Какие качества относятся к психологической группе. Качества личности человека. Волевые, социально-психологические, профессиональные и нравственные качества личности. Что это такое

Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-эстетическими качествами.

Индивид - обозначает человека как единичное природное существо вида Hono sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят.

Личность - человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, обладает устойчивой системой социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующих человека, как члена общества.

Индивидуальность – обозначает то особенное специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех других, включая как природные, телесные, так и психические и социальные свойства; как унаследованные, так и благоприобретенные, в процессе жизнедеятельности.

Исходя из определений видно, что человек – существо биосоциальное. И с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи, в последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который воплощается в социально-психологические качества личности, их еще называют социально-психологическими феноменами личности.

К социально-психологическим качествам личности относятся:

1. социальная зрелость – есть индикатор качества социального становления личности. Она предполагает такой уровень ее развития, при котором личность способна взаимодействовать с социумом и с собой на активно-действенном уровне, для чего должны быть сформированы ее основные компоненты. Компонентный состав личностной зрелости представил А. А. Реан:

· ответственность

· терпимость («диспозиционная», при которой человек является терпимым, оставаясь чувствительным и эмпатичным)

· саморазвитие

· позитивное мышление

2. Социальный интеллект - способность понимать людей и взаимодействовать с ними, мудро и дальновидно поступать в межличностных взаимоотношениях. Э. Торндайк утверждает, что, часто отождествляя его с человеческой мудростью, люди вкладывают в понятие социального интеллекта следующее:



· способность к решению практических задач: человек рассуждает логически, видит все аспекты проблемы, принимает правильные решения;

· вербальная способность: говорит ясно, четко, хорошо понимает прочитанное, имеет большой словарный запас, эффективно общается с людьми;

· социальная компетентность: принимает других такими, какие они есть, выносит справедливые решения, любознателен, имеет широкие интересы.

Функции социального интеллекта:

· приспособительная (адаптивность в изменяющихся условиях)

· мобилизационная (помогающая преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы)

· мотивационная (стимуляция в общении, инициативность в контактах)

· операциональная (решение текущих задач)

· когнитивная (повышение социальной компетентности)

· прогностическая (планирование межличностных событий)

3. социальная компетентность

Однозначного и общепринятого определения данного понятия не существует. Наиболее обобщенное определение социальной компетенции дает В. Н. Куницына. Социальная компетенция – система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, учитывая конъюктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.



Функции социальной компетенции:

· ориентация

· адаптация

· интеграция общесоциального и личного опыта.

4. личностное самоопределение – процесс и результат содержательного конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов, профессиональных планов и пространство реального действия. Личностное самоопределение можно представить как субъективные устремления формирования жизненного (событийного, смыслового и т. п.) сценария человеком. Личностное самоопределение неразрывно связано с понятиями социальной зрелости и профессиональным самоопределением.

  1. ценностные ориентации и установки личности

Именно они составляют основу ее отношений к окружающему миру, основу мировоззрения и жизненной концепции, поскольку в ходе освоения и преобразование окружающей действительности человек вступает в ценностно-нормативные отношения к ней, характер, которого, содержание ценностей для разных людей различны.

Игли и Чейкан дали следующие определение понятию установка – это психологическая тенденция, которая выражается через оценивание заслуживающих внимания объектов с определенной степенью расположения или неприязни. Оценки эти касаются всех категорий оцениваемых реакций, являются ли они открытыми или скрытыми, когнитивными, аффективными или поведенческими.

Функции установок:

· эго-защиты (разрешение внутренних конфликтов посредством установления защиты на основе механизмов рационализации, проекции и т. д.)

· ценностно-экспресивная и самореализации (аттитюд (социальная установка), выступает как средство высвобождения от внутреннего напряжения, подтверждение собственных позиций)

· инструментальная (аттитюд направляет объекта к тем объектам, которые служат достижению его целей)

· познания (аттитюд дает упорядоченное знание, указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту).

Ценностная ориентация определяется как фиксированная в психике индивида и социально обусловленная общая направленность на цели и средства деятельности.

Функция ценностных ориентаций:

· регулирование поведение как сознательного действия в социальных условиях.

На основе типологии людей Э. Шпрангера были выделены шесть комплексов ценностных ориентаций:

1) теоретический – интерес к поиску истины, критический, рациональный, «интеллектуальный» подход;

2) экономический – полезные и практические ценности «делового» человека

3) эстетический – ценности стиля, гармонии, формы;

4) социальный – ценность любви к людям, альтруизм и филантропия

5) политический – ценность личной власти, влияния или ценность «подвластности»;

6) 6)религиозный – направленность на достижение высшего переживания ценностей, стремление осознать единство мира и космоса.

Социализация - процесс, при котором происходит формирование социально-психологических качеств личности (усвоение социального опыта), а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта.

Понятие социализации неразрывно связано с понятием воспитания и включает его в себя, но социализация более широкое понятие. Так же понятие социализация неразрывно связано с понятием развития личности. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания.

Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух нижеописанных подходов:

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализазии, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен, как субъект-объектный (общество-субъект воздействия, а человек его объект). Одним из основоположников был французский социолог конца 19в. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и т. д.

Минус данного подхода в том, что он игнорирует то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Названное обстоятельство нашло свое признание в исследованиях социализации с позиции субъект-субъектного подхода.

Второй подход (субъект - субъектного) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияют на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками данного подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой трети 20в., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Реферат

Объём курсовой работы составляет с. 50 язык русский. Использовано 15 литературных источника.

Ключевые слова: личность, индивид, индивидуальность, качества

Цель работы: изучить и охарактеризовать формирование социально важных качеств.

Теоретическая и практическая значимость работы: данные работы могут быть использованы с одной стороны для организации диагностико-коррекционной работы по изучению возрастных кризисов, с другой стороны - могут быть использованы для оптимизации учебно-познавательного процесса.

Введение

1. Личность и ее формирование

1.1 Личность. Критерии сформированной личности

1.2 Социально-психологические качества личности

1.3 Формирование личности

1.4 Качества личности, влияющие на процессы общения

Заключение

Список используемых источников

Введение

Тема курсовой работы - формирование социально-важных качеств личности

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Когда мы говорим о личности как о социальном существе, следует четко разграничивать это понятие с другими понятиями, характеризующими человека, -- «индивид», «индивидуальность». Каждый ли человек является личностью? Если на этот вопрос ответить утвердительно, то философское сопоставление понятий «личность», «индивид», «индивидуальность» теряет смысл. Можно ли назвать личностью опустившегося человека? Он утратил социальные качества, отверг социальные нормы, забыл культурные традиции. Поэтому его, конечно, нельзя назвать личностью. А преступник-рецидивист -- это личность? Смотрите, какой он смелый, находчивый и предприимчивый в своих злодейских умыслах! Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что собой представляют понятия индивид, личность, индивидуальность.

