Межведомственная комиссия по программе помощи ипотечным заемщикам. Документы переданы в межведомственную комиссию аижк Жертвы программы помощи ипотечным заемщикам

Приветствуем Вас на страницах онлайн журнала «Ипотековед.RU». Сегодня мы расскажем о том, что такое программа помощи ипотечным заемщикам и как именно вы можете получить помощь в погашении ипотеки от государства в 2019г.

Сегодня вы узнаете:

— Что это такое программа помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков?

— Как получить помощь в погашении ипотеки от государства?

— Отзывы получивших помощь государства в выплате ипотеки.

Итак, вперед!

Ипотека стала одним из эффективных инструментов решения жилищного вопроса в России. Да, у неё есть ряд минусов и плюсов, которые мы рассмотрим в отдельном посте нашего проекта, но это реальная возможность, особенно молодым семьям, приобрести жилье.

С наступлением очередного кризиса в экономике, государству пришлось оказать поддержку ипотечным заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию. В апреле 2015 вышло соответствующее 373 Постановление Правительства РФ от 20.04.2015, подписанное Д.А. Медведевым. Оператором реализации данного проекта стало АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

Первоначально данное постановление предусматривало срок действия программы помощи до конца 2016 года, но неоднократно вносились в него изменения и дополнения. На сегодняшний день, согласно последним изменениям 373 Постановления Правительства от 24.11.2016 года , помощь ипотечным заемщикам (реструктуризация ипотеки) действует до 1 марта 2017 г (продлено до 31 мая 2017 Постановление правительства РФ от 10.02.2017 №172, с 07.03.2017 прием новых заявок приостановлен в связи с израсходованием средств по программе.

Однако в июле 2017 года было выделено дополнительно 2 млрд. рублей из фонда правительства на возобновление программы. 11.08.2017 вышли новые условия участия в программе помощи ипотечным заемщикам — , о которых вы узнаете из этого поста) и заключается в следующем:

  • Снижаются обязательства заемщика по ипотеке перед банком в размере от 20% до 30% от остатка (на усмотрение банка кредитора), но не более чем на 1500 000 руб.
  • По согласованию заемщика и банка можно выбрать формат помощи, а именно, либо направить всю сумму помощи в ипотеку в гашение основного долга и тем самым уменьшить ежемесячный платеж, либо на снижение ежемесячного платежа на 50% и более сроком до 1,5 лет.
  • Замена валютной ипотеки на рублевую. При этом ставка по ипотеке не может быть выше 11,5% годовых. Для рублевой ипотеки не выше действующей в банке ставки за исключением случаев, предусмотренных договором ипотеки, при нарушении правил страхования.
  • До 1 сентября должна быть создана специальная межведомственная комиссия, которая сможет увеличивать предельную выплату по программе в 2 раза и одобрять заявки на участия если есть отклонения от базовых условий, но не более чем в двух пунктах.

Пример: Если у семьи остаток по ипотеке на момент реструктуризации составляет 2 млн. рублей и, после проверки документов АИЖК, банк кредитор принял решение списать долг в размере 20% остатка основного долга, то при ипотеке в 12% годовых с остатком срока в 10 лет платеж сократиться с плановых 28694 руб. в месяц до 22955. Выгода 5739 рублей.

Существует мнение, что очень часто банки отказывают в проведении реструктуризации ипотеки, но на самом деле данная процедура им очень выгодна т.к. понесенные банком убытки (неполученный процентный доход) из-за досрочного гашения компенсируется государством.

Изменения в программе помощи ипотечных заемщиков от 10.02.2017 предполагают, что максимальное возмещение 30% от остатка (до 1,5 млн. руб.) компенсируется государством только в том случае, если в семье есть двое детей или вы инвалид (ребенок инвалид), а также могут претендовать ветераны боевых действий. С одним ребенком можете претендовать только на 20%. Изменения от 10 августа 2017 года позволяют увеличить размер максимальной выплаты в два раза по решению специальной межведомственной комиссии. Также ипотечный кредит должен быть выдан не ранее 12 месяцев до даты подачи заявления на реструктуризацию.

Проанализировав негативные отзывы о выплате ипотеки с помощью государства, наши эксперты пришли к выводу, что чаще всего основанием отказа является недостоверная информация, предоставленная заемщиком и не знание основных требований и условий поддержки государства. Давайте поговорим сейчас о них.

Важный момент! Приём документов по Программе приостановлен со 2.12.2018 и программа больше пока не работает.

