Направление общественного прогресса. Общественный прогресс, его критерии и особенности в современных условиях. Список использованной литературы

Прогресс — это восходящее развитие, связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей, ростом их материального и духовного благополучия. Прогресс чаще всего осмысливается как поступательное движение к определенной цели. Если имеет место прогресс, то в об-ве сущ.: направленное движение к реализации цели, происходит накопление новаций, осуществляется преемственность, сохраняется устойчивость в развитии общества. Если же имеет место возврат к изжившим себя формам и структурам, застой и даже происходит свертывание и вырождение каких-либо значимых функций, то можно определенно сказать,что происх. регресс.

Общественный прогресс - это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

Типы соц. прогресса:

1) антагонистический: прогресс одной части общества происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части, продвижение в одних областях - за счет потерь в других;

2) неантагонистический, характерный для социалистического общества, где прогресс будет осуществляться во благо всего общества, усилиями всех социальных групп, без эксплуатации человека человеком.

2) Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки.

Марксизм: эволюционный процесс слишком мучительный для народа + если реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества используются три критерия : Как прогрессивное характеризуется то общество, в котором достаточно высоки эти показатели.

1. Уровень производительности труда - критерий, отражающий состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере

2. Уровень свободы личности — долгое время считался отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе.

3. Уровень нравственности в обществе - интегральный критерий, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений.


Конечно, нельзя забывать, что в реальной его жизни сам процесс развития противоречив, соответственно противоречив и путь его направленности. В реальной жизни каждого общества может быть рывок (прогресс) в одних сферах общества и отставание или даже регресс в других.

Поиски общего критерия общественного прогресса в философии привели мыслителей к выводу о том, что такой измеритель должен выражать неразрывную связь в развитии всех сфер, процессов общественной жизнедеятельности людей. В качестве общего критерия общественного прогресса выдвигались: реализация свободы, состояние здоровья людей, развитие нравственности, достижение счастья и др. Все это, несомненно, важные критерии общественного прогресса, но с помощью этих показателей трудно еще оценить достижения и потери современного движения истории.

В настоящее время в качестве важнейшего критерия общественного прогресса выдвигается экологическая комфортность жизни человека. Что касается общего универсального критерия общественного прогресса, то здесь решающая роль принадлежит производительным силам.

Специфические особенности общественного прогресса:

1. Глобальный , всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Мир связан в единое целое: а) всеохватывающим характером научно-технического прогресса; б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене; в) новой всемирной ролью средств массовой информации и коммуникации; г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).

2. Многополюсность , сегментность .

Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций — все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, отдельным индивидам и др.

3. Противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами. Противоречия прогресса современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения, причем усилиями народов всех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения Земли природными ресурсами, ликвидации голода, нищеты и др.

Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Что касается живой и неживой природы, то в данном случае следует употреблять понятия развития или эволюции (живая природа) и изменения (неживая природа).

Почти весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Интенсивность перемен в социальной действительности постоянно возрастает: при жизни одного поколения возникают, рушатся и рождаются новые формы организации жизни, не только отдельных обществ, но и всего мироустройства.

В социологии для описания социальной динамики применяются понятия социальные изменения, социальное развитие, социальный прогресс и др.

Общество никогда не бывает неподвижным, в нем всегда что-нибудь происходит, случается, меняется. Реализуя свои потребности, люди осваивают новые виды деятельности и общения, приобретают новые статусы, приобщаются к новым социальным ролям, меняют среду, меняются сами в течение жизни и в процессе смены поколений (выросшие дети уже не такие, как их родители и прародители).

Социальные изменения отличаются неравномерностью и противоречивостью. Одни перемены малозаметны, другие существенно меняют общественную жизнь (поразмышляйте над тем, как изменилась жизнь общества после изобретения плуга, письменности, парового двигателя, компьютера).

Такие явления, как «человек из пробирки» и «суррогатная мать», из научной лаборатории перешли в общественную жизнь и породили новые социальные связи и взаимодействия, а также показали, что существующие правовые и этические нормы не готовы их регулировать. С одной стороны, в промышленно-развитых странах на протяжении жизни одного поколения происходят грандиозные изменения в общественной жизни и общество меняется до неузнаваемости, а в то же время, с другой стороны, продолжают существовать общества, перемены в которых осуществляются крайне медленно (африканские или австралийские примитивные системы).

Противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими происходящих перемен. Например, потребность достойного материально-обеспеченного существования формирует интерес работника дороже продать свою рабочую силу. Предприниматель, реализуя такую же потребность, стремится приобрести рабочую силу подешевле. Поэтому изменения в организации труда могут быть положительно восприняты одними социальными группами и не вызвать никакого удовлетворения у других.

Среди большого количества социальных изменений можно выделить те, которые являются качественными, направленными и необратимыми. Такие изменения принято называть социальным развитием . Социальное развитие - это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Оно связано с накоплением, приращением и усложнением структур и функций социальной системы, в результате чего система становится более эффективной, повышаются ее возможности удовлетворять потребности людей. Важным показателем социального развития является развитие личностных качеств человека.


Определяя социальное развитие, следует указать, что оно отражает необратимое, направленное и закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние, т. е. изменяется их состав или структура. Понятие «социальное развитие » по своему объему уже понятия «социальное изменение ». Всякое социальное развитие - это социальное изменение, но не наоборот. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма, отрицательно влияющие на социальную жизнь, нельзя назвать развитием.

В истории социологии отчетливо прослеживаются два подхода к рассмотрению развития общества. Это социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией обычно понимается постепенное, плавное, поэтапное развитие общества, а социальная революция предполагает радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, изменяющий все стороны жизни общества.

Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс. Социальный прогресс - это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. Например, такие изменения в социальных отношениях, которые ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости, улучшению условий жизни людей, можно с уверенностью отнести к позитивным и назвать социальным прогрессом.

Ход истории не был всегда ровным и гладким, были повороты, изломы (зигзаги). Локальные конфликты, мировые войны, кризисы, установление фашистских режимов - все это сопровождалось негативными изменениями в жизни общества. Кроме того, социальные явления, которые изначально оценивались, как только положительные, могли иметь негативные последствия: индустриализация и урбанизация долгое время считались синонимами прогресса, но только относительно недавно заговорили о негативных эффектах загрязнения и разрушения окружающей среды, перенаселенных городах, пробках на автострадах. Если сумма позитивных последствий от происходящих изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе, если наоборот - имеет место регресс.

Регресс противоположен прогрессу и представляет собой обратное движение от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям и т. п. Но общая линия исторического развития в целом имеет положительную, прогрессивную направленность. Прогресс - это глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс только локален: он охватывает отдельные общества и конкретные промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Вопрос о критериях социального прогресса является достаточно сложным и дискуссионным. Критерии социального прогресса выделяют люди (ученые философы, историки, социологи и др.), а они могут иметь различные ценностные ориентации и могут неодинаково и даже диаметрально противоположно оценивать одно и то же явление или процесс.

Оценочные суждения такого рода, как «лучше - хуже», «прогрессивно - реакционно», сами по себе действительно субъективны, но если они отражают объективно складывающиеся в реальном обществе социальные связи и взаимодействия, то в этом смысле они не только субъективны, но и объективны.

Критерии социального прогресса у различных ученых далеко не одинаковы.

В обобщенном виде общепризнанными являются:

Развитие человеческого разума, уровень знаний;

Совершенствование нравственности людей;

Развитие производительных сил, включая самого человека;

Уровень и характер производства и потребления;

Развитие науки и техники;

Степень дифференциации и интеграции общества;

Степень свободы личности от стихийных сил природы и общества;

Социально-политические права и свободы личности;

Средняя продолжительность жизни.

Однако главным индикатором прогрессивности или регрессивности социальных изменений является человек , его материальное, физическое, нравственное состояние, свободное и всестороннее развитие личности, возможность раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Таким образом, в современной системе социогуманитарного знания утверждается гуманистическая концепция социального прогресса, т. е. главным критерием и целью социального прогресса является человек.

В 1990 г. специалистами ООН был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), позволяющий учитывать как экономические, так и социальные составляющие качества жизни населения мира. Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие;

Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

Уровень жизни, оценённый через ВНД (валовой национальный доход) на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Первая пятёрка стран с самым высоким ИРЧП: Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. В 2013 г. были опубликованы данные за 2012 г., согласно которым Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития и занимает 47-е место из 187 стран, а в 2006 г. занимала 67-е место.

