Проективная методика я в школе. Применение проективных методик в работе с детьми. Литература для педагогов

Проективная методика «Рисунок школы»

Цель : определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов : Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

    цветовая гамма

    линия и характер рисунка

    сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:

    2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

    1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

    0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка:

    2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

    1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

    0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка:

    2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

    1 балл – обе характеристики присутствуют.

    0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов

    6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

    4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

    1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Интерпретация результатов. Математическая стандартизация анкеты не проводилась. Практика ее применения показывает, что на наличие у ребенка школьной тревожности указывают 5-6 и бо­лее признаков, отмеченных в колонке «да» при ответах на вопросы 1-J6. Вопрос 17 в некоторых случаях также может предоставить психологу ценную дополнительную информацию.

3. Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности

Проективные рисунки как средство диагностики школьной тре­вожности очень разнообразны. Среди наиболее «диагностичных» можно перечислить такие как «Школа зверей» (Панченко С., 2000, в нашей модификации), «Я в школе» (, 1996), «Моя учительница» (, 1999а), «Я на контрольной (на экза­мене)», «После родительского собрания», «Мои одноклассники». Два первых рисунка предназначены для диагностики общей школь­ной тревожности. Остальные позволяют определить особенности отношения к потенциально стрессогенным объектам и ситуациям.

Цель методики. Проективные рисунки позволяют выявить школьную тревожность учащихся, либо общую, либо связанную с той или иной ситуацией. Так, рисунок «Моя учительница» позво­ляет определить уровень школьной тревожности в отношениях с учителем (для средней школы - с отдельным учителем или учите­лями в целом, что уточняется во время пострисуночного опроса). «Я на контрольной (экзамене)» - рисунок, в котором проявляют­ся тревоги, связанные с экзаменационно-оценочными ситуация­ми. Рисунок «После родительского собрания» иллюстрирует взаи­мосвязь школьной тревожности ребенка с внутрисемейной ситуа­цией. В рисунке «Мои одноклассники» проецируется система отношений ребенка с классом.

Возрастные ограничения. Рисуночные методики применимы для испытуемых любого возраста. Ограничения могут быть связаны только с затруднениями в понимании инструкции. Так, опыт при­менения этих методик показывает, что первоклассники не всегда понимают инструкции к методикам «Школа зверей» и «После ро­дительского собрания».

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. По завершении рисова­ния необходим пострисуночный опрос, позволяющий уточнить сюжет рисунка и отношение учащегося к его отдельным элемен­там. В 1-2-м классах пострисуночный опрос проводится в инди­видуальном режиме. Начиная с 3-го класса он может проводиться фронтально в письменной форме, при условии, что вопросы четко сформулированы. Важным условием является отсутствие учителя (учителей) в момент рисования и пострисуночного опроса, так как, согласно результатам многочисленных экспериментов, само при­сутствие педагога (или просто его портрета!) часто ограничивает учащимся свободу выбора высказывания или формы поведения.

Необходимые материалы. Для провидения диагностики необхо­дима бумага формата А4, простые и цветные карандаши, старатель­ные резинки.

Инструкция. Для каждого варианта диагностики существует от­дельная инструкция.

Для рисунка «Школа зверей» автором, С. Панченко, предложе­на инструкция, включающая четко обозначенный этап визуализа­ции образа, который ляжет в основу рисунка: «Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы оказа­лись на большой солнечной лесной полянке. Послушайте, как шу­мят листья над головой, почувствуйте, как трава касается ваших ног. На полянке вы видите Школу зверей. Посмотрите вокруг. Ка­кие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются в ней ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете?.. Вы можете еще немножко побыть в Школе зверей и вернуться обратно, пока я считаю до десяти. Возьмите карандаш, бумагу и попробуйте нарисовать то, что вы увидели. Посмотрите внимательно на свой рисунок, найдите то животное, которым могли бы быть вы. Поставьте рядом с ним букву "я"».

Опыт работы с этой инструкцией показал ряд ограничений, ко­торые она накладывает на психодиагностический процесс. Во-пер­вых, некоторым детям не удается создать визуальный образ «школы зверей» или позже воплотить его в рисунке, что вызывает у них мас­су негативных эмоций и в некоторых случаях даже отказ от выпол­нения задания. Во-вторых, в тексте этой инструкции четко задают­ся отдельные параметры ее интерпретации: эмоциональный фон («солнечная полянка»), необходимые персонажи («учитель», «зве­ри, которые учатся в школе», «я»), их занятия («учатся»), что снижа­ет проективность результатов, по сути, задавая сюжет рисунка.

Нами была сформулирована и многократно апробирована ин­струкция, которая позволяет избежать жесткого структурирования сюжета рисунка: «Нарисуй(те), пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?»

Инструкция к рисунку «Моя учительница»: «На этом листе бу­маги нарисуйте, пожалуйста, свою учительницу. Я знаю, что мно­гие из вас скажут, что не умеют хорошо рисовать. Это не беда. В дан­ном случае важно, чтобы вы" нарисовали вашу учительницу такой, какой вы ее видите. Все мы очень разные» (по, 1999а).

Инструкция к рисункам «Я в школе», «Я на контрольной (экза­мене)», «После родительского собрания», «Мои одноклассники»: «Нарисуй(те), пожалуйста, рисунок на тему... (название рисунка)». Если учащийся высказывает сомнение в том, что ему удастся на­рисовать хороший рисунок, необходимо пояснить, что качество рисунков оцениваться не будет. Важно отразить «авторский взгляд» на заданную тему.

В пострисуночном опросе необходимо уточнить:

□ Чем заняты сейчас персонажи рисунка?

□ Какое у них настроение?

□ Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор
рисунка? (если инструкция предполагает возможность его
наличия). Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?

Обработка результатов. Анализ полученных результатов пред­полагает качественную обработку данных. Оценивается наличие или отсутствие признаков тревожности в рисунке, на основании чего делается заключение об уровне школьной тревожности уча­щегося и целесообразности включения его в «группу риска».