Кто может получить поддержку от государства

Постановление Правительства № 373 с изменениями от 24.11.2016 предусмотрен следующий список лиц, кому государство может помогать выплачивать платеж по ипотеке:

  • Граждане РФ с 1 или более несовершеннолетним ребенком;
  • Опекуны (попечители) 1 или более несовершеннолетнего ребенка;
  • Участники боевых действий;
  • Инвалиды или семьи с детьми инвалидами;
  • Граждане с иждивенцами детьми до 24 лет, которые обучаются на очной форме в образовательном заведении.

Требования к ипотечному жилью

Чтобы получить помощь от государства, залоговая квартира по ипотеке обязана соответствовать этим характеристикам:

  • Не должна превышать общей площади для однушки – 45 кв.м., для квартиры с двумя комнатами – 65 кв.м. и для трешки и более — 85 кв.м.
  • Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья превышает не больше 60% средней стоимости типовой квартиры в вашем регионе на дату заключения кредитного договора (по данным Федеральной службы государственной статистики).
  • Жилое помещение должно быть единственным для заемщика по ипотеке. При этом разрешается иметь совокупную долю собственности всех членов семьи не более 50% в одном другом жилом помещении. Отсчет о наличии собственности ведется от 30.04.2015. Т.е. не получиться оперативно переписать/подарить «лишнюю» недвижимость, чтобы стать участником.

Важный момент! Требование к общей площади ипотечного жилья и стоимости квадратного метра не распространяется на семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми. Если у вас есть собственность в другом жилье более 50%, то вам откажут по программе, но можно переписать её на родственников и тогда все будет ок. Чтобы это сделать быстро и без проблем, рекомендуем записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу (акция до 31.12.2019) в специальной форме в углу. С 11.08.2017 споры по квадратным метрам и отклонениям по программе должна решать специальная межведомственная комиссия, которая будет создана в сентябре.

Требования к ипотечным заемщикам

  • Гражданство России
  • Ваш доход ниже двух прожиточных минимумов в вашем месте проживания на каждого человека в семье, если отнять от него ваш ежемесячный платеж по ипотеке. Анализируются три полных последних месяца. При этом платеж по ипотеке должен вырасти не менее чем на 30% от первоначального платежа.

Т.е. данная программа подходит только под валютных ипотечников и тех заемщиков у кого плавающая ставка. Для обычных ипотечных заемщиков невозможна ситуация, когда текущий платеж выше первоначального на 30%. Но когда заработает межведомственная комиссия можно будет подать туда заявку на рассмотрение т.к. допускается до 2-х отклонений от условий. Отклонение по увеличению ежемесячного платежа в том числе.

Если у вас в ипотеке есть созаемщик и у него оформлена доля в собственность в этой квартире, то он обязан предоставить полный пакет документов как по себе, так и по членам своей семьи.

А теперь ответьте на эти вопросы. Если по одному из них у вас получен ответ «НЕТ», то претендовать на участие в программе поддержки ипотечных заемщиков в 2019 году вы не сможете.

  1. У вас есть несовершеннолетние дети или вы опекун (попечитель) таких детей?
  2. Жилье в ипотеку куплено в России?
  3. Все заемщики по ипотеке граждане РФ?
  4. После вычета ипотечного платежа, доход на каждого члена вашей семьи меньше двух прожиточных минимумов в вашем регионе?
  5. Ваш платеж увеличился на 30% от первоначального графика?
  6. Ипотека оформлена на покупку готового или жилья в стройке?
  7. Общая площадь жилья меньше 45 кв.м для однушки, 65 кв.м. для двушки и 85 кв.м. для трешки и выше (кроме семей с 3-я и более детьми).
  8. Стоимость 1 кв.м. не более 60% средней стоимости квадрата в типовой квартире вашего региона?

Если у вас все ответы «Да», то вы сможете получить поддержку от государства в гашении ипотечных кредитов.

Как получить государственную поддержку

Теперь вы уже знаете, что можете рассчитывать на поддержку от государства в погашении ипотеки. Теперь осталось узнать, как её получить.

Прежде всего вам необходимо обратиться в банк, где вы получали ипотеку. В данной программе помощи ипотечных заемщиков участвуют почти все основные банки. Полный список можно скачать .

Как правило, данным вопросом занимается отдел по работе с просроченной задолженностью. Достаточно просто позвонить в контактный центр вашего банка и узнать, где он находится.