Противоречия в развитии общества. Кризис как стадия развития социальных систем. Преодоление кризиса.

Для того чтобы разобраться, что такое кризис социальной системы, следует вспомнить, что такое социальная система, и рассмотреть понятия социальной стабильности и социальной нестабильности.

Общественное развитие в ХХ в. приобретает такую степень усложненности, что возникает необходимость говорить об обществе как о системе. Системный подход предполагает рассмотрение общества как системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Социальная система включает в себя не только указанное множество элементов, но и множество социальных связей между этими элементами.

В теории структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) общество рассматривается как система, состоящая из подсистем, каждая из которых выполняет важные для системы функции и, в свою очередь, может рассматриваться как относительно самостоятельная система, состоящая из множества более мелких подсистем.

Мельчайшим элементом любой социальной системы или подсистемы является действующий индивид (или система социального действия индивида). Человек, включенный в систему социальных взаимодействий (в различные группы, общности, социальные институты), не просто выполняет отведенные ему роли и функции, но и осмысливает происходящее. Наделенный сознанием и волей, человек в своих действиях руководствуется не только социальными нормами и ценностями, но и своими потребностями, интересами.

Общество как социальная система представляет собой множество устойчивых социальных групп, общностей, социальных институтов, взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливает его существование, функционирование и развитие. Таким образом, социальная система - это совокупность взаимодействующих социальных групп, общий интерес которых состоит в обеспечении собственного сохранения и развития. В понятие «социальная система» включены также государственно-политические отношения, национальные образования (нации, народности, этнические группы), социально-классовые группы и общности, сфера общественного сознания.

Общество рассматривается не только как система, но и как «процесс», т. е. постоянно длящийся поток событий, как своеобразное «социальное поле» постоянных перемен. Признание того, что общество изменяется, ставит вопрос о соотношении социальных изменений и социальной стабильности.

С социологической точки зрения стабильность социальной системы не означает ее неизменность и неподвижность. Если система не изменяется - это признак застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности.

Социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур (групп, общностей, социальных институтов), процессов и отношений между ними, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность.

Социальная стабильность складывается из трех уровней:

- внутренней стабильности социальных систем (групп, институтов, организаций, сообществ);

- стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

- стабильности всего общества , которую обозначают понятием социетальная стабильность.

Социетальная стабильность включает в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. стабильности на уровне всего общества. Стабильное общество - это развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию устоев общества. В таком обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент в нужном месте. Социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

Таким образом, социальная стабильность - это такое состояние общества, при котором никакие изменения не нарушают его целостности и качественной определенности.

В реальной социальной жизни почти не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем, которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем, например, нестабильность экономики, государственной власти или нестабильность на уровне всего общества.

В реальной социальной жизни нестабильность является признаком каких-либо нерешенных проблем, дисфункций, деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные) и природные.

Нестабильность системы - это разрушение или, по крайней мере, нарушение ее целостности, деформация структуры и функций.

Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в процессе нарастания нестабильности.

Первая стадия - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей, например, деформации отдельных социальных институтов.

Вторая стадия - общая нестабильность социальной системы, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.

Российские ученые сформулировали предельно критические, пороговые показатели системного кризиса общества, означающие опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера общества, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, обороноспособность.

Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10:1;

Доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике - 10 %;

Соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое мировое значение составляет 1:3;

Уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение - 8-10 %.

В серединеи второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели в постсоветских обществах выходили за рамки предельно критических, что самым серьезным образом сказывалось на их стабильности.

Третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер.

История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф:

1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской , греко-римской , византийской и др. цивилизаций);

2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы.

Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.

Таким образом, если социальные изменения углубляются и остаются вне контроля и регулирования социальных субъектов, прежде всего правящей элиты, то возникает опасность перерастания их в социальный кризис, означающий существенные нарушения системной целостности. Социальный кризис - острая форма проявления социального противоречия, связанная с нарушением социальной стабильности. Кризисом также называют период обострения социальных противоречий.

Общая причина кризисов - появление в системной структуре общества нового элемента - социальной группы, интересы которой не могли быть удовлетворены в рамках существующей системы. В социальных системах все противоречия так или иначе связаны с интересами классов, слоев, групп.

