Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Ль") картотека по логопедии (средняя группа) на тему. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах и в середине слова Автоматизация ль в словах и предложениях

Aвтоматизация звука [ль] в прямых
слогах:
Aвтоматизация звука [ль] в обратных
слогах:
аль – аль – аль
ель – ель – ель
ёль – ёль – ёль
юль – юль – юль
иль – иль – иль
аль – оль – уль ­ ыль
яль – юль – иль ­ ёль
уль – ель – яль ­ иль
юль – ёль – ыль ­ уль
ель – аль – оль – ыль
ля – ля – ля
ле – ле – ле
лё – лё – лё
лю – лю – лю
ли – ли – ли
ля – ле – лё ­ ли
ле – лё – ли ­ ля
лё – ля – ли ­ ле
лю – ли – ля ­ ле
ли – лю – ля – лё
аля – аля ­ аля
еле – еле – еле
елё – елё ­ елё
юлю – юлю ­ юлю
или – или ­ или
тля – тлё – тлю
тли – тле – тля
тле – тли – тлё
тлю – тля – тли
тлё – тля – тле
Aвтоматизация звука [ль] в начале
слова:
Aвтоматизация звука [ль] в середине
слова:
Лиза, лист, лифт, липа, ливень, лиса, лицо,
лимон;
лев, лей, лес, лезь, лезть, левый, лейка,
лента, лебедь, леска, лесенка, лежать,
летать, ледник, лесник, лечить, лепешка,
лебедка, ледоход;
лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик;
налим, долина, калина, Полина, малина,
улитка, калина, улица, кролик, спали,
сидели, стояли, стучали, ходили, писали,
читали, качели, бегали, уехали, наехали,
топали, пеликан, великан;
билет, рулет, олень, налей, налево, колено,
полено, жалеть, железо, телега, бакалея,
поле, улей, колесо;
Люба, люди, лютик, любимец;
полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка,

Ляля, лямка.
селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк,
мотылёк, фитилёк, самолёт;
колю, велю, пилю, мелю, солю, люк,
колючий, колют, мелют, целюсь, полюс,
челюсть, тюлень;
паяльник, дальше, пальма, мальчик, пальчик.
Ольга, только, довольно, вольный, пульс,
булькать, мыльце, мыльный, гильза, килька,
сильный, будильник, шпилька, сельдь,
умельцы,
батальон,
почтальон, кульки, бульон, бульдог, пыльца,
тюльпан, павильон, дельфин;
пальто,
пальба,
Aвтоматизация звука [ль] в конце слова:
Сталь, эмаль, шаль, даль, медаль, педаль,
деталь, мальчик, дальше, фестиваль, соль,
моль, толь, боль, руль, ковыль, костыль,
бутыль, мотыль, пыль, быль, тюль,
вестибюль, утиль, фитиль, ель, мель, цель,
щель, хмель, метель, панель, шинель,
щавель, удаль, табель, никель, китель,
шницель.
Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя,
Галя, Ляля, воля, пуля, неделя, холят,
гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска,
пилят.
Aвтоматизация звука [ль] в словах со
стечением согласных:
блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита,
климат;
хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск,
плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив,
бюллетень;
клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать,
похлёбка.
блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь,
шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю,
ловлю, слюда, наблюдать;
для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец,
хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

Aвтоматизация звука [ль] в
словосочетаниях:
Aвтоматизация звука [ль] в
предложениях:

самолете, ольховая

Липовый лес,
аленький лепесток, ленивая улитка, лист
ольхи, больное колено, лесные лютики,
маленький мальчик, большой палец, лететь
на
аллея,
бриллиантовое кольцо, летнее пальто,
полярный олень, липкий леденец, лёгкая
леска,
удивлённое
лицо, угольная пыль, стальное колечко,
печальный взгляд, кленовый лист, длинная
леска, далекая столица, пальцы умельца,
колёса телеги, липовая аллея, шальная
пуля,
зелёный
тополь, легковой автомобиль, музыкальное
училище, солёная селёдка, вельветовое
пальто
пулемётная лента,