В банке вам выдадут список документов для государственной поддержки по ипотеке. Примерный список представлен ниже:

  1. Заявление-анкета с обязательным указанием причины для оказания вам помощи со стороны государства (снижение доходов, сокращение, декрет и т.д.).
  2. Паспорта, свидетельства о рождении несовершеннолетних всех членов семьи.
  3. Свидетельство о браке (если брак зарегистрирован).
  4. Свидетельство о расторжении брака, смене ФИО, родителей и детей, соглашение родителей о проживании ребенка с одним из родителей (если требуется).
  5. Решение органов опеки или решение суда об установлении опекунства (для опекунов и попечителей).
  6. Удостоверение ветерана боевых действий (для ветеранов).
  7. Документы по инвалидности у заемщика или созаемщика или у их детей.
  8. Свидетельство о рождении для лиц в возрасте до 24 лет, находящихся на иждивении.
  9. Справка о составе семьи для подтверждения проживания иждивенца до 24 лет у заемщика/созаемщика.
  10. Справка из образовательного учреждения о том, что ребенок до 24 лет находящийся на иждивении заемщика/созаемщика, обучается по очной форме обучения.
  11. Извещение из Пенсионного Фонда о том, что лицо до 24 лет, находящиеся на иждивении не имеет самостоятельных трудовых доходов.
  12. Заверенная копия трудовой книжки заемщика/созаемщика.
  13. Официальная справка с работы (для военных или сотрудников правоохранительных органов).
  14. Свидетельство о регистрации ИП (для индивидуальных предпринимателей).
  15. Приказ Минюста России о назначении нотариусом (для нотариусов).
  16. Трудовая книжка и/или истекший трудовой договор для безработных.
  17. Документ о постановке на учет в службу занятости (для неработающих).
  18. Извещение пенсионного фонда о состоянии лицевого счета застрахованного лица (для всех).
  19. Справка из ФСС РФ о доходе по временной нетрудоспособности, пособиях и иных выплатах.
  20. Справка о доходе по форме 2 НДФЛ или по форме банка от всех членов семьи.
  21. Справка банка о совокупном размере дохода семьи (предоставляется банком).
  22. Налоговые декларации, патенты и т.д.
  23. Справка о размере пенсии для пенсионеров.
  24. Кредитный договор
  25. Закладная (если оформлялась, то она находится в банке).
  26. Заявление от заемщиков о наличии у них недвижимого имущества на территории России.
  27. Договор долевого участия (для ипотеки на новостройку).
  28. Договор оценки залога по ипотеке.
  29. Технический/кадастровый паспорт по жилому помещению.
  30. График платежей по ипотеке.

Список достаточно внушительный и заставит вас немного побегать, но оно того стоит. Единственный момент достаточно сложный – это выписки из ЕГРН. Они стоят денег. Одна выписка о правах на имущество по всей России 1500 рублей на человека и их вам никто не вернет при отказе. В прошлый раз было много жалоб на это. С 11.08.2017 требование о наличии выписки из ЕГРН отменено. Банк не в праве её требовать. АИЖК самостоятельно запрашивает её.

После того как полный список документов предоставлен в банк, ответственный сотрудник должен направить их в АИЖК для проверки. В среднем она длится 30 дней, но отзывы участников свидетельствуют, что может доходить и до полугода т.к. банк и АИЖК запрашивают дополнительные документы по своему усмотрению.

Когда АИЖК примет положительное решение, банк сообщит вам о дате встречи. Далее вам нужно будет подписать новый график платежей, новый документ ПСК, заключить договор о реструктуризации (дополнительное соглашение к договору ипотеки), соглашение об изменений условий закладной. Далее нужно будет ждать от 2-х до 4 недель, когда будет запрошена из архива банка закладная. После этого необходимо вместе с полным пакетом кредитных документов и соглашением об изменений условий закладной (обязательно сделайте копии) посетить юстицию для госрегистрации изменений.

Аналогично проходит процесс в Газпромбанке. В ВТБ 24 закрывают ипотеку и выдают новый кредит на меньшую сумму, а это значит, что у вас опять возникают расходы по оплате страховки и оценки.

Плата за реструктуризацию ипотеки не предусмотрена. Проведение данной процедуры не освобождает вас от уплаты ежемесячного платежа и страховых взносов, предусмотренных договором.

Приказ Министерства хозяйства РФ от 30 августа 2017 г. № 1184/пр “О создании и организации работы Межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), ...