Интерпретация результатов. Для интерпретации рисунков ис­пользуются следующие уровни анализа (Аллан Дж., 1998; Романо­ва Е. С, 2000, Романова Е. С, СытькоТ И., 1996):

1) формально-графический;

2) цветовой;

3) уровень общепринятых интерпретаций;

4) уровень интегрированное™ рисунка;

5) символический;

6) сюжетный.

Самые обобщенные признаки, указывающие на проявление школьной тревожности (как общей, так и ситуативно-специфич­ной), представлены в табл.

Рисунки «Школа зверей» и «Я в школе», помимо указанных це­лей, могут использоваться также для комплексной диагностики уровня школьной адаптации учащихся (смотри дополнительные оценочные шкалы).

Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков

Оценочные шкалы

Критерии оценки

Общая школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим. Изображение очевидно неприятных ситуаций. Многократные стирания

Тревога в отношениях с учителями

Отсутствие фигуры учителя. Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем. Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими «барьерами». Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителя

Тревога в отношениях с одноклассниками

Отсутствие изображений одноклассников.

Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими «барьерами».

Акцентирование изображений одноклассников, тщательная прорисовка их элементов.

Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассников

Эмоциональный фон отношения к школе (негативный)

Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка. Дисгармоничная цветовая гамма. Нарушение целостности изображения

Самооценочная школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников. Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем). Маленький размер собственного изображения (по сравнению с одноклассниками). Изображение ситуаций «негативного оценивания»

Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»

Оценочные шкалы и критерии оценки

Оценочные шкалы

Критерии оценки

«Общая энергия» (недостаточная)

Недостаточное количество элементов на рисунке (по сравнению с рисунками сверстников).

Отсутствие детализации, схематичность изображения

Идентификация со школой (нарушение)

Отсутствие на рисунке персонажа, который мог бы быть идентифицирован как «Я».

Сомнения в наличии такого персонажа

Школьная мотивация

Изображен учебный процесс и его атрибуты (парты, доска, ученики, учитель и т. д.)

Изображено внеурочное взаимодействие учащихся

Изображен процесс игры (самостоятельной или с одноклассниками)

неопределен­ная

Нет признаков, которые позволили бы определить тип школьной мотивации

* В таблице приведено максимальное количество баллов, которое может на­числяться по каждой шкале В зависимости от выраженности признаков той или иной шкалы, количество присвоенных баллов может колебаться от нуля до мак­симально возможного показателя

4. Метод незаконченных предложений

Метод незаконченных предложений позволяет выявить основ­ные компоненты образовательной среды, которые вызывают тревож­ность у испытуемого. Он представляет собой опосредованный ме­тод установления семантических связей (Петренко В Ф., 1988), по­зволяющий в свободной форме выявить основные представления испытуемого о заданном предмете (в нашем случае - о компонен­тах образовательной среды) и эмоциональные отношения к нему.

Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмо­ционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды.

Возрастные ограничения.

Процедура диагностики. Методика может проводиться как ин­дивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степе­ни навыками письма, методика проводится только в индивидуаль­ном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагно­стики

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит ин­струкцию и задания - предложения, которые испытуемому необ­ходимо закончить В нем также указываются фамилия и имя уча­щегося, его возраст и дата диагностики Для индивидуальной (уст­ной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребенка (возможно использование диктофона).

Инструкция.

Ÿ Для устной формы диагностики. «Сейчас мы будем играть в такую игру, я называю начало предложения, а ты придумы­ваешь, чем оно заканчивается».

Ÿ Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуй­ста, следующие предложения В этом задании нет "правиль­ных" и "неправильных" ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову».

Текст методики. Незаконченные предложения могут быть мо­дифицированы для конкретных диагностических целей. В нашей работе мы используем приведенную ниже модификацию.

1. Когда я иду в школу...

2. На контрольной...

3. Наверно, на экзамене...

4. Когда я отвечаю у доски...

5. Если я получу «двойку»...

8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

9. Когда я думаю о школе...

Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»

Предложение

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

1. Когда я иду в школу...

…каждый день. …я иду учиться

Меня все бесит

Не хочу туда идти

2. На контрольной...

Все решают задания.

Я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь

Люди чувствуют себя дураками.

Даже если что-то знаю, сразу забываю

3. Наверно, на экзамене...

Все будет нормально.

Ничего особенного не случится

Я с треском провалюсь.

Люди могут умереть от страха

4. Когда я отвечаю у доски...

Мне потом ставят оценку. ... всегда сам прошусь

Все надо мной смеются

Неприятно, как в цирке

5. Если я получу «двойку»...

Потом исправлю.

Ну и что?

Мне обидно, потому что я стараюсь.

Меня будут ругать родители и не отпустят гулять

6. Когда учитель задает вопрос, я...

Отвечаю.

Почти на каждом уроке

Хочется залезть под парту.

Не люблю отвечать на уроке

7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

Классно!

А я с ними вижусь и на каникулах

Думаю: «Ну и уроды!»

Я их давно не люблю

8. Когда я жду родителей с родительского собрания..

Я готовлю ужин

Смотрю видик

Волнуюсь.

Ожидаю порки

9. Когда я думаю о школе...

Каждое утро.

Для школьника это нормально

Хочется скорее ее окончить.

Меня это бесит!

Обработка результатов. При обработке результатов оценивает­ся «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. К «эмо­ционально благополучным» ответам относятся те, которые указы­вают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в не­законченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицатель­ных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагопо­лучные»

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожности вы­числяется по «неблагополучным» ответам ребенка. Точные коли­чественные критерии оценки проективного метода привести до­вольно сложно, но наш опыт показывает, что тревожные дети дают 6 и более «неблагополучных» ответов.

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно получить интересный материал, касающийся специфики школьной тревожности каждого конкретного ребенка. Этот материал может быть обсужден во время консультации с ре­бенком или в процессе групповой работы с детьми.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рас­сматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказы»). «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит (, 1983) или как сознательное стремление испытуемого к защите личност­ных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные эле­менты психологических защит).