Поля и Галя рисуют пальму.
Валя не гуляла, потому что была метель.
Коля льет молоко из бутылки в блюдце.
Над лесом летели лебеди.
У Толи папа летчик, он сегодня в полёте.
На тополе распустились молодые клейкие
листочки.
С улицы доносился звук капели.
Лёва лепит из пластилина.
У Лены зелёная лента.
Люда поливает тюльпаны из лейки.
Лес большой, а лесок маленький.
Лист большой, а листик маленький.
Сельские жители живут в селах и
посёлках.
Лес из лиственных деревьев – лиственный.
Аллея из лип – липовая.
Пух от тополя – тополиный.
У Лены лейка.
Галя и Оля бегали.
Лёва и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Лёня полез на липу.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Лёня лепит из пластилина.
У Лёвы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.
У Лизы болит левое колено.
Валя и Галя лепили лебедей.
Самолёт летит над поляной.
Маленькие лисята бежали за лисой.
Лиля нарисовала зеленую лилию.
Юля и Галя любят кататься на льду.
Лёня и Юля купили леденцы.
Люди заходили в лифт.
Около леса синеет лён.
Aвтоматизация звука [ль] в
чистоговорках:
ля ­ ля ­ ля ­ вот моя земля
лю ­ лю ­ лю ­ на диване сплю
лю лю ­ лю ­ малину я люблю
ли ­ ли ­ ли ­ мы в кино пошли
ле ­ ле ­ ле ­ посуда на столе
аль ­ аль ­ аль ­ замените нам педаль.
аль ­ аль ­аль ­ это папина медаль.
оль ­ оль ­ оль ­ мама покупает соль.
оль ­ оль ­ оль ­ дайте мне соль.
оль ­ оль ­ оль ­ полетела моль.
оль ­ оль ­оль ­ в колене боль.
ель ­ ель ­ ель ­ мы пьём кисель.
ыль ­ ыль ­ ыль ­ в шкафу стоит бутыль.
ыль ­ ыль ­ ыль ­ Маша, вытри пыль.

Кисель из малины – малиновый.
Кисель из лимона – лимонный.
Кисель из клюквы – клюквенный.
Оленёнок из плюша – плюшевый.
Aвтоматизация звука [ль] в
скороговорках:
На мели мы налима нашли.
Вале велики бальные туфли.
Великану малы Валины валенки.
Ладе дали медаль.
Лилипуты пили пилюлю и лопотали.
Над лугом летели белые лебеди.
Оля дала Лене длинную белую ленту.
В июле юлу купили Юле.
Лёня лепил оленя.

В светлом зале
На рояле
Плясовую заиграли.
Собирайся хоровод,
Встретим пляской
Новый год!
Совы летели,
Все люди глядели,
Совы садились,
Все люди дивились.
Апрель, апрель!
По дворам звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорожках лужи.
Скоро выйдут муравьи
ыль ­ ыль ­ ыль ­ мы читаем быль.
Aвтоматизация звука [ль] в стихах:
В лесу метёт метелица,
Белым снегом стелется,
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
­ Неужели в самом деле
Все сгорели карусели?
­ Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели.
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели­карусели.
Кто построил этот светлый,
Этот мраморный вокзал?
Кто под нами незаметно
Проходил и проползал?
Под садами, под домами
Шли рабочие в забой,
Воевали с плывунами,
С камнем, глиной и водой.
У липы липовый цветок,
У липы липовый листок,
Целебен липовый цветок,
И липок липовый листок.

После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Мы теперь метатели ­
Бьём по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Лепестки лелеют,
Лепестки жалеют,
Пусть они белеют,
Пусть они алеют.
Лёня лез по лесенке,
Срывал Лёня персики.
С песенками,
С персиками
Скатился Лёня с лесенки!
Кленовый листок на клёне,
Кленовый листок зелёный,
Все лето листок зелёный
Зеленел на зелёном клёне.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
Есть у Ляли кукла Лёля.
Лёля сделана из льна –
Ляле нравится она.
Коля колья колет,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький тюлень.
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Ливень, ливень льёт везде.
Рады птенчики в гнезде:
– Мама дома посидит,
Никуда не улетит!
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице,
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
­ Что мне волны! Самый полный!
Не сдаётся рулевой.
– Я на волнах поплыву!
По каналу – и в Москву!
Только ливень все сильнее.
Только капли все крупнее.
Хвастунишки не жалея,
Бьют сильнее и больнее!..
Лягушонок в лужу ­
Плюх!
И на землю,
Под лопух.
Эти тополи и липы сами мы сажали.

Поля поле полет.
Эти клены и газоны сами поливали.
Взгляни, на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Ежедневно я из лейки
Поливаю тополь клейкий.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1. ЗАБОРЧИК

2. ЛОПАТОЧКА

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении.

4. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

3. ИГОЛОЧКА

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Открыть рот. Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык выдвинуть далеко вперёд, а затем убрать вглубь рта.

5. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.

6. ЛОШАДКА

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение «Колокольчик». Помоги весёлому гномику добраться домой. Не забудь, что по пути нужно поздороваться с цветами на поляне! Проводи пальчиком по дорожке, «звеня в колокольчик»: Ль-Ль-Ль... - ведь именно так гном здоровается с цветами. (Рот приоткрыт. Язык за верхними зубами.)