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2017 г. № 961 «О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации» приказываю:

1. Создать Межведомственную комиссию по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Межведомственная комиссия).

2. Утвердить:

а) состав Межведомственной комиссии согласно к настоящему приказу.

б) положение о Межведомственной комиссии согласно к настоящему приказу;

в) порядок работы Межведомственной комиссии согласно к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального Н.Е. Стасишина.

Министр М.А. Мень

Приложение № 1
к Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 30.08.2017 № 1184/пр

Состав
межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

Н.Е. Стасишин - Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (председатель Межведомственной комиссии);
С.Р. Платонов - Заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (заместитель председателя Межведомственной комиссии);
В.В. Русанов - Помощник Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
И.Б. Дивинский - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
A.M. Чернецкий - Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (член Межведомственной комиссии);
О.И. Крайнова - Заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
А.Ю. Кирьянов Первый заместитель Председателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами при Общественной палате Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
Т.Н. Москалькова - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
Т.С. Федотов - Начальник Управления защиты гражданских прав человека Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (член Межведомственной комиссии).

Приложение № 2
к Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 30.08.2017 № 1184/пр

Положение
о межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Межведомственная комиссия по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Межведомственная комиссия), создана во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2017 г. № 961 «О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации» в целях повышения эффективности реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной жизненной ситуации (далее - программа помощи).

2. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и Порядком работы Межведомственной комиссии.

3. Межведомственная комиссия формируется в количестве не менее девяти членов, включая председателя, заместителя председателя и членов Межведомственной комиссии.

Состав Межведомственной комиссии формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, Федерального Собрания Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

4. Основными функциями Межведомственной комиссии являются:

Рассмотрение в соответствии с пунктами 7 и 9 Основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Основные условия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» обращений кредиторов (заимодавцев) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом (далее - кредиторы-участники программы помощи, программа помощи);

Принятие решений о возможности (невозможности) увеличения возмещении кредиторам-участникам программы помощи предельной суммы возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу);

Принятие решений о возможности (невозможности) осуществления акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее - АО «АИЖК») выплаты кредиторам-участникам программы помощи возмещения убытков (их части) в случае проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) при несоблюдении не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 Основных условий.

5. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным порядком ее работы.

6. Заседания Межведомственной комиссии проводятся в форме заочного голосования не реже одного раза в месяц. В случае необходимости по решению председателя Межведомственной комиссии заседания могут проводиться в очной форме.

7. Заседание Межведомственной комиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины ее членов.

Заочное голосование считается состоявшимся в случае, если не менее половины членов Межведомственной комиссии представили в установленный срок надлежащим образом оформленные опросные листы. Решения путем заочного голосования принимаются при отсутствии членов Межведомственной комиссии. Вопросы, по которым не приняты решения путем заочного голосования, могут быть рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии

8. Председателем Межведомственной комиссии по должности является заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

9. Председатель Межведомственной комиссии:

осуществляет общее руководство работой Межведомственной комиссии;

утверждает формы документов, необходимых для организации работы Межведомственной комиссии;

созывает заседания Межведомственной комиссии;

утверждает повестку дня заседания Межведомственной комиссии и перечень вопросов, выносимых на заочное голосование, устанавливает дату окончания срока представления заполненных опросных листов и дату определения результатов заочного голосования;

рассматривает поступившую от членов Межведомственной комиссии информацию и поступившие опросные листы членов Межведомственной комиссии в случае проведения заочного голосования.

10. В отсутствие председателя Межведомственной комиссии при организации и/или проведении заседания Межведомственной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Межведомственной комиссии.

11. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии:

ведет протокол заседания и оформляет решения Межведомственной комиссии;

организует работу по подготовке заседаний Межведомственной комиссии, формирует по согласованию с председателем Межведомственной комиссией повестку дня заседания и список приглашенных на заседание лиц (при необходимости), а также обеспечивает получение материалов по вопросам, подлежащих рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии;

привлекает специалистов АО «АИЖК» для анализа предоставленных кредиторами-участниками программы помощи запросов на предмет корректности их составления и проверки комплектности поступивших документов;

информирует членов Межведомственной комиссии и лиц, приглашенных на заседание, о повестке дня заседания, дате, месте, времени его проведения, а также направляет копии материалов, подлежащим к рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии;

подготавливает опросные листы по вопросам, вынесенным на заочное голосование, и направляет их членам Межведомственной комиссии;

уведомляет членов Межведомственной комиссии о дате окончания срока предоставления заполненных опросных листов и дате определения результатов заочного голосования;

представляет председателю Межведомственной комиссии поступившие опросные листы членов Межведомственной комиссии в случае проведения заочного голосования;

обеспечивает учет и хранение документации по вопросам деятельности Межведомственной комиссии;

согласовывает с председателем Межведомственной комиссии и по факту согласования подписывает протокол заседания Межведомственной комиссии;

направляет копии протокола заседания Межведомственной комиссии ее членам, а также АО «АИЖК» в целях последующего учета при планировании действий в качестве оператора программы помощи;

выполняет иные функции по поручению председателя Межведомственной комиссии.