Индивид (индивидуум) -- это единичное природное существо как представитель вида Homosapiens, обладающее целостностью психофизиологической организации и наличием индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей этого вида. Прежде всего в индивидууме мы выделяем телесную природу, набор биологических характеристик. Но индивид за редким исключением выступает и как общественное существо, у которого в первую очередь должны быть сформированы биологические потребности. Однако вне общества индивид личностными качествами не обладает. Они присущи только личности и формируются в деятельности и общении, имеют общественно-исторический характер. Вне общества индивид располагает лишь природными предпосылками для того, чтобы, находясь в социальном окружении, развить в себе личностные качества и стать личностью. Опыт изучения детей, вскормленных животными, полностью подтверждает это положение.

Термин личность - от слова «лик», «лицо». Под этим термином понимается человек, способный к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. В понимании С.Л. Рубин-штейна, личность -- это основная психологическая категория, определяемая через триединство: чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек (его способности и дарования) и, наконец, что он есть сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере). В этом триединстве соединены динамические характеристики личности (направленность, мотивы) и его устойчивые качества (характер и способности). Личность выступает как отдельный представитель человеческой общности, как социальное существо, вышедшее за рамки природной ограниченности, обладающее целостностью психофизиологической организации и индивидуально-психологическими свойствами.

В понятиях «индивид» и «личность» подчеркивается целостность психофизиологической организации, ее единство. Однако это единство не означает тождественности. Личность -- это всегда индивид, но индивид не всегда является личностью. Для того чтобы стать личностью, индивид должен развить в себе тот природный потенциал, который заложен в нем изначально, генетически. Это происходит только в условиях социальной общности, в процессе общения и деятельности, на основе реализации психологического принципа единства сознания и деятельности. А что включает понятие «индивидуальность»? Личности присущи характерологические черты, психологические свойства, составляющие своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, особенностях эмоционально-волевой сферы, в способностях и стиле деятельности, в качестве и интенсивности познавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание). В своей индивидуальности личность неповторима. Индивидуальность человека -- одна из сторон его личности. Хотя личность и индивидуальность составляют своеобразное единство, однако понятия «личность», «индивидуальность» так же не тождественны, как и понятия «индивид» и «личность». По мысли Н.А. Бердяева, человек может иметь яркую индивидуальность, но не быть личностью. Возвращаясь к поставленному выше вопросу, может ли уголовник-рецидивист быть личностью, можно ответить так: в индивиде с яркой, но отрицательной индивидуальностью (агрессивность, вероломство и т. п.) происходит деградация личности. Попрание нравственных и морально-этических норм общества неминуемо ведет к регрессии личностного роста и снижению интеллектуального потенциала индивида доминимума.

Таким образом, личность формируется в процессе общения и деятельности, выступает как субъект меж индивидуального общения (субъект-объектных отношений, опосредованных предметной деятельностью). В психологической литературе дается много определений социально-психологического феномена личности. Нам представляется наиболее удачным определение, данное А.В. Петровским: «Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде». Благодаря своей индивидуальности человек обладает неповторимыми индивидуально-психологическими свойствами и особенностями, которые придают личности уникальность.

Человек, как известно, существо социальное. Умение социально адаптироваться в обществе определяет успех человека, как в карьере, так и в личной жизни. В этой статье речь пойдет о социальных качествах личности, которые напрямую влияют на адаптацию человека в обществе.

Принято много говорить о том, что каждый человек неповторим в своей индивидуальности. Однако нельзя забывать, что все мы тесно связаны с окружающим миром, и от того, насколько развиты наши социальные качества, зависит, станем ли мы полноправными членами общества. По сути, само понятие «личность» - это социальная характеристика индивида, которая взаимосвязана с его генетическими и биологическими задатками.

Психологи определяют личность как устойчивую систему всех социальных качеств, приобретенных и развитых в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под социальными качествами личности принято понимать те из них, которые способствуют достижению общественно значимых целей. Единой классификации таких качеств не существует, но, тем не менее, условно их можно разделить на интеллектуальные и психосоциальные.

К интеллектуальным следует отнести такие мыслительные качества, которые влияют на познавательную деятельность: самосознание, способность к аналитической и синтетической деятельности, самооценке, восприимчивость к новому, способность выделять риски. В эту группу качеств входят и речевые способности: ясность, точность, правильность, выразительность и логичность изложения мысли. К психологическим социальным качествам личности относятся:

· эмоциональные (например, достоинство, честь);

· поведенческие (воля, целеустремленность);

· коммуникативные (открытость, толерантность);

· творческие способности личности.

Одно из важнейших социальных качеств личности - это самосознание. Эта сложная характеристика включает в себя принятие себя и людей такими, какие они есть в действительности; умение полагаться не на мнение других людей, а на свой опыт, чувства и разум; способность оценивать жизненные ситуации беспристрастно, брать на себя ответственность в любых жизненных ситуациях. Сюда же можно отнести и готовность к восприятию критики, умение преодолевать сопротивление, прилагая максимум усилий для того, чтобы достигнуть поставленных перед собой целей.

Важно понять, что социальные качества личности не передаются генетически, по наследству. Они вырабатываются и изменяются на протяжении всей жизни. Механизм формирования социальных качеств личности довольно сложен. Психологи называют его емким словом социализация. Ее этапы условно совпадают с этапами возрастного развития человека, при этом они связаны как с освоением первичных представлений о мире и характере человеческих взаимоотношений, так и с овладением специальными знаниями и навыками, адаптацией к профессиональной субкультуре.

С другой стороны, на формирование социальных качеств личности определяющим образом влияет ее структура. В психологии существует несколько подходов к ее описанию. В частности, известный ученый К.К. Платонов в основу структурирования личности положил биологически и социально обусловленные черты. Нижний уровень - это темперамент, возрастные и половые свойства личности, особенности нервной системы. На следующем уровне расположены различные психические процессы: мышление, память, восприятие и другие врожденные способности. Затем следует уровень опыта личности в процессе его социальной активности. На вершине этой условной пирамиды находится направленность человека, особенность его характера и мировоззрения, а также самооценка. По мнению К.К. Платонова, все эти уровни и формируют целостную структуру личности.