5. Цвето-ассоциативная методика

Цвето-ассоциативная методика (, 1998) представляет собой модифицированный вариант известного Цветового теста отношений и относится к группе психосеманти­ческих методов психологической диагностики. Основной методи­ческий прием, используемый в данной методике, - это проециро­вание множества объектов на некий алфавит индексов. В данном случае в качестве такого алфавита индексов используются цвето­вые карточки из ранжировочного теста М. Люшера.

Цель методики. Методика позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Возможно проведение исследования как в индивидуальной, так и в групповой форме. В ходе исследования ученикам предлагается определить, с каким из восьми цветов ас­социируется названное экспериментатором понятие (в зависимо­сти от цели исследования список понятий может включать в себя перечень школьных предметов, фамилии работающих в классе учи­телей или же одноклассников), и поставить номер цвета в соответ­ствующий квадратик на стандартном бланке рядом с названием оцениваемого объекта. Все понятия зачитываются эксперимента­тором вслух. В конце учеников просят проранжировать цветовые карточки в порядке предпочтения, от наиболее приятного к наи­более неприятному, и расставить в соответствии со своими инди­видуальными предпочтениями номера цветов в специально отве­денной для этой процедуры части бланка.

Необходимые материалы. Для проведения тестирования необ­ходимы опросный бланк и цветовые карточки теста Люшера. При групповом варианте психодиагностики удобно разместить все во­семь карточек на одном листе формата А 4.

Инструкция 1 (дается перед началом основной эксперименталь­ной процедуры). «Все в нашем мире имеет свой цвет. Как вы дума­ете, какого цвета Баба-Яга? А Змей Горыныч? Звук "а"? Посмотри­те, пожалуйста, на доску. Вы видите там восемь цветных карточек. Каждый цвет обозначен своим номером: синий - № 1, зеленый - № 2, красный (оранжевый) - № 3, желтый - № 4, малиновый (фи­олетовый) - № 5, коричневый - № 6, черный - № 7, серый - № 8. Перед вами лежит бланк, на нем перечислены фамилии ва­ших одноклассников. Подумайте, с каким цветом у вас ассоцииру­ется каждый из них, и занесите номер цвета в ячейку напротив каж­дой фамилии. Работайте, пожалуйста, очень внимательно, никого не пропускайте».

Инструкция 2 (дается после окончания цвето-ассоциативной процедуры). «Из восьми цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. Его номер занесите в первый столбец таблицы в нижней части бланка. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занесите во второй столбец. Далее расположите номера всех цветов в порядке от самого приятного до самого не­приятного».

Стимульный материал. Ниже мы приводим образец бланка для проведения Цвето-ассоциативной методики. Еще раз напомина­ем, что перечень понятий составляется психологом индивидуаль­но, в зависимости от того, выяснение отношения к какому именно компоненту образовательной среды представляется наиболее ак­туальным.

Дата ________________

Класс________________

Имя, фамилия_________

Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется каждый учеб­ный предмет, и занесите номер цвета в ячейку напротив его назва­ния. Работайте очень внимательно, ничего не пропускайте.

Цвета: 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - оранжевый, 4 - желтый,

5 - малиновый, 6 - коричневый, 7 - черный, 8 - серый.

Алгебра Химия История

Геометрия Физика География

Русский язык Англ. язык ОБЖ

Литература Физкультура ОИВТ

Биология Черчение История города

Из восьми приведенных выше цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. Его номер занесите в первый столбец. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занеси­те во второй столбец. И далее расположите все цвета в порядке от самого приятного до самого неприятного, их номера последователь­но занесите в таблицу.

Обработка и интерпретация результатов. Сразу хочется огово­риться, что из всего многообразия вариантов обработки данных методики ЦАМ мы обозначим лишь некоторые, наиболее тесно связанные

Цель : предназначается для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.

Методика проведения: каждому ребёнку даётся стандартный лист бумаги и цветные карандаши и просят нарисовать школу, время рисования неограничено.

Обработка результатов .

Работа оценивается по 3 параметрам: :цветовой гамме, линиям и характеру рисунка, его содержанию

1 Цветовая гамма.

    2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зелёный, голубой т. д.)

    0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно-коричневый, синий, чёрный и т.д.)

    1 балл – в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона.

2. Линия и характер рисунка.

    2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно, используются длинные сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

    0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично, линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабые по нажиму.

    Сюжет рисунка .

    2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение предметов, оживляющих пейзаж (цветов, флагов, занавесок и т.д.); изображение детей, идущих в школу, за партами, учителя у доски, время года – весна или лето, время суток – день или утро.

    0 баллов – асимметричный рисунок, отсутствие деталей, людей, либо они идут из школы, холодное время года, тёмное время суток

    1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов.

6 –5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4- 2 балла – наличие некоторой тревоги по поводу школьного об или незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам.

1-0 баллов – явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к непринятию школьных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Вводные навыки.

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс, во многом определяется наличием у них элементарных представлений о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков) ВН. Достаточный уровень их развития облегчает задачу адаптации ребёнка к школе и усвоение более сложных заданий и навыков и рассматривается как один из показателей готовности к школе.

Качественный анализ ВН изучается в процессе педагогического наблюдения, в котором выявляют:

      Речевые знания и умения,

    звуковой анализ слова,

    построение фразы;

    словарный запас;

    фонематический слух;

    звукопроизношение.

2. Математические знания и представления.

    счёт в пределах 10 (прямой и обратный);

    состав числа, решение арифметических задач с «+» и « - «..

    представления о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

3. Навыки учебной работы :

    посадка за столом (партой);

    способ удерживания пишущего предмета;

    ориентация в тетради, книге;

    знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии)

Для заключения об особенностях речевого развития ребенка в целом требуется соотнести его сумму баллов с максимально возможной (по группе обследованных детей).