12. Члены Межведомственной комиссии:

а) участвуют в обсуждении рассматриваемых Межведомственной комиссией вопросов, выработке и принятии решений по ним, голосовании;

б) вносят председателю Межведомственной комиссии предложения по организации работы комиссии;

в) представляют ответственному секретарю Межведомственной комиссии материалы по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании комиссии;

г) предлагают кандидатуры должностных лиц заинтересованных федеральных органов государственной власти, не входящих в состав Межведомственной комиссии, для участия в заседании;

д) не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В случае отсутствия на заседании, проводимом в очной форме, вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании, подлежит отражению в протоколе и учитывается как голос присутствующего на заседании члена Межведомственной комиссии.

13. Решения Межведомственной комиссии:

а) принимаются большинством голосов членов Межведомственной комиссии, в том числе голосов председателя и заместителя председателя Межведомственной комиссии, при равенстве голосов голос председателя Межведомственной комиссии является решающим;

б) оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Межведомственной комиссии;

в) доводятся до сведения членов Межведомственной комиссии, АО «АИЖК» и кредиторов-участников программы помощи, направивших запрос на рассмотрение Межведомственной комиссии.

дата и номер протокола;

фамилия, инициалы и должность членов Межведомственной комиссии;

сведения об имеющемся кворуме;

вопросы повестки дня заседания (заочного голосования) Межведомственной комиссии;

15. Организационное, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет Департамент жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приложение № 3
к Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 30.08.2017 № 1184/пр

Порядок
работы межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Настоящий Порядок устанавливает общие правила организации деятельности Межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее Межведомственная комиссия), предусмотренных пунктами 7 и 9 Основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Основные условия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования».

2. Принятие Межведомственной комиссией решений, предусмотренных пунктами 7 и 9 Основных условий, осуществляется на основании соответствующих обращений кредиторов (заимодавцев) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, (далее - обращения кредиторов-участников программы помощи, кредиторы-участники программы помощи).

3. Обращения кредиторов-участников программы помощи, поступившие в АО «АИЖК» и зарегистрированные в информационной системе АО «АИЖК», анализируются ответственным секретарем Межведомственной комиссии на предмет корректности их составления и соответствия положениям пунктов 7 и (или) 9 Основных условий, а также комплектности поступивших документов в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с даты их регистрации и в случае ненадлежащего оформления обращения и (или) некомплектности поступивших документов, в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты регистрации данного обращения в информационной системе АО «АИЖК» возвращается кредитору-участнику программы помощи без рассмотрения Межведомственной комиссией.

4. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии еженедельно (не позднее второго дня недели) информирует председателя и заместителя председателя Межведомственной комиссии о количестве поступивших обращений кредиторов-участников программы помощи и принятых к рассмотрению Межведомственной комиссией.

5. На основании представленной ответственным секретарем Межведомственной комиссии информации председателем Межведомственной комиссии принимается решение о созыве заседания Межведомственной комиссии.

Дата заседания Межведомственной комиссии назначается не ранее чем через 14 (четырнадцать) рабочих дней с даты принятия решения о его проведении.

Информация о принятом решении о созыве заседания Межведомственной комиссии доводится до ответственного секретаря Межведомственной комиссии не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

6. Не менее чем за 12 (двенадцать) рабочих дней до назначенной даты заседания секретарь Межведомственной комиссии согласовывает с председателем Межведомственной комиссии повестку дня заседания.

Обращения кредиторов-участников программы помощи, принятые секретарем Межведомственной комиссии к рассмотрению Межведомственной комиссией после формирования повестки очередного заседания Межведомственной комиссии, включаются в повестку дня следующего заседания Межведомственной комиссии.

7. Не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до назначенной даты заседания ответственный секретарь Межведомственной комиссии информирует ее членов о дате, времени, месте, форме проведения заседания, направляет повестку заседания, опросные листы по вопросам, вынесенным на заочное голосование, и материалы, подлежащие рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии.