Структура личности позволяет человеку играть определенную роль в обществе, занимать конкретное социальное положение. Социальные качества личности изменяются, поскольку ее социальное окружение не может быть неизменным. Есть, конечно, факторы социализации, ценность которых неизменно сохраняется на протяжении жизни человека: национальная принадлежность, ментальность, государственное устройство, природно-географические условия (доказано, что они также влияют на становление личности). Другие факторы не так стабильны в своем влиянии на личность. Это семья, сверстники, учебные учреждения и производственные предприятия, средства массовой коммуникации, принадлежность к различным субкультурам. На протяжении жизни они могут трансформироваться.

Таким образом, индивид становится личностью исключительно в процессе социализации, взаимодействия, общения с другими людьми. Вне социума этот процесс происходить не может.

1. Личность и ее формирование

1.1 Личность. Критерии сформированной личности

При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К. Маркса: “...человек есть совокупность всех общественных отношений”

Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), ибо ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.

Мне представляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Вы уже познакомились с одной психологической конкретизацией этого общего положения--с теорией Л. С. Выготского. Она раскрывает социальную природу высших психических функций. Та же задача стоит и в отношении личности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности как такого образования, которое возникает благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и “интериоризации” этих отношений.

Для психологической конкретизации этого общего представления необходимо ответить, используя психологические понятия, по крайней мере на следующие вопросы: в чем состоит то новообразование, которое мы называем личностью, как происходит формирование личности/как представляется самому субъекту, так сказать изнутри, процесс роста и функционирования его личности?

Эти вопросы и будут основными пунктами нашего дальнейшего движения, конечная цель которого -- ответить на главный вопрос: что такое личность?

Итак, первый частный вопрос. Конкретизирую его следующим образом:, каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а, именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект. способен опосредствованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и.смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности -- способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример--облик человека., (ребенка) с очень сильной.задержкой развития личности.

Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Елены Келлер. Взрослой она стала вполне культурным и очень образованным человеком. А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.

К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.

И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда.уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по нескольку раз в день.

Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть “врага”, схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие -- одевание, умывание и проч. -- вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два.передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи. “Надо было сначала обуздать ее нрав”, -- пишет А. Салливан.

Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Елены Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не/преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы--“обуздать нрав” девочки -- и Означала приступить к формированию ее личности. ; Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.

Сначала представим себе самую общую картину этого процесса. Согласно взгляду советской психологии личность, как и все специфически человеческое в психике человека, формируется, путем освоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, -- это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т. п. Они зафиксированы в очень различных формах--в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях... вплоть до родительских указаний ребенку на то, “что такое хорошо” и “что такое плохо”.

Понятно, что в различных культурах, в разные исторические времена эти системы норм, требований, ценностей были различны и порой отличались очень сильно. Однако смысл их от этого не меняется. Он может быть выражен с помощью таких понятий, как “объективное предбытие” или “социальные планы” (программы) личности.

Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих “планов”. Но в лице каждого индивида оно встречает отнюдь не пассивное существо. Активность общества встречается с активностью субъекта. Процессы, которые при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные, события в ходе формирования и жизни личности.

1.2 Социально-психологические качества личности

При общей не разработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:

1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» - синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.

3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления

До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам: а) сам перечень социально психологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).

Что касается перечня качеств, то зачастую предметом анализа являются все качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка и Р. Кеттелла). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов (мышление, память, воля и т.п.). Во многих зарубежных исследованиях при описании методик для выявления качеств личности употребляется термин «прилагательные» (не наименование качеств, а «прилагательные», их описывающие), где в одном ряду перечисляются такие, например, характеристики, как «умный», «трудолюбивый», «добрый», «подозрительный» и т.п.

Лишь иногда выделяется какая-то особая группа качеств. Так, социально-психологические свойства личности рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общей психологии. Эти социально-психологические свойства сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния; 3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.). Очевидно, что при всей продуктивности идеи вычленения социально психологических свойств личности, реализация этой идеи не является строгой: вряд ли в предложенной классификации выдержан критерии «вторичности» перечисленных свойств, да и основание классификации остается не вполне ясным.

Еще более неразработанным остается понятие: «социально-психологические способности личности», хотя ему уделяется большое внимание в литературе, и оно активно используется в экспериментальных исследованиях. В целом вся группа этих способностей связывается с проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность» (В.В. Лабунская), «способность к эмоциональному отклику» (А.А. Бодалев), «общая способность к оценке другого» (Г. Олпорт); «наблюдательность» и «проницательность» (Ю.М. Жуков) и т.п. Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др.

Хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.

В теоретическом плане этот подход позволяет более тонко различать эффективность деятельности личности и ее общую активность, которая не обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно приводит к продуктивному результату. Нет сомнения в том, что и общая активная жизненная позиция личности весьма важна, но не менее важно и выявление условий, при которых личность оказывается успешной в конкретном виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая группа.

Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга. Однако и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы. Они, в частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии некоторые результаты изучения личности, полученные в общей психологии, соотнести с ними некоторые специальные механизмы перцептивного процесса. В качестве примеров можно привести следующие.

Механизм перцептивной защиты. Будучи разновидностью психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула. В социальной психологии, в период разработки Дж. Брунером идей «Нового взгляда», понятие перцептивной защиты было включено в проблематику социальной перцепции, в частности в проблематику восприятия человека человеком. Хотя экспериментальные данные, полученные в общей психологии относительно подсознательных попыток субъекта восприятия «обойти» стимул, представляющий угрозу, были подвергнуты критике, идея сохранилась в модифицированной форме: как признание роли мотивации в процессах социальной перцепции. Иными словами, в социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию. Такая преграда может быть выстроена и в отношении всей группы. В частности, механизмом перцептивной защиты может служить и другой феномен, описанный в социальной психологии - так называемая вера в справедливый мир. Открытый М. Лернером, этот феномен состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым. Соответственно человеку трудно верить в несправедливость, т.е. в то, что с ним может случиться что-то неприятное без всякой «вины» с его стороны. Встреча с несправедливостью включает механизм перцептивной защиты: человек отгораживается от информации, разрушающей веру в «справедливый мир». Восприятие другого человека как бы встраивается в эту веру: всякий, несущий ей угрозу, или не воспринимается вообще, или воспринимается избирательно (субъект восприятия видит в нем лишь черты, подтверждающие стабильность и «правильность» окружающего мира и закрывается от восприятия других черт). Ситуация в группе может складываться либо благоприятно, либо неблагоприятно для веры в «справедливый мир», и в рамках каждой из этих альтернатив по-разному будут формироваться ожидания от восприятия членов группы. Возникшая таким способом своеобразная форма перцептивной защиты также влияет на характер общения и взаимодействия в группе.