Приложение 3

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
ГОТОВНОСТИ

МЕТОДИКА "РИСУНОК ШКОЛЫ" 26
(А.И. Баркан)

Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к школе детей 6 - 8 лет 27 .

Материал: 1) стандартный лист белой нелинованной бумаги; 2) набор карандашей из 6-ти стандартных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный.

Ход работы: психолог предлагает ребенку на одной стороне листа бумаги нарисовать школу, а на другой - детский сад или дом (в том случае, если выясняется, что ребенок не посещает детский сад). Время работы не ограничивается. После окончания рисования ребенка спрашивают, куда бы ему хотелось пойти: в школу или детский сад (домой). Затем с ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает его самые любимые и нелюбимые цвета.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, на одной стороне этого листа школу, а на другой - детский сад (дом)". Больше ничего ребенку не говорят. Если он спрашивает, как рисовать и т.п., психолог должен ограничиться фразой: "Как умеешь, как хочешь, так и рисуй".

Критерии анализа рисунка. Эмоциональное отношение испытуемого к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов на рисунке школы и другого коллектива.

Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых (первая половина спектра) или холодных

(вторая половина спектра) тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета может быть использован планиметр. Цвет передает все эмоциональные оценки ребенка по отношению к изображаемому. Известно, что дети свое положительное отношение к предмету выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение - при помощи темных тонов (черный, серый, темно-коричневый, темно-синий). То, что дети считают красивым, они изображают в теплых тонах, то, что считают некрасивым, - в холодных. Для большей эмоциональной убедительности дети используют "неподражательный цвет", несущий гамму положительных чувств к изображаемому. Причем чем замысловатее соотношение цветов, тем эмоциональнее относится ребенок к изображаемому предмету (имеется в виду положительное эмоциональное отношение).

Сюжет рисунка, отражающий социальный опыт ребенка, имеет большое значение в анализе. О положительном отношении к школе может свидетельствовать тема учения в рисунке и связанные с ней атрибуты, например, появление цифр: 2, 3, 4, 5. Причем 5, как правило, - это самое красивое число, а 2 - самое некрасивое, плохое. Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты:

  • 1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад);
  • 2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий);
  • 3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений;
  • 4) время года на рисунке;
  • 5) как изображено солнце (сияет или в тучах);
  • 6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.

Линия рисунка также является информативным признаком. Красивое, нравящееся дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричные изображения, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение

к объекту изображения. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.

Интерпретация некоторых аспектов рисунка. При отрицательном эмоциональном отношении к школе рисунок ребенка содержит гораздо больше черных, темно-синих, коричневых тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду (дому), на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. При негативном эмоциональном отношении к школе площадь холодных тонов, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении другого коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно. В этом случае на рисунке царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных одеждах. Сюжет, рассказывающий о школе, как правило, носит застывший, сглаженный характер. На рисунке отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета. Если изображено здание школы, то оно, обычно, некрасивое, около него нет людей и цветов. Почти не встречается изображение класса, других элементов учебной деятельности. Как правило, на таких рисунках преобладают зима и осень; если осень, то обязательно идет дождь.

Как крайний вариант отрицательного эмоционального отношения к школе следует отказ ребенка выполнить рисунок на тему школы.

При положительном эмоциональном отношении школа на рисунке обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. Сюжет варьируется. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков лета или весны. На небе сияет солнце. Изображение на рисунке учебной деятельности (в частности, класса, доски, на доске пятерки) отражает желание ребенка идти в школу. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись "Добро пожаловать!"

При не сформировавшемся у ребенка определенном эмоциональном отношении к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.

МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР" 28
(Г.А. Цукерман)

Цель: изучение характерных для ребенка эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях. 29

Материал: 1) бланк, на котором нарисован "эмоциональный термометр"; 2) чистый "эмоциональный термометр" (без каких бы то ни было значков). Можно использовать просто лист белой нелинованной бумаги; 3) набор фишек - значков всех пяти цветов, вырезанных из бумаги с клеящимся слоем.

Каждый значок термометра цветной:

  • # # # # "Мне крайне скверно" - черный,
  • ~ ~ ~ ~ "Мне плохо" - коричневый,
  • @ @ @ @ "Мне несколько не по себе" - зеленый,
  • * * * * "Мне хорошо" - желтый,
  • ! ! ! ! "Я блаженствую" - красный.

Цветовые обозначения выбраны совершенно произвольно, без учета культурной символики цветов.

Цветные обозначения на термометре особенно важны для тех детей, кто еще не умеет читать.

Инструкция: "Я предлагаю тебе сыграть в одну интересную игру. Давай измерим твое настроение. Я покажу тебе, как это можно сделать. Вот это термометр. Но он необычный. Он измеряет не температуру тела, а твое настроение. Вот такой же термометр, но пока он ничего не показывает. Возьми эти фишки, которые обозначают разные настроения. Я буду спрашивать тебя о разных случаях в твоей жизни, а ты будешь прикреплять на термометр те фишки, которые

будут обозначать, как ты чувствуешь себя обычно в тех или иных ситуациях".

Ход работы: эксперимент проводится индивидуально. Психолог рассказывает ребенку, какое настроение обозначено каждым из пяти значков, а затем показывает, как можно приклеивать фишки на термометр. Убедившись, что ребенок понял инструкцию, психолог задает ему ряд вопросов. Приведем несколько примеров подобных вопросов.

Для дошкольников:

  1. Как ты себя чувствуешь в детском саду?
  2. Когда ты играешь в школу, как ты себя чувствуешь?
  3. Как ты себя чувствуешь на подготовительных занятиях в школе?

Для первоклассников:

  1. С каким настроением ты идешь в школу?
  2. Как ты себя чувствуешь, когда общаешься с одноклассниками?
  3. Когда учительница спрашивает тебя на уроке, как ты себя чувствуешь?

Проводится качественный анализ ответов испытуемого.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ СОХРАНЯТЬ ЦЕЛЬ
В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ УСПЕХА 30

Цель: изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха у детей 6 - 8 лет.