8. Не позднее даты проведения заочного заседания члены Межведомственной комиссии предоставляют ответственному секретарю Межведомственной комиссии информацию о своей позиции по каждому обозначенному в повестке вопросу в соответствии с опросными листами.

9. До завершения рабочего дня, следующего за днем проведения заочного заседания Межведомственной комиссии, секретарь Межведомственной комиссии направляет председателю Межведомственной комиссии на согласование проект протокола заседания.

10. Протокол заседания подписывается секретарем и председателем Межведомственной комиссии в срок не позднее завершения 3 (третьего) рабочего дня после проведения заседания Межведомственной комиссии.

11. В течение 1 (одного) рабочего дня с даты подписания протокола заседания секретарь Межведомственной комиссии направляет копию протокола заседания Межведомственной комиссии ее членам, а также АО «АИЖК» для целей учета при планировании действий в качестве оператора программы помощи.

12. В случае, если более 1 (одного) члена Межведомственной комиссии обозначили свою позицию о необходимости рассмотрения вопроса на заседании Межведомственной комиссии в очной форме, председатель Межведомственной комиссии принимает решение о включении вопроса в повестку дня заседания Межведомственной комиссии в очной форме.

13. По вопросам повестки дня заседания Межведомственной комиссии, проводимого в очной форме, проводится голосование.

Решение по итогам заседания Межведомственной комиссии, проводимого в очной форме, принимается большинством голосов членов Межведомственной комиссии.

14. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии в срок не более 3 (трех) рабочих дней с даты подписания протокола заседания Межведомственной комиссии, на котором было принято решение, информирует кредитора-участника программы помощи о решении Межведомственной комиссии путем направления копий протокола (выписок из протоколов).

Обзор документа

Ранее было решено продолжить реализацию программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

Были изменены условия реализации программы. Предусмотрено создание межведомственной комиссии.

В связи с этим утверждены положение о межведомственной комиссии и порядок ее работы.

Комиссия формируется в количестве не менее 10 членов. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, Федерального Собрания, ЦБ РФ, Общественной палаты, Уполномоченного по правам человека в России.

Комиссия рассматривает обращения кредиторов - участников программы помощи, принимает решения относительно увеличения предельной суммы возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу). Она принимает решения о выплате возмещения убытков (их части) в случае проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) при несоблюдении не более 2 условий, предусмотренных программой помощи.

Состав Межведомственной комиссии формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, Федерального Собрания Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 4. Основными функциями Межведомственной комиссии являются: — рассмотрение в соответствии с пунктами 7 и 9 Основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее — Основные условия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г.

Новые условия программы помощи ипотечным заемщикам 2017-2018 г.

В категорию рублевых заемщиков, у которых вырос ежемесячный платеж на 30% и более попадают ипотечники, которые ранее из-за тяжелой финансовой ситуации реструктуризировались по внутренним программам банка с получением отсрочки платежа, но увеличением его размера. По мнению авторов новой программы, на фоне существенного снижения ипотечных ставок по сравнению с 2015-2016 годом, условие об увеличении ежемесячного платежа минимум на 30% является справедливым, рублевые ипотечники сейчас имеют возможность реструктуризировать ипотеку для снижения ежемесячного платежа напрямую в банках. По словам главы АИЖК Александра Плутника, сегодня банки предлагают перекредитование ипотеки по ставкам от 9,5% годовых.

Таким образом, программа стала еще более ориентирована на помощь заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации.
Председателем Межведомственной комиссии по должности является заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. 9. Председатель Межведомственной комиссии: осуществляет общее руководство работой Межведомственной комиссии; утверждает формы документов, необходимых для организации работы Межведомственной комиссии; созывает заседания Межведомственной комиссии; утверждает повестку дня заседания Межведомственной комиссии и перечень вопросов, выносимых на заочное голосование, устанавливает дату окончания срока представления заполненных опросных листов и дату определения результатов заочного голосования; рассматривает поступившую от членов Межведомственной комиссии информацию и поступившие опросные листы членов Межведомственной комиссии в случае проведения заочного голосования. 10.