К сожалению, вопрос о том, становится ли механизм перцептивной защиты свойством личности в процессе общения, - и если да, то к каким последствиям это приводит, - остается не исследованным. Точно так же остается не выясненным и то, при каких обстоятельствах, в каких условиях групповой деятельности и общения этот механизм укрепляется. Данные вопросы должны быть изучены на фундаментальном уровне, поскольку в практической жизни различных групп мера выраженности перцептивной защиты отдельных ее членов определяет во многом весь рисунок общения в группе. личность качество социальный психологический

Эффект «ожиданий». Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения. Хотя в научной психологии, несмотря на обилие выявленных качеств личности, какие-либо жесткие связи между ними не установлены, в обыденном сознании, на уровне здравого смысла, часто неосознанно эти связи фиксируются. Рассуждение строится по следующей модели: если оценивающий убежден, что черта X всегда встречается вместе с чертой У, то наблюдая у отдельного человека черту X, оценивающий автоматически приписывает ему и черту У (хотя в данном конкретном случае она может и отсутствовать). Такое произвольное сцепление черт получило название «иллюзорных корреляций». Рождаются ничем не обоснованные представления об обязательном сцеплении тех или иных качеств («все педантичные люди подозрительны», «все веселые люди легкомысленны» и т.п.). Хотя совокупность таких представлений об универсальной, стабильной структуре личности лишь в кавычках может быть названа «теориями», их практическое значение от этого не уменьшается. Особую роль все это приобретает в ситуации общения людей в группе. Здесь сталкиваются «имплицитные теории личности», существующие у разных членов группы, не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу, что может оказать значительное влияние на всю систему взаимоотношений и прежде всего на процессы общения. Восприятие личностью партнера по общению, основанное на ложном ожидании, может привести к ощущению такого дискомфорта, что за ним последует полный отказ от общения. Многократно повторенная аналогичная ошибка будет формировать устойчивое свойство - закрытость в общении, т.е. возникает определенное «коммуникативное качество» личности. Обусловленность его общей ситуацией в группе должна быть специально исследована.

Феномен когнитивной сложности. Имплицитные теории личности представляют собой своеобразные конструкты или «рамки», при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. В более широком контексте идея конструкта разработана в теории личностных конструктов Дж. Келли. Под конструктом здесь понимается свойственный каждой личности способ видения мира, интерпретации его элементов, как сходных или отличных между собой. Предполагается, что люди различаются между собой по таким признакам, как количество конструктов, входящих в систему, их характер, тип связи между ними. Совокупность этих признаков составляет определенную степень когнитивной сложности человека. Экспериментально доказано, что существует зависимость между когнитивной сложностью и способностью человека анализировать окружающий мир: более когнитивно сложные люди легче интегрируют данные восприятия, даже при наличии противоречивых свойств у объекта, т.е. совершают меньшее количество ошибок, чем люди, обладающие меньшей когнитивной сложностью («когнитивно простые»), при решении такой же задачи.

Понятно, что отмеченное свойство имеет огромное значение в мире межличностных отношений, в общении, когда люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты восприятия. Характер процесса общения будет во многом определяться тем, каков разброс обозначенного качества у членов группы: каково соотношение «когнитивно сложных» и «когнитивно простых» членов группы. Если в ходе совместной деятельности и общения сталкиваются люди различной когнитивной сложности, понятно, что их взаимопонимание может быть затруднено: один видит все в черно-белом цвете и судит обо всем категорично, другой тоньше чувствует оттенки, многообразие тонов и может не воспринимать оценок первого. При более детальном рассмотрении обнаружено, что сама «сложность» может существовать как бы в двух измерениях: человек может иметь сложный (или простой) внутренний мир и, с другой стороны, воспринимать внешний мир, тоже либо как сложный, либо как простой. Комбинация этих двух оппозиций дает так называемую типологию жизненных миров, в которой выделяются четыре типа людей: 1) с внешне легким и внутренне простым жизненным миром; 2) с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; 3) с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; 4) с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Понятно, что в группе могут возникать самые различные сочетания ее членов, относящихся к разным типам. Конфигурация общения и взаимодействия будет зависеть от этих сочетаний. Одновременно возникает вопрос о том, как сама группа (условия совместной деятельности и общения в ней) воздействует (и может ли воздействовать) на формирование такого качества, как когнитивная сложность.

Три приведенных примера не исчерпывают всех особенностей проявления личности в общении. Они лишь подтверждают тот факт, что многие из описанных в общей психологии свойств личности имеют исключительное значение для характеристики социально-психологических ее качеств. Дальнейшие исследования в этой области позволят получить более полную картину тех специфических проявлений личности, которые связаны с совместной деятельностью и общением в группе.

1.3 Формирование личности

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т; е. мотив неистинный. Знать, что должно.делать, к чему следует стремиться,-- не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность “рождается” дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием “эффекта горькой конфеты”

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него “горькой”.

О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив -- взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой--выполнить условие взрослого (“социальный” мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка -- свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что “узлы” личности завязываются в интер персональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне можно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия “завязывания” таких узлов.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также Проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.

Оставив временно тему о функциях и формах проявления самосознания (я вернусь к ней позже), продолжим обсуждение вопроса о формировании личности. Подойдем к нему теперь не со стороны его этапов, а со стороны его механизмов.

Несмотря на крайнюю важность этого вопроса и для теории личности и для практики воспитания, он разработан еще далеко не достаточно. Тем не менее ряд важных механизмов в психологии выявлен и описан.

Остановлюсь прежде всего на тех, которые могут быть названы стихийными механизмами формирования личности. К ним можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Это стихийные механизмы, потому что субъект, подвергаясь их, действию, в полной мере не осознает их и уж во всяком случае, сознательно ими не управляет. (Они господствуют в детстве, до подросткового возраста, хотя затем также продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами “самопостроения”.

Прежде всего нужно сказать, что все названные механизмы в той мере, в какой они касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении.