Материал: 1) 7 разных открыток, разрезанных на 4 части по диагоналям; 2) 2 одинаковые открытки, одна из которых разрезана на 4 части по диагоналям.

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Включает 4 серии.

Серия 1. Психолог на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

Серия 2. Психолог дает ребенку перемешанные части других пяти открыток, показывает целую и предлагает собрать такую же. При этом образец не убирается, способ действия не показывается.

Инструкция: "Собери такую же открытку".

Серия 3. Психолог дает ребенку тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагает собрать из частей одну открытку. Образец не дается, способ действия не показывается.

Инструкция: "Собери одну открытку".

Серия 4. Ребенку дается тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагается собрать из этих частей как можно больше открыток.

Инструкция: "Собери из этих частей как можно больше открыток".

Во всех сериях в случае затруднения психолог подсказывает ребенку решение. Время выполнения задания не ограничивается.

Анализ результатов. Путь решения значения не имеет. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности, при неудачах, а также как это зависит от возраста испытуемого. Деятельность ребенка анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями. Отсюда делается вывод об уровне волевого развития ребенка.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ 31
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель: изучение достижения цели в условиях помех у детей 6 - 8 лет.

Материал: лист белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, яркая игрушка, детская книжка, секундомер.

Инструкция: "Заполни весь лист, рисуя в каждой клеточке черточку".

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.

Обработка данных: во время исследования психолог ведет протокол. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, то в протоколе отмечается отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, в протоколе фиксируется наличие отвлечения (±). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, в протоколе отмечается невыполнение (-). Фиксируется время отвлечений.

Анализ результатов. Анализируются особенности поведения ребенка в ходе выполнения задания, их зависимость от содержания раздражителя. Делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях помех, об уровне его волевого развития.

Приложение 4

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ

БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ 32
(Т.А. Нежнова)

Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Материал: бланк с программой беседы.

Ход работы: обследование проводится индивидуально с первоклассником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах соответственно изменяются). Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.

  1. Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
  2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).
  3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили) ? (какие собственные действия или действия родителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).
  4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).
  5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).
  6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока - о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (место школьно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора).
  1. Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).

Оценка беседы: за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, приписывают А; за формальный, внешний, "дошкольный" и прочие ответы - Б; за отказ от ответа - С.

Оцениваются вопросы 3 - 6. За каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов на 1 и 2 вопросы).

Критерии оценки полученных результатов.

Высший балл - 4А - говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

Низший балл - 4Б - говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
"БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ" 33
(Т.А. Нежнова)

Цель: выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного и младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:

  • а) ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • б) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: 1) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям "дошкольного" типа (рисование, пение, физкультура, труд), 2) имеет содержательное представление о подготовке к школе;
  • в) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: 1) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, 2) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), 3) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);
  • г) признает авторитет учителя.

Материал: набор коротких историй.

Ход работы: беседа проводится строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются также данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним.

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задается 1-й вопрос "Беседы":

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало или случалось, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?" (С воспитанниками детского сада речь идет об отсрочке поступления в школу). Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась и поступила по-своему) - договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже б лет, но он не ходит ни в нулевой класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу?" Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так: чтобы не ты ходил каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

7. Представь себе, что есть две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка, не чаще раза в неделю. А в школе "Б" все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

8. В школе "А" от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спросу. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница

сказала: "Сегодня Миша (называется имя ребенка) учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить его за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?

Оценка беседы: ответ на каждый вопрос оценивается как "школьный" или "дошкольный" (соответственно "А" или "Б"). Некоторые примеры.

1-й вопрос. "А": уроки грамоты и счета - это занятия, присущие именно школе, по содержанию и форме они не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка и олицетворяют для него новую, собственно школьную действительность. "Б": дошкольные виды деятельности - уроки художественно-физкультурно-трудового цикла - близки и знакомы ребенку по предыдущему периоду и продолжаются в школе. В эту же группу включаются и прочие не связанные с собственно учением занятия: игры и внеурочное времяпрепровождение, еда, гуляние, общение с товарищами и т.д.

3-й вопрос. "А": учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены те или иные действия по самообразованию: самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у товарищей и выполнение их и т.п. "Б": дошкольные и прочие - игры, гуляние, рисование, конструирование, помощь родителям по хозяйству и т.д. без упоминания о каких-либо учебных действиях.

4-й вопрос. "А": содержательные - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. "Б": формальные - приобретение формы, школьных принадлежностей.

Интерпретация вопросов и ответов в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника.

  1. Общее отношение к школе и учению.
  • 1.1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предлагаемого отпуска или отсрочки) - 2-й вопрос.
  • 1.2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения) - 3-й вопрос.
  • Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.
    • 2.1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамотой и счетом заменены уроками художественно-физкультурного цикла) - 7-й вопрос.
    • 2.2. Предпочтение уроков грамоты и счета "дошкольным" видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.) - 1-й вопрос.
    • 2.3. Содержательное представление о подготовке к школе - 4-й вопрос.
  • Ориентация на новые собственно школьные формы организации деятельности и поведения.
    • 3.1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуально-домашней форме обучения - 5-й вопрос.
    • 3.2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно - 8-й вопрос.
    • 3.3. Предпочтение отметки как формы оценки учебной работы другим видам поощрения - сладости, игрушки - 9-й вопрос.
  • Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями) - 6-й вопрос.
  • МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
    У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    И ПЕРВОКЛАССНИКОВ 34
    (М.Р. Гинзбург)

    Экспериментальные материалы и система оценок предложены И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой (1993).

    Цель: изучение доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

    Материал: текст рассказа и шесть сопроводительных картинок.

    Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ" (зачитывается рассказ 35 и одновременно перед ребенком на столе выкладываются картинки, иллюстрирующие его).

    Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

    На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: передней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

    Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".

    Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

    Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

    Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

    Четвертый мальчик сказал "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

    Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (Позиционный мотив.)

    Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь".

    Выкладывается карточка с рисункам № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

    Шестой мальчик сказал:

    "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки". Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

    Ход работы: после прочтения рассказа ребенку задаются вопросы:

    • - А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? - Выбор I.
    • - С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? - Выбор II.
    • - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? - Выбор III.
    • Ребенок последовательно осуществляет три выбора картинок. Если содержание прочитанного рассказа недостаточно прослеживается в ответах ребенка, ему задают контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал? ", чтобы психолог мог быть уверен в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

    Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в протокол и затем оцениваются экспериментатором.

    Протокол

    Обработка данных: за выбор того или иного мотива начисляется определенный балл:

    • внешний мотив (№ 1) - 0 б.; - позиционный мотив (№ 4) - 3 б.;
    • учебный мотив (№ 2) - 5 б.; - социальный мотив (№ 5) - 4 б.;
    • игровой мотив (№ 3) - 1 б.; - мотив отметки (№ 6) - 2 б.

    По каждому мотиву, согласно протоколу, баллы суммируются.

    Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов, соответствующих определенному мотиву.

    Оценка и анализ результатов: доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему

    количеству баллов. Вместе с тем надо учитывать, что ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие у испытуемого предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

    МЕТОДИКА "НАРИСУЙ СЕБЯ" 36
    (A.M. Прихожан и З. Василяускайте)

    Цель: изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей 6 - 9 лет.

    Материал: 1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: "плохой мальчик (девочка)", "хороший мальчик (девочка)", "я"; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.

    Ход работы: обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30 - 40 минут.

    Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж - синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.

    Инструкция: "Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)". Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: "А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)". При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: "А теперь вот здесь нарисуй себя". Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша.

    Обработка и интерпретация данных 37 . Включает следующие моменты:

    1. Анализ "автопортрета":

    • а) наличие всех основных деталей;
    • б) полнота изображения;
    • в) количество дополнительных деталей;
    • г) тщательность их прорисовки;
    • д) статичность или представленность фигурки в движении;
    • е) включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т.п.

    Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, "разукрашивание") свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.

    2. Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунком "хорошего" и "плохого" персонажа по следующим параметрам:

    • а) размер "автопортрета" по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;
    • б) цвета, использованные в "автопортрете", количество каждого цвета, их соответствие цветам "хорошего" или "плохого" ребенка;
    • в) повторение в "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого" ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т.п.);
    • г) наличие в "автопортрете" новых деталей, их характер;
    • д) общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" или "плохого" персонажа.

    Проективная методика «Рисунок школы»

    Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

    Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

    Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

    Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:


    1. цветовая гамма

    2. линия и характер рисунка

    3. сюжет рисунка
    При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

    1. Цветовая гамма:


    • 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

    • 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

    • 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
    2. Линия и характер рисунка:

    • 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

    • 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

    • 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
    3. Сюжет рисунка:

    • 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

    • 1 балл – обе характеристики присутствуют.

    • 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
    Анализ результатов

    • 6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

    • 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

    • 1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

    Приложение 5
    Памятка «Несколько правил для родителей»

    Правило 1 : Не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

    Правило 2 : Рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.

    Правило 3 : Следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

    Правило 4 : Необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

    Правило5 : Каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но, ни в коем случае, не заставлять его переписывать все задание снова.

    Правило 6 : Все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

    Правило 7 : Родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

    Советы родителям первоклассников

    Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

    - Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.

    - Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

    - Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.

    - Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.

    - Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.

    - Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.

    - Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    Литература для педагогов

    1. Агафонова И.Н.. Программа социально-психологического обучения детей 6-10 лет «Я и Мы».- СПб, 2001.

    2. Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья. Психология развития. - М., 2000.

    3. Гарднер Р.А.Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении - СПб, «Калиста»,2004.

    4 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2000.

    5. Макарова Е. Преодолеть страх или Искусство Терапия. - М., «Школа-Пресс»,1996.

    6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2005.

    7. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Автор-составитель М.А.Павлова. - Волгоград, 2009.

    8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 части. - М., «Генезис», 1998.

    9. Фопель К.Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М., «Генезис», 2010.

    10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.,2005.
    Литература для родителей

    1. Гарднер Р.А.Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. - СПб, «Калиста»,2004.

    2. Макарова Е. Преодолеть страх или Искусство Терапия. - М., «Школа-Пресс»,1996.

    3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 части. - М., «Генезис», 1998.

    4. Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М., «Генезис», 2010.
    Литература для детей
    1. Гарднер Р.А. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. - СПб, «Калиста»,2004

    ^ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ

    Занятие 1. «Давайте познакомимся!»

    Цель: Познакомить детей с особенностей проведения психологических занятий.

    Задачи:

    1. создание положительного эмоционального настроя в группе;

    2. учить называть свое имя и имена других участников группы;

    3. развитие умения действовать соответственно правилам игры.

    Материалы: кукла Незнайка, игрушки по количеству детей, мягкий мячик. Бумага, карандаши, мелки, фломастеры.

    ^ Ход занятия:

    Приветствие.

    Раздается стук в дверь. Психолог спрашивает у детей: «Что за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим».

    Открывает дверь и вносит куклу Незнайку с воздушными шарами и корзинкой с игрушками в руках.

    Незнайка: «Ох! Еле приземлился! Здравствуйте, ребята! Это школа?».

    Да! А тебя как зовут?

    Незнайка!

    А ребята тоже хотят с тобой познакомиться!

    Незнайка подходит к каждому ребенку, протягивает руку и называет свое имя, дети жмут его ладошку и называют свое имя.

    Незнайка хочет с вами поиграть!

    ^ Игра «Назови по имени».

    Ход игры. Я вместе с Незнайкой буду кидать мячик одному из вас, и называть по имени того, кому кидаю. Потом этот мальчик или девочка кидают мячик тому, кому хотят и называют его по имени.

    Стараться, чтобы мячик побывал у каждого из детей.

