Креативный и творческий. «Креативный» НЕ равно «Творческий». Вы не знали? Ч.3. Скука рациональности или хаос творчества. Креативность и творчество: в чем их различие

Да какая разница?! — может воскликнуть «человек обычный»:) . О, если б только в понятии! Иногда эта разница (а точнее, ее незнание) бьёт по кошельку и заканчивается разочарованием. Как? Читайте дальше.

В Ч.2 «Что спасает во время трансформации личности?» мы вышли на понятие «ТВОРЧЕСТВО». Способность к творчеству обеспечивает человеку:

  • успешное самовыражение,
  • всесторонняя самореализация
  • эффективная адаптации в современном мире.

Его ошибочно ставят в ряд с модным словом «креативность», особенно, когда рекламируют тренинги личностного развития. (Или в случае приема на работу). Давайте разберемся: Вы творческий человек или креативный?

По определению С.Л. Рубинштейна:

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание НОВЫХ материальных и духовных ЦЕННОСТЕЙ.

При этом внутренним ресурсом , потенциалом, без которого процесс творчества невозможен, является креативность.

Как думаете, фото ниже — это творческий акт или креативная идея?

Подходы к определению КРЕАТИВНОСТИ — разные:

  • (По Роджерсу) Это способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения.
  • (Из психоанализа) Это способность принимать материал из подсознания в сознание.
  • (Современный словарь по психологии) Это творческий потенциал , который проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных процессах, в коммуникации с другими, а также в различных формах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием тех или иных предметов.

А что на этом фото: креатив или творчество?

По определению К. Роджерса:

ТВОРЧЕСТВО — это СОЗДАНИЕ с помощью действия НОВОГО ПРОДУКТА, с одной стороны, вырастающего из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Можно ли, по-вашему, (исходя из этого определения) назвать творчеством серию фото-инсталяций «Найди женскую фигуру»?

В общем, КРЕАТИВНОСТЬ понимают как способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда.

К примеру, пришло бы вам в голову «обвязать деревья» (или другие конструкции)?

А польская художница по текстилю Агата Олек вдохновилась и останавливаться не собирается. Вот уже и локомотив обвязала:) Большой проект — 7 лет! По вашему, это творчество или креатив?

Как проявляется креативность?
В особенностях мышления:

  • быстрота,
  • гибкость,
  • точность,
  • оригинальность,
  • богатое воображение,
  • чувство юмора,
  • приверженность высоким эстетическим ценностям,
  • умение детализировать образ проблемы.

И тогда на уровне «hand-made» возникает нечто подобное:) …

А на уровне производственно-монументальном люди способны задумать вот это (библиотека в Канзас-сити, США):

Креативный человек способен:

  • быть участником процесса перемен,
  • отказываться от фиксированных представлений о порядке вещей и событий,
  • ясно воспринимать актуальное положение дел,
  • создавать условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Кроме особенностей мышления важной чертой «человека креативного» являются самообладание и уверенность в себе . А потому любые преграды он воспринимает примерно так:) :

Подведем итоги:

Креативность — это составляющая творческого процесса, который в итоге оформляется в некий продукт (информационный, материальный, социальный).

Те, кто задумывался над своими ресурсами, креативными способностями и личностным ростом, стремятся совершенствовать свою результативность.

От чего зависит ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ?
Она определяется:

  • качеством мыслительных операций,
  • личностными характеристиками,
  • способностью объединить ресурсы правого и левого полушария

Дж. Гилфорд считал:

Для ИСТИННОГО творчества необходима интеграция КОНВЕРГЕНТНОГО (логического, последовательного, линейного) и ДИВЕРГЕНТНОГО (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

Какие условия нужны для активного творческого самовыражения?
Как преодолеть внутренние барьеры, которые мешают проявить креативность?
Как научиться управлять творческим процессом?
Практика .