Этой потребности последнее время придается в психологии все большее значение. По своей фундаментальности она приравнивается к органическим потребностям. Она столь же витальна, как и эти последние, ибо неудовлетворение ее приводит к ухудшению физического состояния младенца, равно как и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Некоторые авторы считают эту потребность врожденной. Другие полагают, что она формируется у ребенка очень рано, так как удовлетворение всех его органических потребностей происходит исключительно с помощью взрослого, и потребность в последнем становится столь же настоятельной, как и потребность в пище, безопасности, телесном комфорте и т. п. Независимо от позиций в этом дискуссионном вопросе все авторы признают, что потребность “в другом”, в контакте с себе подобными, в общении оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Обратимся к первому из названных механизмов-- сдвигу мотива на цель--и проследим его функционирование на самых ранних этапах развития личности ребенка. В первые годы воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения.

Как. это происходит? Еще до года ребенок узнает, что ему можно и следует делать, а что нельзя; .что вызывает улыбку и одобрение матери, а что--строгое лицо и слово“нельзя”. А “следует” ему, например, проситься в туалет, голодному--ждать, когда приготовят пищу, пользоваться ложкой, вместо того чтобы хватать пищу руками; “нельзя” ему брать бьющийся стакан, хватать нож, тянуться к огню, т. е. удовлетворять естественные побуждения исследовать.новые, яркие, интересные предметы.

Очевидно, что уже с этих первых шагов начинается формирование того, что называется “опосредствованным.поведением”, т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.

С ростом ребенка все больше и больше расширяется круг норм и правил, которые он должен усвоить, и которые должны опосредствовать его поведение. Все дошкольное детство заполнено таким воспитанием, и оно проходит ежедневно и ежечасно.

Особенно, здесь следует выделить нормы поведения по отношению к другим людям. Присмотритесь к будням воспитания дошкольника. Они наполнены требованиями и разъяснениями подобного, рода: “скажи здравствуй”, “не тяни руку первый”, “скажи спасибо”, “а где волшебное слово “пожалуйста”?”, “отворачивайся, когда чихаешь”, “не отнимай”, “поделись”, “уступи место”, “не обижай маленького”...

И при правильном тоне воспитателя, достаточно дружелюбном, но настойчивом, ребенок овладевает этими нормами, начинает вести себя в соответствии с ними. Конечно, диапазон результатов воспитания очень велик. Есть дети очень невоспитанные, и.есть -- очень воспитанные. Но в среднем ребенок, вырастающий в нашей культуре, демонстрирует массу усвоенных норм поведения, воспитание дает свои результаты.

Возникает вопрос: ограничиваются ли эти результаты рамками внешнего поведения, его, так сказать, состоявшейся дрессурой, или воспитание приводит также к внутренним изменениям, преобразованиям в мотивационной сфере ребенка? Вопрос очень важный, можно сказать, капитально важный.

Ответ на него очевиден: нет, результаты воспитания не ограничиваются внешним поведением; да, происходят изменения в мотивационной сфере ребенка. В противном случае, например, ребенок в разобранном примере А. Н. Леонтьева не заплакал бы, а спокойно взял конфету. В повседневной жизни те же сдвиги обнаруживается в том, что ребенок с какого-то момента начинает сам получать удовольствие, когда он поступает “правильно”.

Таким образом, мы уже готовы разобрать психологический механизм, который здесь имеет место. Однако сначала я хочу особенно подчеркнуть одно важное обстоятельство, о котором уже упомянула, но как бы вскользь, и вы могли не обратить на него должного внимания.

Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, родителю или воспитателю удается сочетать требовательность и доброту -- доброту обязательно). Это правило давно интуитивно найдено в педагогической практике и осознано многими выдающимися педагогами. Ничего нельзя добиться требованиями и наказаниями, “страх наказания”--плохой помощник в воспитании. Если же речь идет о воспитании личности, то это путь, который себя полностью дискредитирует. Приведу один пример.

В конце прошлого века русский педагог и психолог П. Лесгафт провел исследование характеров (фактически, личностей) школьников и выделил шесть различных их типов. Он рассмотрел также условия воспитания детей в семье и обнаружил интересные соответствия между типом личности ребенка и стилем воспитания в семье.

Так, по наблюдениям Лесгафта, “нормальный” характер детей (автор называет его “добродушным”) формируется в семьях, где существует атмосфера спокойствия, любви и внимания, но где ребенка не изнеживают и не балуют.

Среди “аномальных” он описал, в частности, “злостно-забитый” тип, чертами которого являются озлобленность, злорадство, равнодушие к требованиям или порицаниям окружающих. Как выяснилось, такие дети вырастают в условиях чрезмерной строгости, придирчивости, несправедливости.

Итак, при воспитании оказывается совершенно неодинаковой роль поощрения и наказания, т. е. (в Научных терминах) положительное и отрицательное подкрепления. Это может показаться странным, ведь из физиологии высшей нервной деятельности известно, что условный рефлекс может вырабатываться с равным успехом на основе и положительного (например, пищевого) и отрицательного (например, болевого) подкрепления.

Но в том-то все и дело, что воспитание личности-- это не выработка условных рефлексов, а нечто гораздо большее!

Итак, обратимся к анализу обсуждаемого механизма. Что происходит при правильном воспитании ребенка? Я уже говорила о потребности в общении, о ее раннем появлении, ее настоятельности и силе. Ребенок хочет быть с матерью--говорить о ней, играть, удивляться вместе с ней, искать у нее защиты и сочувствия. Но у него нет никаких непосредственных побуждений быть вежливым, внимательным к другим, сдерживать себя, отказывать себе в чем-либо и т. п. Однако, мать ласково и настойчиво этого требует. Требования ее освещены для ребенка личностным смыслом, ибо они прямо связаны с предметом его потребности -- контактом с матерью. Это, конечно, положительный смысл, так как общение с ней--радость. Первоначально он и выполняет ее требования, чтобы продолжать испытыватьэту радость.

На языке формул можно сказать, что ребенок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие “проецируется” все большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом).

Таким образом, процесс подчиняется следующему общему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями,. превращается в самостоятельный мотив. Вы уже знаете, что в таких случаях говорят, что произошел сдвиг мотива на цель или, другими словами, цель приобрела статус мотива. Помните, для пояснения этого механизма на одной из прошлых лекций я предложила воспользоваться следующим образом: представить себе, что предмет освещается из какого-то источника и светится отраженным светом; но предмет этот обладает особым свойством: по мере накопления света он начинает светиться сам!