    ^ Игра «Паровоз».

    Ход игры. Психолог вместе с Незнайкой встает и начинает двигаться по кругу перед детьми. Поравнявшись с одним ребенком, называет его по имени, тот встает и прицепляется к паровозику. Игра продолжается, пока не будут названы все дети.

    Незнайка, а что ты принес в корзинке?

    Ой, я и забыл, у меня ведь там игрушки, чтобы с вами поиграть. Я буду доставать игрушку, а вы назовите, что это такое. Психолог вместе с Незнайкой достает игрушку, ребята называют. Игрушки выкладываются на стол.

    ^ Проводится игровое упражнение «Узнай, что изменилось?»

    Арттерапевтическое упражнение «Рисуем своё имя».

    Если ребёнок ещё не умеет писать, педагог помогает написать, ребёнок украшает буквы и условными знаками изображает то, чем любит заниматься. Показываем рисунок Незнайке, громко называет каждый ребёнок своё имя.

    Незнайке у нас очень понравилось. Давайте попрощаемся и пригласим его к нам на следующее занятие.

    Дети прощаются. Те, кто захочет, обнимают Незнайку и прощаются с ним.
    ^ Занятие 2. «Давайте жить дружно!!!» (введение в психологию)

    Цель: Познакомить детей с особенностями науки психологии.

    Задачи:


    1. Познакомить детей с психологическими терминами: психика, душа, чувства, эмоции.

    2. Учить слушать и слышать друг друга во время занятия.


    Материалы к занятию:

    1. Презентация «Давайте жить дружно».


    2. Картинки с изображением животных для раскрашивания.

    3. Мячик.
    Ход занятия:

    1. «Песня о доброте» группа Барбарики. Демонстрация слайдов.


    2. Вступительная беседа. Что такое психология, психика, чувства, эмоции. Помощь психолога детям и взрослым в сложных ситуациях.

    3. Упражнение «Зоопарк». Выбрать на слайде понравившееся животное, с помощью выразительных движений изобразить его, не называя вслух. Дети догадываются, кого изображал ведущий.

    4. Беседа: «Что значит, научиться управлять собой, своими чувствами и эмоциями?» Рассматривание слайдов. Управляем своими эмоциями, как дрессировщик в цирке животными. Упражнение «Кто умеет управлять своими эмоциями?» На слайде фотографии детей, которые учатся в школе. Они испытывают определенные чувства. Если ребенок справляется со своими эмоциями, хлопаем в ладоши, а если не справляется, топаем ногами. На следующем слайде проверка работы.

    5. Упражнение «Передаем эмоции голосом». Необходимо передать различные эмоциональные состояния, произнося слова «Алле – Оп!!! Ап!»

    6. Игра «Узнай по голосу». Водящий берет в руки мячик, отворачивается. Педагог, молча, указывает на любого участника группы, он должен вежливо попросит мяч у водящего, называя его по имени. Задача водящего, узнать, кто его позвал. Игра продолжается, пока водящими не побывали все члены группы.

    7. Упражнение «Догадайся, кто? Разукрась!».
    На слайде линиями изображены животные, дети их узнают, выбирают себе лист с раскраской и раскрашивают. Можно предложить закончить дома (в зависимости от скорости выполнения задания). Звучит песня о дружбе группы Барбарики.

    1. Подведение итогов.
    - Что на занятии запомнилось?

    Что понравилось?
    Занятие 3. «Мимика!!!» (Страна эмоций)

    Цель:

    Задачи:


    1. Познакомить детей с психологическими терминами: мимика, чувства, эмоции.

    2. Учить, с помощью мимики, отражать свое чувство радости, понимать по выражению лица чувства другого.

    3. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

    4. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
    Материалы к занятию:

    1. Презентация «Мимика».

    2. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

    3. Картинки с изображением сказочных героев для раскрашивания.

    4. Мячик.

    Ход занятия:


    1. «Песенка крошки енота» из мультфильма. Демонстрация слайдов. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

    2. Упражнение «Остров радости». – Предложить детям назвать, кого они видят на слайде, что они испытывают (игра с мячом).

    3. Вступительная беседа. Что такое мимика, чувства, эмоции. Почему люди, изображенные на картинке, улыбаются? Что они чувствуют?

    4. Упражнение «Чему могут радоваться люди?». Игра с мячом. Передаем мяч, называем причину радости, передаем соседу, тот повторяет слова предыдущего и добавляет свое. Демонстрация слайда с изображением радующихся людей.

    5. Упражнение. «Зоопарк». Выбрать на слайде понравившееся животное, изобразить его чувство с помощью мимики и выразительных движений, не называя вслух. Дети догадываются, кого изображал ведущий.

    6. Упражнение «Передаем радость голосом». Необходимо передать радостное эмоциональные состояния, произнося слова «^ УРА!!! ВОТ ЗДОРОВО!!! КАК КРАСИВО!!! ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО!!! »

    7. Упражнение «Кабы не было зимы, были б все в печали!» Детям предлагается назвать дела, которые могут принести радость зимой, весной, летом, осенью.

    8. Упражнение «Спасибо за счастье!» Открывается слайд, дети называют того, кому они могут сказать спасибо за счастье.

    9. Упражнение «Разукрась!».
    Дети узнают героев сказок, изображенных на картинках, выбирают себе лист с раскраской, рассказывают, чему радуется герой, и раскрашивают. Можно предложить закончить дома (в зависимости от скорости выполнения задания). Звучит песня «Облака – белогривые лошадки».

    1. Подведение итогов.
    - Что на занятии запомнилось?

    Что понравилось?
    Занятие 4. «Радость»

    Цель: Познакомить детей с особенностями эмоций и чувств человека.

    Задачи:


    1. Познакомить детей с психологическими терминами: чувства, эмоции, радость, жесты, движения.


    2. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

    3. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
    Материалы к занятию:

    1. Презентация «Радость».



    2. Мячик.