А теорию читайте в следующем посте этой серии «Ч.4 «Творческая дружба ПРАВОГО и ЛЕВОГО»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Креативность как способность к умственным преобразованиям и творчеству. Методики развития креативного мышления персонала предприятия. Характеристика процесса креативности. Тесты дивергентных способностей. Пути формирования креативности у персонала.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности. Языковые и художественные способности мужчин и женщин, их различия в познавательных способностях.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2013

    презентация , добавлен 18.06.2016

    Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью. Анализ результатов диагностики уровня креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Понятие креативности и гендера в социальной психологии. Факторы гендерно-ролевой социализации человека. Методики изучения уровня развития творческого мышления взрослых. Организация исследования гендерных различий в процессе анализа креативности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Теоретические подходы к понятию о креативности, характеристика данного процесса. Эмпирическое изучение креативности и темперамента: процедура и методики. Исследование особенностей невербальной креативности у студентов с разным типом темперамента.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2016

    Побудительные основания личности в юношеском возрасте по развитию социальной креативности: гендерно-мотивационный компонент. Оценка естественной потребности в творческом потенциале. Выделение специфических видов креативности. Общественная креативность.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2012

    Понятие креативности, основные подходы к ее изучению. Личностная и социальная креативность. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Психологические особенности подросткового возраста. Влияние креативности подростков на урегулирование конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2011

Разнообразие точек зрения на креативность, как и на творчество вообще, отражает широкий круг феноменов, проявляющихся в бытии человека. Исторически креативность рассматривается в рамках общего подхода к изучению психологии творчества. В 60 - 70 годах прошлого века были сформулированы основные черты комплексного подхода, разрабатывалось философское видение творчества.

Т. А. Ребеко, проводя методологический анализ исследований творчества, указывает, что исторически существует два понимания сущности творчества: одно из них отождествляет сущность творчества и творения, другое - описывает сущность творчества с позиций творца. На этом этапе познания вопрос о сущности творчества не ставился, а заменялся практической проблемой отделения продуктивного от репродуктивного. В настоящее время творчество понимается» широко как феномен развития, обновления, потенциал будущей адаптации (А.И. Субетто), специфическая активность человека по преодолению отчуждения - от природы (В. М. Вильчек), как механизм развития (Я. А. Пономарев).

Термин «креативность» ввел в 1950 году Дж. Гилфорд и многие исследователи считают этот год началом ее систематического изучения. В настоящее время существуют некоторые неясности в соотнесении понятий «креативность» и «творчество». Можно выделить три основных подхода к решению этого вопроса:

Во-первых, понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются как синонимы. Частично, на такое пересечение терминологии влияет двойственность английского «creativity», переводимого и как «творчество», и как «креативность», в зависимости от контекста и области исследования. В таких случаях исследователи обращаются к психологии творчества, соотнося различные факты, выводы или проблемы с различными аспектами творчества, а не только с креативностью. Так, Г. Пиров считает, что термином «креативность» обозначают одновременно и творческую деятельность, и способность к творчеству.

Второе направление изучает креативность и творчество как отдельные феномены. Делая попытку разделить, «творчество» и «креативность», И. А. Дубина связывает креативность с образованием субъектно-личностной новизны и значимости и рассматривает творчество как феномен, отражающий процессы взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. Он считает, что творчество возникает как креативность в процессе человеческой деятельности в социокультурной системе и, оказывая на эту систему преобразующее воздействие, является результатом сложнейшего процесса4 взаимодействия личностного и социального. Таким образом, креативность- рассматривается как построение новых возможностей для субъекта, а творчество - как создание новых возможностей для культуры. Подобные точки зрения высказывают М. Боден (индивидуально-личностная креативность и историческая креативность), Е. Пикард (индивидуально личностная и общественная креативность).

Третье направление связано с тем, что креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества, и рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Например, Я. А. Пономарев, предлагая целостную концепцию творчества как психического процесса, выделяет креативность как один из аспектов творческого потенциала личности.

Креативность – способность человека пораждать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняющиеся от традиционных схем мышления.

творчество – способность находить новые решения проблемы, подчеркивая его индивидуальность.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием. Основными параметрами творческой личности можно считать следующие: - интеллектуально-творческая инициатива; - жажда познания и преобразования; - чувствительность к проблемам, ко всему новому; - склонность к нестандартному решению задач; - критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков; - самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Творчество — психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.


Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Творчество находит свое отражение и в методах, применяемых в психологии, в частности, арт терапия.

Арт терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством - это:

  • изотерапия;
  • цветотерапия;
  • фототерапия;
  • сказкотерапия;
  • музыкотерапия.
Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Ее отличает наиболее комфортная для клиента форма коррекции.
Арт терапия помогает людям избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, облегчает отреагирование переживаний, способствует изменению поведения, активизирует творческие силы. Терапевтические методы психологии творчества: игротерапия, изотерапия, куклотерапия, фототерапия, цветотерапия - оказывают мягкое психологическое воздействие на человека и крайне эффективны для коррекции негативных психоэмоциональных состояний.