Наш “предмет” -- это нормативные действия, освещенные мотивом общения. Но чтобы они “засветились” сами, нужно, чтобы на них поступал именно “свет”, т. е. положительные эмоции.

Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит!

Рассмотренный механизм действует на всех этапах развития личности. Только с возрастом меняются и усложняются те. главные мотивы общения, которые “освещают” осваиваемые действия. Ведь по мере роста ребенка все более широким становится круг, его социальных контактов и связей. Родители, родные и близкие, воспитатели детского сада и сверстники, учителя начальных классов и школьные товарищи, члены дворовой компании, друзья, знакомые, сослуживцы, современники и даже потомки--вот примерный перечень все расширяющихся сфер общения в реальном и в идеальном планах.

Специальные исследования, да и повседневные наблюдения показывают, что каждому этапу реального расширения контактов предшествует, а затем его сопровождает ярко выраженный мотив принятия другими, признания и утверждения в соответствующей социальной группе.

Стоит вспомнить, как ребенок мечтает надеть школьную форму и пойти в первый класс, какое значение придает ученик среднего школьного возраста своему месту и позиции в классе, как забоится о предстоящем месте в жизни юноша.

Подобные мотивы, как показал очень"" отчетливо в своей работе Д. Б. Эльконин, побуждают не только к прямым действиям: установлению контактов и отношений, занятию определенной позиции, но и к действиям, а затем и к развернутым деятельностям, которые обеспечивают приобретение необходимых навыков, знаний, умений, мастерства. А это и значит, что социальные мотивы (принятия, признания, утверждения) порождают новые, мотивы--собственно профессиональные, а затем и идеальные--стремления к Истине, Красоте, Справедливости и.т. п.

Перейдем к следующему механизму.

Конечно, далеко не все передается ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче “личностного” опыта принадлежит косвенным влияниям--через Личный пример, “заражение”, подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации.

Первые ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Занятия ими воспроизводятся, конечно, с чисто внешней стороны--они могут просиживать за письменным столом, водя ручкой по бумаге, “читать” газету или “орудовать” какими то инструментами. Но одновременно они усваивают и внутренние черты родителей -- их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования.

Очень ярко это проявляется в ролевых играх дошкольников, особенно при игре “в семью”. Воспитатели детских садов в один" голос говорят о том, что дети невольно выдают своих родителей. Достаточно послушать, как девочка, играющая роль матери, делает выговор, мальчику, который, играет роль отца, чтобы понять, какой характер у ее матери и из какой семейной обстановки вынесен этот тон.

Характерная особенность процесса идентификации состоит в том, что он проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями. Это накладывает особую ответственность на воспитателей--ответственность за качество их собственной личности.

Приведу на этот счет очень яркие и психологически точные слова А. С. Макаренко.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, ила поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как бы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету -- все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или.чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Направление изучения личности сотрудников. Профессиональные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников. Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя.

дипломная работа , добавлен 05.08.2010

Способы защиты личности от внутренних и внешних напряжений. Социально-психологические исследования формирования установок. Система адаптивных реакций личности. Ранние психологические защиты. Основные первичные примитивные формы психических проявлений.

реферат , добавлен 06.10.2011

Экспериментальное иследование критериев востребованности студента как профессионала и как личности. Факторы, влияющие на формирование образа востребованной личности: параметры социально-демографического статуса и индивидуально-психологические особенности.

реферат , добавлен 03.09.2011

Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследование формирования личности младшего школьника в учебной деятельности на примере самооценки детей.

курсовая работа , добавлен 10.03.2012

Специфика исследования личности и ее социально-психологических качеств в социальной психологии. Анализ проблем социализации личности и ее социально-психологической компетенции. Исследование внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления.

курсовая работа , добавлен 20.12.2015

Отношения и социально-психологические качества личности. Негативные формы межличностных отношений. Трудности общения как фактор человеческой несовместимости. Основные функции деструктивных отношений и социально-психологические трудности общения.

реферат , добавлен 13.04.2009

Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания, специфика социально–психологической проблематики. Изучение личности как субъекта деятельности и её продукта, особенности культурно–антропологической интерпретации.

курсовая работа , добавлен 07.02.2011

Социально-психологические свойства личности и их исследование в рамках различных социально-психологических работ. Психологические характеристики госслужащих как субъектов профессиональной карьеры, содержание их мотивационно-смысловой сферы деятельности.

Психология человека по отношению к его психической организации является качественной формой проявления психических свойств этой самой организации. Если психические свойства являются элементами внутренней структуры психической организации человека, то психологические качества являются интегральными компонентами внешних форм проявления психологии человека. В них в словесной форме фиксируется наблюдаемое и осмысленное действие, поведение и деятельность человека. Слово - понятие о проявленном психологическом качестве раскрывает функциональную связь субъекта с объектом , а также содержит оценку и отношение исполнителя деятельности к тому , что он делает , и объекту взаимодействия. Поэтому психологические качества человека можно рассматривать как имплицитные оценочные шкалы его личности.

Перечень этих качеств ограничен открытыми и осмысленными функциями человека как субъекта взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой. Он все время расширяется по мере вхождения человека в новые функциональные отношения с миром своего реального бытия, что обогащает психологический потенциал субъекта взаимодействия как личности и индивидуальности.

Специфический набор этих качеств будет характеризовать индивидуально-типологическое содержание психологии конкретных людей, которое обнаруживается в реально проявленных функциональных отношениях субъекта взаимодействия.

Например, в психологических портретах политических лидеров 1990-х гг. при характеристике коммуникативного потенциала чаще назывались "болтливость" с отрицательной оценкой и "открытость" с положительной оценкой. При характеристике волевых качеств назывались "упрямство" и "нерешительность" с отрицательной оценкой, "настойчивость" и "решительность" с положительной оценкой.

Нужно отметить, что в свободных характеристиках человека человеком появляются обобщенные определения индивидуально-типовых особенностей личности, указывающие на модальные психологические качества субъекта совместной жизнедеятельности людей. Например, "карьерист", "диктатор", "размазня", "реформатор", "профессионал", "реалист" и др. Следует обратить внимание на метафорическую форму таких определений.

Психология человека как предмет психологического познания обнаруживает себя в общении людей. Человек человеку открывается в своих непосредственных действиях, поступках и деятельности, подлежащих естественной психологической оценке, выраженной в понятиях о психологических качествах личности.