    Ход занятия:


    1. «Чунга Чанго» из мультфильма. Демонстрация слайдов. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

    2. Упражнение «Жесты и движения». – Предложить детям назвать, кого они видят на слайде, что они испытывают (игра с мячом). Какое чувство испытывают герои? Как вы догадались?

    3. Вступительная беседа. Что такое жесты, чувства, эмоции. Почему люди, изображенные на картинке, так двигаются? Что они чувствуют?

    4. Упражнение «Догадайся, что произошло?». Игра с мячом. Демонстрация слайда с изображением радующихся людей.

    5. Упражнение «Скульптор». Необходимо передать радостное эмоциональные состояния с помощью скульптуры. Детям предлагается разделиться на пары, вытащить карточку с изображением героя, изображают скульптуру своего героя.

    6. Задание на карточках.

    7. Рисунок «Что меня радует?»

    8. Подведение итогов.
    - Что на занятии запомнилось?

    Что понравилось?

    Занятие 5. «Радость, как ее доставить другому человеку?»

    Цель: Познакомить детей с особенностями эмоций и чувств человека.

    Задачи:


    1. Познакомить детей с психологическими терминами: сочувствие, поддержка.

    2. Учить с помощью мимики, жестов отражать свое чувство радости, понимать по выражению лица и движениям чувства другого.

    3. Учить работать в паре, договариваться друг с другом.

    4. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

    5. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
    Материалы к занятию:

    1. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги.

    2. Карточки с изображением радостных героев.

    3. Мячик, игрушка Незнайка.

    Ход занятия:


    1. «Песня о дружбе» группы Барбарики. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

    2. Вступительная беседа «Что вас порадовало на этой неделе? Что хорошего, радостного произошло на этой неделе?»

    3. Изобразите с помощью мимики и жестов радостное событие, произошедшее с вами. Работа в парах. Дети выбирают любое событие и вдвоём изображают событие. Участники группы стараются угадать, что показывали водящие.

    4. Упражнение «Чем я могу порадовать родных?». Игра с мячом. Передавая мяч, ребёнок повторяет слова предыдущего и добавляет своё.

    5. Упражнение «Маленький серенький котёночек». Выбирается водящий – маленький котёночек. Он грустит. Задача играющих предложить котёночку что-либо, чтобы он обрадовался. Игра продолжается столько раз, сколько детей на занятии, чтобы каждый ребёнок получил эмоциональное «поглаживание».

    6. Рисунок «Чем я могу порадовать родных?»

    7. Подведение итогов.
    - Что на занятии запомнилось?

    Что понравилось?
    Занятие 6. «Страх»

    Цель: Познакомить детей с особенностями чувства страха.

    Задачи:


    1. Познакомить детей с психологическими терминами: чувства, эмоции, страх. Понимать, что страх могут испытывать разные люди.

    2. Учить выражать с помощью мимики и жестов различные чувства.

    3. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

    4. Формировать доверительное отношение к сверстникам.
    Материалы к занятию:

    1. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

    2. Страшные игрушки.

    3. Карточки с заданиями.

    4. Мячик.
    Ход занятия:

    1. Упражнение «Ласковое имя». – Предложить детям назвать, как их ласково называют дома (игра с мячом).

    2. Вступительная беседа. Какие чувства вы знаете? Игра: «Зайка обрадовался, зайка испугался».

    3. Работа с карточками Эмоций. Испуг и страх.

    4. Игра «Чего боятся люди».
    Игра проводится по правилам игры «Снежный ком». Первый ребенок называет, чего могут бояться люди, второй повторяет и добавляет что-то своё (игра по кругу).

    1. Упражнение «Выбери страшную игрушку». Необходимо выбрать игрушку, сказать, чем она пугает. «Испугались – рассмеялись».

    2. Игра «Скульптор». Работа в парах. Один играющий – скульптор, другой – его произведение. Вытащить карточку с изображённым человеком или животным, «вылепить» мимику и позу героя. Остальные ребята узнают, кто получился и какое чувство он испытывает.

    3. Рисунок «Чего боятся люди».

    4. Подведение итогов.
    - Что на занятии запомнилось?

    Что понравилось?

    Занятие 7. «Как справиться со страхом»

    Цель: Познакомить детей со способами преодоления тревоги и страхов.

    Задачи:


    1. Познакомить детей с психологическими терминами: тревожность, страхи, психологическая помощь.

    2. Учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях, использовать для решения проблемных ситуаций социально приемлемые способы поведения: говорю с мамой, советуюсь с другом, рисую, думаю о чем-то хорошем.

    3. Учить, с помощью мимики, отражать свое чувство страха, понимать по выражению лица чувства другого.

    4. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.
    Материалы к занятию:

    1. Листы бумаги.

    2. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

    3. Мячик.

    4. Плакаты «Как я справляюсь со своей тревогой».
    Ход занятия:

    1. Приветствие.

    2. Упражнение «Чего я боюсь». – Предложить детям назвать, кого или чего они боятся, вспомнить ситуации, когда это происходило.

    3. Работа с карточками «Кто чего испугался?» Предложить детям рассмотреть карточки с испуганными людьми или животными. Предложить ответить на вопросы: Что произошло? Какое чувство испытывает герой? Как ему помочь? Убрать эти страхи в «Мешок страхов».

    4. Упражнение «Что поможет прогнать страх?». Игра с мячом. Передаем мяч, называем способы помощи в ситуации тревоги и страха, передаем соседу, тот повторяет слова предыдущего и добавляет свое.

    5. Упражнение. Работа с плакатом «Как я справляюсь со своей тревогой». Рассмотреть различные способы поведения в состоянии тревоги и страха.

    6. Рисование «Ромашка помощи в ситуации тревоги и страха». Предложить детям нарисовать ромашку, на лепестках цветка предложить нарисовать или написать способы помощи в ситуации страха и тревоги. Ромашку дети забирают домой.

    7. Подведение итогов.
    - Что на занятии запомнилось?

    Что посоветуете своему другу, если он чего-то боится?

    Растения