень сравнивались по таким признакам,как плавучесть, вес, горючесть, нагревание,использование в строительстве.Составились следующие листы исследования.

Экскурсия на кухню, знакомство с поваром, с работой поваров.

Ход НОД:

1.Беседа воспитателя с детьми о времени года.

2.Мотивация.

Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.

3.Беседа.

Воспитатель: -Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

4 .Дидактическая игра «Образуй новое слово».

Воспитатель показывает картинку,дети называют растение и образуют слово с вопросом «Какое?».

Тыква- тыквенное , орех- ореховое, оливки- оливковое , томат - томатное, кукуруза - кукурузное, подсолнух- подсолнечное, горчица -горчичное, лен - льняное, репей - репейное, хлопок - хлопковое, виноград - виноградное, огурец - огуречное.

Поместить на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5.Исследовательская деятельность.

Будем проводить исследование.Необходимо надеть фартуки,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования,мы будем приклеивать красные кружки,если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель.

Перейдем к исследованию.

6.Практическая деятельность.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

Дети нюхают содержимое, пробуют на вкус, добавляют соль или сахар, капают краситель.

После исследования, дети за столами приклеивают фишки в первой строчке: красная -этого свойства нет, зеленая - есть это свойство.

Например: 2 колонка-«язык» перечеркнут красными линиями,содержимое первой бутылочки не имеет вкуса -зеленая фишка.

7.Физминутка.

Две сестрицы - две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.

Определить прозрачность,

Имеет ли вещество цвет;

Есть ли запах;

Растворяет ли сахар в нашем случае;

Остается ли след на руках.

9.Вывод.

Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10.Работа с кругами Эйлера.

В красный круг помещаем признаки воды, в синий - масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

Итог занятия.

Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

Ход занятия.

В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

Орг. игра с воздухом «Парашют»
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
- А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
- Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь)
- Что внутри них? (воздух)
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

Обустройство участка