Психология человека как феномен представлена совокупностью психологических качеств, репрезентирующих потенциал психической организации в объективированных формах общения, познания, учения, игры, труда и отдыха. Эти формы субъектной активности человека воспринимаются и осмысливаются как качества действий, поступков, поведения и деятельности людей в их совместной жизнедеятельности. Важнейшим фактом определения этих качеств является наполнение их смыслом психологического содержания , которое относится, прежде всего, к исполнителям деятельности. Оценка деятельности переформатируется в понятия о психологических качествах субъекта этой деятельности.

Деятельность как функция субъекта является экстериоризацией его сущностных сил, заключенных в психическом потенциале. Деятельность

человека приобретает преобразовательный характер, а человек через свою деятельность становится творцом предметного мира своих потребностей и себя самого со всеми вытекающими последствиями. Осмысление этой роли происходит в понятии "субъектность". Это понятие подводит к парадигме субъектной детерминированности психической деятельности человека. Эта детерминированность может происходить по велению разума, чувств и воли, которые включаются в психический процесс на стадиях переживания , выражения и творчества. Через них психический процесс превращается в психологическую деятельность, которая наполняется отношением к объектам взаимодействия и пониманием их сущности, а также оценкой возможностей решить проблемы человека как субъекта конкретной ситуации взаимодействия.

Субъектность как атрибут психологии человека проистекает из возможностей человека к произвольным действиям, поступкам, поведению и деятельности. С одной стороны, за счет свободы выбора это обеспечивает эффективность адаптации к меняющимся условиям жизни, но, с другой стороны, превращается в произвол , угрожающий естественным законам жизнеобеспечения и воспроизводства вида. Это обстоятельство налагает на человека особую ответственность при концентрации личной власти, которая усиливает влияние фактора субъектности на судьбы многих людей и жизнь сообществ. Влиятельная функция субъектности породила такие понятия как "психологический фактор", "психологические барьеры", "психологическая установка", "психологические стереотипы", лингвистическими аналогами которых являются слова-понятия "привычка" и "консерватизм" как психологические качества субъекта.

Субъектность варьирует в пределах индивидуальной типологии личности. Для ее обозначения используется понятие о психологическом складе личности . под которым понимается своеобразная констелляция психологических качеств человека как субъекта общения, познания, труда и других видов деятельности. Наиболее психологичные систематизации психологического склада личности сводятся к описательным алгоритмам форм проявления какого-либо психологического качества человека. Самым глубоким описанием характеров можно считать одноименное эссе Теофраста, которому удалось раскрыть около тридцати модальных качеств личности его современников - жителей древней Греции по единому алгоритму психологической интерпретации их поступков, поведения и деятельности. В центре внимания этих очень интересных интерпретаций оказались человеческие отношения, в которых собственно и объективируется психологическое содержание субъектности.

О каких же профессиональных важных качествах личности психолога можно сказать? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначение психолога, как профессионала. Его профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время. Свои профессиональные знания психолог должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-то проблем, трудностей. Он должен помочь людям быть уверенными в своих потенциальных возможностях, восстановить у них веру в жизни, вооружить их оптимизмом, обеспечить им психологическое здоровье, высокое качество жизни, обеспечить им полное развитие личности. При этом психолог сталкивается с разного рода жизненными ситуациями разной степени, в том числе и критическими, в которых оказывается клиент. Необходимость оказания психологической помощи требует от психолога не только всестороннего изучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но и непосредственного вмешательства.

Климов Е.А. относит профессию психолога к типу «человек-человек» как профессию, требующую специальных знаний, умений, навыков, т.е. специального обучения (квалификации) работника, в процессе которого формируются вторичные признаки специальности. К этим признакам относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональную устойчивость, интеллектуальную активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность и пр.

Профессор Овчарова Р.В. рассматривает требования к личности и деятельности психолога. Используя опросник Р.Кэттелла, она представляет следующие личностные характеристики идеального практического психолога:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, аналитиком.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми.

Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Овчарова Р.В. перечисляет «личностные проявления, несовместимые с работой психолога»: незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и чувство вины, низкая самооценка.

Эти требования абсолютизированы, и трудно найти людей, у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, однако данные эталонные требования могут служить общими ориентирами.

Помимо методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, в исследовании ПВК психолога используют такие методики как: методика диагностики уровня эмпатических способностей В. Бойко; методика на определение социального интеллекта; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; методика на определение избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга; оригинальная методика для диагностики креативности.

Абрамова Г.С. называет следующие основные качества работы квалифицированного психолога.

Психолог должен ориентироваться на ценность другого человека, на веру в его возможности, способности, «рассматривать своего клиента как личность, способную к жизни в контексте культуры, обладающую чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни», т.е. психолог должен обладать высоким уровнем нравственности.

Квалифицированный психолог должен уметь находить множество реакций (вербальных и невербальных) на широкий спектр ситуаций и проблем клиента и избегать оценочных суждений по поводу действий клиента. Соответственно необходимым качеством является креативность, спонтанность и адекватность.

Психологу необходимо стремиться понять и использовать в работе множество концепций.

Практический психолог «культурно продуктивен», т.е. способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур.

Квалифицированный психолог понимает и принимает ограничения своих возможностей, готов к сотрудничеству с коллегами, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, «постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности»

Необходимым для работы является осознание межличностного влияния - реакция психолога влияет на клиента и наоборот, психолог «специально выделяет это влияние, фиксируя как свои чувства, мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли, желания и возможности клиента».

Для психолога является аксиомой уважение достоинства клиента.

Абрамова Г.С. полагает, что позиция квалифицированного психолога должна быть основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я-концепции.

Аминов Н.А. считает главными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу воздействия на поведение других людей и интегральную чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности.

В рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека была выявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями и природными типологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.

Обозов Н.Н. обращает внимание на следующие качества:

1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;

2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом, тактичное отношение к клиенту.

3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), т.е. способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков;

4. Эмоциональная сдержанность и терпимость - способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, успокоить - терпимость к возможным невротическим срывам клиента;

5. Поддержание общей культуры поведения, т.е. использование знаний образцов культурного наследия;

6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения, т.е. умение своевременно возвратить беседу к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или какое-либо обсуждение выходит за рамки объективности;

7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют "талантом общения".

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога - уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

Как одно из важных ПВК психолога выступает социальный интеллект. Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность человека, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Одним из наиболее распространенных исследований социального интеллекта является психологический тест Гилфорда. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек».