Эффективность методов арт терапии мы и сами многократно проверяли на практике: например, спокойная музыка позволяет расслабиться после сложного дня. По сути - это элементы музыкотерапии (музыкальная психология). Но благодаря исследованиям в области музыкальной психологии, арт-терапевт знает, как наиболее действенно использовать возможности музыки и действует не наугад, а системно, согласно четко продуманной схеме. В итоге результаты впечатляют!

Это слово мы слышим все чаще и чаще. Нередко в резюме можно встретить формулировку: "креативный и оригинальный". Еще не до конца, но мы знаем, как это влияет на восприятие нашим потенциальным работодателем. Однако, на самом деле, что такое креативность? И с чем ее едят?

Согласно словарю, творчество - это "создание чего-то нового и оригинального". Расширяя и дополняя определение того, что такое креативность, можно утверждать, что это "психический процесс, деятельность, которая влечет за собой создание новых идей, концепций, или новые ассоциации, взаимосвязи с уже существующими идеями и концепциями". приводит к подлинно новаторским и эффективным решениям. Многие полагают, что термин "творчество" определяет то, что такое креативность в полном смысле. Это, по сути, просто способность создавать нечто новое.

Чем же отличается человек, который считается творческим, от всех остальных?

В своей работе "Творчество, креативность или постоянное нарушение?" психологи, занимающиеся этой проблематикой, указывают на то, что во многих странах используется слово "творческий" ("Creatifs", "creative", "Creativo"). Именно с точки зрения креативного самовыражения и творчества.

Однако, нельзя путать основные понятия. Существуют значительные различия между креативностью и креативность? Это функция, которая может характеризовать и и объект ее усилий (новые постеры к фильму, например, креативны). Тогда как творчество - скорее, процесс, своего рода явление, обещание, в то время как конкретная работа, как правило, связана с определенными решениями.

Очень часто бывает так, что мы указываем черты характера в резюме только потому, что так требуется. Неудивительно, что это будет иметь значение и для нашей работы, и для наших работодателей. Даже если нам кажется, что мы - мы представляем креативные резюме, на самом деле это может быть далеко не так. Существует негласный принцип: чем больше вы стараетесь, тем хуже вы выглядите. Поэтому следует очень хорошо продумать о том, как и в какой форме преподнести работодателю наши творческие способности. Что такое креативность в понимании потенциального шефа? Это умение мыслить нестандартно, находить выход из трудной ситуации, импровизация при поиске новых решений старых проблем.

Работодатель потребует от вас интересных предложений для решения проблемы и умения быстро справиться со сложной ситуацией. Поэтому, составляя резюме, не переборщите. Одно дело, когда вы преподносите себя, как человека свободной копирайтера, журналиста). В этом случае уместно все: креативные флешки на деловой встрече, нестандартное резюме, забавный сайт, который создан вопреки всем шаблонам. Но другое дело, если вы устраиваетесь менеджером среднего звена или даже просто рядовым сотрудником в государственное учреждение. Тут ваше резюме будут просматривать работники отдела кадров, которые могут быть очень далеки от полета мысли и любые "странности" просто отклонят без указания причины.

Тем не менее, всегда стоит упомянуть о том, что вы можете создавать новые произведения (пусть это будет программа или проект), усовершенствовать процесс и процедуры. Вообще говоря, весь ваш опыт, который говорит об "улучшении" любых показателей, будет воспринят позитивно. Работодатель потребует от вас повышения эффективности некоторых мер, создания новых текстов, проектов, идей, проработки деталей. Поэтому ему не нужно объяснять, что такое креативность - он знает, что именно поможет ему добиться процветания предприятия.

Существует и ряд способов развития К примеру, случайный ввод. Выберите основной элемент, который определяет проблему, а затем найдите совершенно случайные примеры, несколько слов из словаря. Далее мы будем рассматривать связь между ними. Это упражнение очень помогает активизировать Использование обратного мозгового штурма позволяет определенные задачи заменить противоположными обратными - когда мы отвергаем очередную версию, тем самым мы определяем, что является для нас наиболее важным.

Еще одна техника - это медленное постепенное записывание. К примеру, в течение определенного периода времени (30 минут, 1 час) мы записываем на листе бумаги только наши идеи, связанные с задачей, не думая о том, являются они разумными или нет. Не анализируйте. Такой подход к поиску решений широко используется в психологии успеха.

Планирование