Интерес в данном случае понимается не как любопытство («что же там за горизонтом?» или «есть ли жизнь на Марсе?»), а как совокупность основополагающих целей, устремлений, как осознанная потребность. Иными словами, осознавая свои потребности, индивиды и социальные группы формулируют в своем сознании конкретные цели и стремятся их достигать, проявляя при этом определенную активность.

Ученые выделяют три группы противоречий в социальных системах:

Противоречия индивидов в рамках единой социальной группы;

Противоречия между интересами социальных групп;

Противоречия между общим интересом данной социальной системы и интересами других социальных систем.

У этих групп противоречий есть общее - это противоречия между , между целью и способом ее достижения. Именно это противоречие является главным (основным) в развитии любой социальной системы. Разрешение данного противоречия приводит систему к некоторому равновесию. Система на некоторое время сохраняет баланс интересов, но рост потребностей носит опережающий характер, и это противоречие возникает вновь.

Противоречия между потребностями и возможностями , между целью и способом ее достижения можно разложить на два фактора: стимулирующий и сдерживающий. Для любого индивида или группы целью является удовлетворение постоянно возрастающих потребностей - это стимулирующий фактор, который побуждает человека к проявлению активности, к действиям. Сдерживающим фактором является необходимость самосохранения (инстинкт самосохранения), которая определяет, что для достижения цели не все средства бывают хороши. Иными словами, способ удовлетворения потребностей индивида, группы, социальной системы не должен нарушать целостность системы, т. е. сохранение индивида, группы, системы является необходимым условием такого удовлетворения.

Возникают ситуации, когда разрешение противоречия становится невозможным в силу того, что оно приобретает антагонистический характер: т. е. у индивида возникают потребности, которые он не в силах удовлетворить имеющимися способами, которые бы сохраняли предложенную ему социальную роль. Индивид оказывается перед выбором: либо отказаться от потребности, либо выйти за рамки социальной роли и нарушить существующие социальные нормы. Возникает кризис на уровне социального поведения индивида.

Когда количество таких индивидов достигает критической отметки, кризис возникает уже внутри социальной группы. При возникновении антагонистических интересов у разных социальных групп кризис охватывает всю систему.

Во второй половине ХХ в. в естественных науках возникло новое научное течение, принципы которого распространились и в гуманитарных науках, - синергетика . Сейчас это новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных системах самой различной природы.

Кризисные моменты в процессе социальных изменений называют моментами бифуркации , т. е. разветвления вариантов дальнейших перемен. Бифуркация отражается в дезорганизации общества, в социальной аномии и обладает свойством непредсказуемости. Из этой точки система может выйти из кризиса обновленной, преобразоваться в качественно иное общество, но может погибнуть, умереть, исчезнуть, как исчезли древние цивилизации инков, майя, ацтеков и др. Исход из точки бифуркации зависит от множества как внутренних, так и внешних по отношению к системе факторов. В точке бифуркации выбор нового состояния не гарантирован: может происходить нарастание как порядка, так и хаоса.

Иными словами, из кризисного состояния (из состояния системной бифуркации) возможны два выхода, которые далеко неравнозначны по своим результатам: полная дезинтеграция системы, распад на более простые состояния или гибель системы; самоорганизация, т. е. перегруппировка элементов прежней системы и возникновение более сложной организации, новой системы или новых систем.

При анализе процессов общественного развития необходимо учитывать регулирующее сознательное человеческое начало, которое воздействует на процессы бифуркации. Это означает, что государство, социальные институты, политические лидеры, осуществляющие управление и контроль за переходным состоянием социальных систем, не должны допустить перехода системы к траектории саморазрушающего развития. В силу того, что основным элементом социальной системы являются люди, наделенные сознанием, волей и принимающие решения, кризисное общество требует повышенной ответственности людей за свои действия, в первую очередь это касается политических лидеров.

Консолидация усилий различных политических сил, объединение их действий, сотрудничество, поиск компромиссов в принятии антикризисных решений - вот те возможные пути, которые позволят выйти из кризиса.

В процессе перехода системы в новое качество большую роль играют инновации (нововведения). Социальные системы имеют способность повышать уровень своей организации, способны к самодостраиванию и самоорганизации. Инновации принято рассматривать как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной среде. Толчком к социальным изменениям могут быть нововведения в экономической, политической сфере, в науке, технике, культуре.