Документы переданы в межведомственную комиссию аижк

Межведомственная комиссия по принятию решений о возмещении кредиторам (займодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее — Межведомственная комиссия), создана во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2017 г.
Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом (далее — кредиторы-участники программы помощи, программа помощи); — принятие решений о возможности (невозможности) увеличения возмещении кредиторам-участникам программы помощи предельной суммы возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу); — принятие решений о возможности (невозможности) осуществления акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее — АО «АИЖК») выплаты кредиторам-участникам программы помощи возмещения убытков (их части) в случае проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) при несоблюдении не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 Основных условий. 5.
Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. Новое условие. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа). Таким образом, несмотря на то, что программа помощи рассчитана не только для валютных заемщиков, ее условие о повышении на 30 % ежемесячного платежа предполагает, что данной программой смогут воспользоваться преимущественно граждане, взявшие ипотеку в иностранной валюте.

К ним относятся: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ 24, Россельхозбанк, Банк Москвы, ЮниКредит Банк, Промсвязьбанк, РОСБАНК, БИНБАНК, Абсолют Банк, Автоградбанк, АК БАРС, АКИБАНК, ГЛОБЭКСБАНК, Дальневосточный банк, Запсибкомбанк, Банк ЗЕНИТ, Ижкомбанк, Крайинвестбанк, Курскпромбанк, ЛОКО-Банк, МЕТКОМБАНК, МТС-Банк, ОТП Банк, Примсоцбанк, РосЕвроБанк, Связь-Банк, Собинбанк, Центр-инвест. Напомним, что для получения реструктуризации необходимо обращаться в банк, выдавший ипотечный кредит, а далее уже сам банк обращается в «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Поэтому в случае удовлетворения всем вышеперечисленным условиям в заявлении в банк не лишним будет сослаться на постановление Правительства РФ от 20.04.2015 N 373.


С постановлением Правительства РФ N 373 в действующей редакции можно ознакомиться по ссылке.

Внимание

Обратите внимание, что программа не предусматривает полное освобождение заемщика от внесения ежемесячных платежей по кредиту, от уплаты штрафов, пеней и неустоек, начисленных по условиям кредитного договора (договора займа). Кредитор может рассмотреть вопрос о частичном или полном списании штрафов, пеней и неустоек за просроченные платежи, образовавшихся в период ухудшения платежеспособности заемщика. Однако по программе помощи, утвержденной Правительством РФ, он это делать не обязан.


Кроме того, программа не предусматривает освобождение заемщика от обязательств по страхованию имущества и титула, а также личного страхования, условия по которым прописаны в действующем кредитном договоре. Переходные положение Многие заемщики подавали заявления о реструктуризации кредитов в начале 2017 года в рамках программы помощи ипотечным заемщикам (в старой редакции).
Межведомственной комиссии поступившие опросные листы членов Межведомственной комиссии в случае проведения заочного голосования; оформляет протоколы заседания (заочного голосования) Межведомственной комиссии; обеспечивает учет и хранение документации по вопросам деятельности Межведомственной комиссии; организует рассылку копий протоколов (выписок из протоколов) заседаний (заочного голосования) Межведомственной комиссии; согласовывает с председателем Межведомственной комиссии и по факту согласования подписывает протокол заседания Межведомственной комиссии; направляет копии протокола заседания Межведомственной комиссии ее членам, а также АО «АИЖК» в целях последующего учета при планировании действий в качестве оператора программы помощи; выполняет иные функции по поручению председателя Межведомственной комиссии. 12.
Комиссия будет заниматься рассмотрением вопросов о предоставлении увеличенного размера финансовой помощи семьям (до 3 миллионов рублей), находящимся в особо тяжелых ситуациях, а также о предоставлении права участия в программе семьям, которые имеют небольшие расхождения с 1-2 условиями программы. Сотрудник Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) пояснил, что комиссия может допустить заемщика к реструктуризации, если, например, площадь его жилья больше на пару квадратных метров, чем допускают условия программы, или большая семья имеет долю больше 1/2, но в однокомнатной «хрущевке». «А так, чтобы совсем не подходить даже по какому-то одному условию, то это маловероятно. Тогда нас «завалят» и владельцы элитной недвижимости, и те, у кого десяток квартир.
Но Вы, конечно, можете попытаться, если банк примет документы…» – добавил сотрудник.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 17, ст. 2567; № 50, ст. 7179; 2016, № 50, ст. 7089; 2017, № 8, ст. 1245).

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

до 1 сентября 2017 г. создать межведомственную комиссию по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвердить положение об указанной комиссии, состав и порядок ее работы;

направить акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" в установленном порядке денежные средства в размере 2 млрд. рублей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1579-р в качестве взноса в уставный капитал акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на цели возмещения убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, в случае, если указанные ипотечные жилищные кредиты (займы) реструктурированы в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на 2 млрд. рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации, в соответствии с трехсторонним договором между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования".