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

По мнению Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, ведущими компонентами способностей к психологической деятельности, к вдумчивой работе с людьми являются способности к пониманию поведения других людей. Изучение роли социального интеллекта в деятельности психологов в науке не встречается, но анализ источников по психологической работе позволяет нам предположить, что из множества личностных качеств, необходимых успешному психологу, есть и составляющие компоненты структуры социального интеллекта. Причем для каждого структурного элемента процесса психологической деятельности приоритетным будет свой компонент социального интеллекта, его ведущая функция, а также умения, позволяющие решать задачи на разных этапах психологической работы.

Связь между социальным интеллектом и психологической деятельностью выражается в том, что, с одной стороны, психологическая деятельность обеспечивается социальным интеллектом, выполняя познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную и рефлексивно-коррекционную функции, с другой стороны - познания систем, преобразований, классов и результатов поведения выступают в роли операциональных механизмов к деятельности психолога. Компоненты структуры социального интеллекта проявляются в умении использовать вербальные и невербальные средства передачи информации, узнавать о клиенте как можно больше, восстанавливать все детали исследуемого контекста беседы, прогнозировать результат проделанной работы и др.

Подготовка психолога, включающая создание условий для целенаправленного развития такого его качества, как социальный интеллект, в конечном итоге обеспечивает высокий уровень профессиональной успешности психолога. Этот уровень характеризуется умением психолога применять теоретические знания для решения практических задач, преобразовывать теоретические знания в прикладные (М.М. Балашов). Благодаря умениям, специалист реализует стоящие перед ним цели и задачи, осознанно и квалифицированно выбирая наиболее целесообразные формы, методы и средства профессиональной деятельности. Освоение этого своеобразного алгоритма предполагает формирование соответствующих умений или операциональной готовности, которые, с нашей точки зрения, могут формироваться в результате развития социального интеллекта.

Еще одно необходимое качество - развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Также важным качеством является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.

Существует также этический кодекс психолога. Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу. Кодекс включает в себя 4 основных принципа: 1) Принцип уважения; 2) Принцип компетентности; 3) Принцип ответственности; 4) Принцип честности.

Т.А. Прокофьева пишет о традиционно выделяемых этических принципах для психолога: 1. Не навреди! 2. Не оценивай! 3. Принимай человека таким, каков он есть! 4. Принцип конфиденциальности 5. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы.6. Принцип профессиональной компетентности. 7. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои 8. Не отнимай у клиента права самому отвечать за права и поступки.9. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. 10. Принцип добровольности участия в психологических процедурах.11. Уважай себя как человека и как специалиста! Данные этические принципы прописаны в специальном Этическом кодексе психолога. Из Этического кодекса психолога можно понять, какими профессионально важными качествами должен обладать специалист .

Таким образом, мы рассмотрели перечень важных профессиональных качеств, принципов и положений, характерных для профессии психолога. К основным относят: высокие умственные способности, эмпатия, социабельность, коммуникабельность, тактичность, ответственность, эмоциональная устойчивость, спокойствие, терпимость, креативность, доброжелательность, гуманность, социальный интеллект, организованность и др.

Всем известно, что личность каждого человека индивидуальна и неповторима, но мало кому известно, что именно наша личность, в процессе своего формирования и развития характеризуется некоторыми психологическими качествами, которые останутся с нами в течение всей нашей жизни. Эти могут быть как положительными, так и отрицательными, в силу многих факторов, таких как воспитание, влияние окружения, общее влияние общества и так далее. Двигаясь в том, или ином направлении, мы словно в компьютерной игре развиваем в себе множество качеств.

Например, выбирая себе спорт в качестве хобби, мы развиваем в себе такие психологические качества личности , как волю, выносливость, стойкость и терпимость. Решая посвятить своё свободное время чтению книг, мы вырабатываем в себе креативность, чувство вкуса, а также широту взглядов. И такие примеры можно приводить до бесконечности, особенно если учесть тот факт, что человек в своей жизни способен перепробовать огромное количество занятий и соответственно выработать целый ряд психологических качеств.

Но увы, не все эти качества можно назвать строго положительными. К примеру, те же занятия, которые мы называли раньше, имеют и оборотную сторону монеты: спорт учит нас жёстко конкурировать, а значит делает нас более жестокими. Книги напротив, учат нас формировать целый мир, причём куда лучший чем в реальности, в своей голове, что делает нас социопатичными и менее приспособленными к активной жизни.

И это относится ко всем без исключений занятиям, которым мы посвящаем свою жизнь, так как всё, что бы мы ни делали, оставляет отпечаток на нашей личности. Ведь что такое - личность? Это своеобразный фарш из событий, мнений, впечатлений и чувств в нашей жизни. Проживая всё это, мы формируем своеобразный скелет нашей личности, выбирая то, что для нас важно, а что нет, а затем, развиваясь, облекаем его в более осознанную форму. Но нельзя предугадать всего, и многие события в нашей жизни случатся независимо от нашего желания, также оставляя свой след, который, в свою очередь, также формирует те, или иные психологические качества личности . К таким событиям можно отнести смерть близких, или, например рождение детей - факторы, которые зависят от нас лишь косвенно, но по своей глубине наиболее радикально меняющие нашу личность.

С другой стороны, для того, чтобы лучше контролировать себя и формируя своё будущее, не наплодить пороков, есть один простой способ, получать от занятий лишь позитивные качества и никаких негативных. Для этого достаточно всего-лишь несколько абстрагироваться от того, чем вы занимаетесь, и оставаться собой. К примеру, представим гармонично развитого человека, который увлекается всем подряд: его день будет состоять из следующих частей.

1. Работа.

2. Тренировка.

4. Развлечения/отдых.

Причём если человек по настоящему знает, чего он хочет от жизни, то его работа будет совпадать с хобби, тренировка будет лишь способом поддержать форму и быть сильным и бодрым членом семьи и общества, досуг он будет проводить в кругу друзей или родных, социально активно и продуктивно, а отдыхать будет с книгой в руках.

Как вы могли уже заметить, всё это выполняется в один день, чётко распланировано и продумано, а значит, ни один элемент не является в жизни такого человека доминирующим, все они - лишь средство достижения какой-то цели, неважно, будь то счастье или богатство. Так и только так, не позволяя тому, чем вы занимаетесь, контролировать вашу жизнь, можно сформировать целый ряд позитивных качеств, уйдя от негативных.

Водопровод