Вопросы для проверки и самоконтроля

1. В чем сущность линейно-стадиальной модели общественного развития?

2. Чем отличаются нелинейные модели объяснения исторического процесса?

3. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность?

4. Как рассматривает К. Маркс исторический процесс? Какие этапы исторического процесса он выделяет? Что выступает в качестве главного основания их выделения?

5. Объясните, как происходит общественное развитие с точки зрения К. Маркса.

6. Раскройте содержание понятия «цивилизация».

7. В чем сущность нелинейных подходов к рассмотрению истории? Какие социологические теории содержат указанные подходы?

8. Как соотносятся между собой понятия «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс»?

9. В чем различия между социальным прогрессом и социальным регрессом, социальной революцией и социальной эволюцией, социальной революцией и социальными реформами? Приведите примеры.

10. Каковы причины социальных кризисов? Какие способы их разрешения, на ваш взгляд, являются наиболее приемлемыми?

Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго выползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, невежества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на случайные отклонения.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях :

  1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);
  2. представление о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;
  3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;
  4. представление о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;
  5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;
  6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;
  7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэропорты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, неуправляемостью и широким распространением масс-культуры.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители – от Платона до Томаса Мора и Маркса – верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса :

  1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.
  2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.
  3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.
  4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.
  5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.
  6. Лейтмотивом конца XX – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.

Лекция:


Понятия прогресс, регресс, стагнация


Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.

К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.

Стагнация - застойное явление в развитии общества.


Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

    Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

    Уровень научных и технических инноваций.

    Уровень производительности труда и благосостояние народа.

    Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

    Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

    Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

    Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).

    Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).

    Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.16. Понятие общественного прогресса

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Взгляды на направленность общественного развития

1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла (теория исторического круговорота).

2. Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах общества.

3. Французские просветители: непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

4. Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Критерии определения прогрессивности: уровень производительности труда и благосостояния населения; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; степень свободы личности.

Современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Для живой и неживой природы следует употреблять понятия развитие , или эволюция (живая природа), и изменение (неживая природа). Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Понятие «развитие» шире понятия «прогресс». Всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Регресс (обратное движение) – тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства, с одной стороны, приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но, с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой, и т. д.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное . Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы, а лишь изменяющих ее части и структурные элементы.

Виды реформ:

1. по направленности: прогрессивные реформы (60–70-х гг. XIX в. Александра II); регрессивные (реакционные) («контрреформы» Александра III).

2. по сферам преобразований: экономические, социальные, политические и др.).

Под социальной революцией понимается коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Революции могут быть кратковременными (Февральская революция 1917 г.), долговременными (неолитическая революция).

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Противоречивость прогресса

1) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (например, прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

2) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие; использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, ухудшение зрения, психические отклонения и др.

3) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Гуманистические критерии прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В современном обществознании:

* Акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

* Общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

5.2.6. Организации общественного питания На уплату ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации

Из книги Кружки, жерлицы, поставушки - рыбалка без проколов автора Смирнов Сергей Георгиевич

Судак как двигатель прогресса Лет 15-20 назад в момент неполного заката многочисленных рыболовных баз отряд кружочников еще был достаточно многочисленным. Загрязнение водоемов, браконьерство, мощный рыболовный пресс уже тогда заметно снизили концентрацию рыбы и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических методов и форм организации труда на основе широкого

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

Двигатели прогресса Именно так можно назвать Techi. Эта группа единомышленников очень важна для производителя, потому что именно они помогают продвигать продукты, доносить известия о новинках до масс, формировать определенный образ компании на рынке. То есть получается,

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

2. Идея прогресса Прогресс – сравнительно новая идея. Представление о том, что человеческие учреждения можно совершенствовать сознательными усилиями людей, впервые высказал в конце XVI века Жан Боден, темный схоласт, еще веривший в колдовство и обличавший ведьм. Но в 1737

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

1.3. ПАРАДОКСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Продолжая разговор о безопасности автомобилей, замечу, что прогресс в области автомобильной безопасности и в области автомобилестроения вообще влияет на безопасность неоднозначно. Статистика говорит о том, что современные машины

Инвентарь