4. Рекомендовать акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" до увеличения уставного капитала в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и пунктом 3 настоящего постановления направить собственные денежные средства в размере не более 500 млн. рублей на возмещение кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации на условиях программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и разрешить использовать полученные в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящего постановления денежные средства на возмещение затрат акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования", возникших при реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в соответствии с настоящим пунктом.

5. В случае если заявления заемщиков о реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) поступили до вступления в силу настоящего постановления, но не были удовлетворены, возмещение убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, может быть осуществлено в случае повторного обращения заемщика при условии соблюдения основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в редакции настоящего постановления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. № 961

Изменения,
которые вносятся в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2015 г. № 373
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. № 961)

Основные условия
реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа), определяют условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации (далее соответственно - кредитор, заемщик, возмещение, реструктуризация).

2. Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктурированным в соответствии с настоящим документом, в порядке, установленном акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования", опубликованном на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Возмещению подлежат убытки (их часть) кредитора по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), реструктурированному в соответствии с настоящим документом, в сумме, на которую в результате реструктуризации в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 настоящего документа, снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа.

4. Возмещение в рамках программы осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных на реализацию программы.

5. Реструктуризация проводится на основании решения кредитора по заявлению о реструктуризации, предоставляемому заемщиком кредитору (далее - заявление о реструктуризации).

Реструктуризация может осуществляться путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту (займу), заключения мирового соглашения (далее - договор о реструктуризации). Условия договора о реструктуризации должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 10 настоящего документа.

6. Предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) составляет 30 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1500 тыс. рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа.

7. В соответствии с решением межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы (далее - межведомственная комиссия), предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) на основании соответствующего обращения кредитора в межведомственную комиссию может быть увеличена, но не более чем в 2 раза, в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

8. Если иное не предусмотрено настоящим документом, по состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

а) заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий:

граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;

граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов;

граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;

граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения;

б) изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) - среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи, к которым для целей настоящего подпункта относятся супруг (супруга) заемщика (солидарного должника) и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством, а также лица, указанные в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа);

в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требования на такое жилое помещение, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве);

г) общая площадь жилого помещения, в том числе жилого помещения, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), не превышает 45 кв. метров - для помещения с 1 жилой комнатой, 65 кв. метров - для помещения с 2 жилыми комнатами, 85 кв. метров - для помещения с 3 или более жилыми комнатами;

д) жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), является (будет являться) единственным жильем залогодателя. При этом в период, начиная с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации, допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов. Для целей настоящего подпункта к членам семьи залогодателя относятся супруг (супруга) залогодателя и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования" осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений;

е) кредитный договор (договор займа) заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.

9. В случае несоблюдения не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, выплата возмещения в рамках программы допускается в соответствии с решением межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

10. Договором о реструктуризации должны быть предусмотрены одновременно следующие условия:

а) изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу не выше курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации по состоянию на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

б) установление размера ставки кредитования не выше 11,5 процента годовых (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте) или не выше ставки, действующей на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в российских рублях);

в) снижение денежных обязательств заемщика (солидарных должников) в размере не менее предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа, за счет единовременного прощения части суммы кредита (займа) и (или) изменения валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

г) освобождение заемщика (солидарных должников) от уплаты неустойки, начисленной по условиям кредитного договора (договора займа), за исключением неустойки, фактически уплаченной заемщиком (солидарными должниками) и (или) взысканной на основании вступившего в законную силу решения суда.

11. При заключении договора о реструктуризации не допускаются сокращение сроков ипотечных жилищных кредитов (займов) и (или) взимание кредитором с заемщика (солидарных должников) комиссии за действия, связанные с реструктуризацией.

12. Все расчеты в рамках программы осуществляются в российских рублях по курсу соответствующей валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте).".

Обзор документа

Уточнены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Изменения позволят продолжить программу и реструктуризировать не менее 1,3 тыс. кредитов (займов).

Предусмотрено создание Минстроем России межведомственной комиссии, которая сможет принимать решения в т. ч. об увеличении размера возмещения заемщикам.

Кроме того, Министерству поручено направить Агентству ипотечного жилищного кредитования 2 млрд руб. на цели программы.

Пруд