Упражнение «Песенки». Мальвина решила научить своих друзей правильно произносить звук Ль. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Мальвиной и её друзьями. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ль в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)

ЛЯ-ЛЯ-ЛЁ ЛЁ-ЛЁ-ЛЯ ЛИ-ЛЕ-ЛЕ ЛЕ-ЛЮ-ЛЮ ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ

ЛЯ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЁ ЛЁ-ЛИ-ЛЁ-ЛИ ЛИ-ЛЕ-ЛИ-ЛЕ ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ

ля - ля - ля

ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ ЛИ - ЛИ - ЛИ ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ ЛЮ - ЛЮ - ЛЮ

АЛЬ - АЛЬ - АЛЬ ОЛЬ - ОЛЬ - ОЛЬ УЛЬ - УЛЬ - УЛЬ

иль - иль - иль эль - эль - эль

АЛЬ-ОЛЬ-АЛЬ-ОЛЬ УЛЬ-ЫЛЬ-УЛЬ-ЫЛЬ ЭЛЬ-АЛЬ-АЛЬ-ЭЛЬ ИЛЬ-ИЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ

яль-юль-яль-юль

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: высокая, старая, зеленая, цветущая... - липа.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

Лабиринт 2

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит... (лес).

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2- 5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ль.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: лев - львы.

Лабиринт 3

Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать

мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои туфлей.)

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Пеликан какой? - Белый, длинноклювый, красивый...

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Лабиринт 4

Упражнение «Доскажи словечко»* Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбрав подходящее слово-картинку. Образец: Много цветов растет на... (поляне).

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: телята - телятки. Есть ли такие слова, которые не изменились?

Лабиринт5

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Лена любит кисель. - Кисель Лена любит.

Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Фасоль что делает? - Фасоль цветёт, зреет, варится...

Лабиринт 6

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: Коля пьёт воду из фляги.

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его конец. А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: -та - пли-, плита.

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»* Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложения по образцу. Образец: Вчера пекарь пёк хлеб. Сегодня пекарь печёт хлеб. Завтра пекарь испечёт хлеб.



Упражнение «Четвёртый - лишний». Помоги лисёнку выполнить задание. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ль.

Упражнение «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук Ль.

Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: лес и олень.

Упражнение «Телефон». Олегу и Юле нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Ль.

медаль - педаль - эмаль

соль - фасоль - моль пыль - быль - ковыль ель - метель - щавель пальто - тюльпан - бульдог

дельфин - постель - мель

поля - поляна - коляска неделя - шляпа - клякса лиса - лимон - ливень лейка - лебедь - лента

Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Ответь на вопросы одним словом, отчётливо произнося звук Ль. Образец: Мука для блинов какая? - Блинная.

Лист с клёна какой? Мука для блинов какая? Кувшин из глины какой? Вафли со вкусом лимона какие? Мальчик, который заболел, какой? Варенье из облепихи какое? Сок из апельсина какой?

Поляна, на которой растёт земляника, какая?

Упражнение «Исправь предложение». Хитрая лиса Лизавета придумала неправильные предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

Леденцы купили Полину.

Пальмы лежали подо львом. Лестница залезла на мальчиков. Ленты заплели в косы Юлю. Листья сидели на улитках. В пелёнке лежит коляска. Галя положила блюдце на сливы.

Упражнение «Хотим быть похожими». Белочка Алиса и львёнок Лёва живут в волшебной стране. Они друзья, поэтому многое делают вместе. Закончи предложения про Алису и Лёву по образцу. Образец: Алиса гуляла по аллее, и Лёва... (гулял по аллее). Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса... (наблюдала за лебедем).

Алиса гуляла по липовой аллее, и Лёва.... Алиса навестила больного тюленя, и Лёва.... Алиса любила облепиховый кисель, и Лёва.... Алиса собирала малину и землянику, и Лёва.... Алиса поливала из лейки тюльпаны, и Лёва

Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса.... Лёва любовался лютиками, и Алиса.... Лёва отдыхал под пальмами, и Алиса.... Лёва нашёл листья липы, и Алиса....

Лёва пил клюквенный кисель, и Алиса....

Автоматизация звука «ЛЬ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.Ля, ли, ле, лё, лю.

Ля-лё-лю, лю-ля-ли, ли-ле-ля, ле-лё-лю, лё-лю-ле, ле-ля-ли.

2.Аль, оль, уль, ыль, эль, яль, ель, ёль, юль, иль.

Аль-оль-уль-ыль, яль-юль-иль-ель, аль-яль-уль-юль, яль-ёль-юль-иль, оль-ёль-иль-ыль, ель-эль-уль-юль.

3.Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка.

Лиса, лицо, лимон, улица, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, топали, пеликан, великан .

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

4.Лев, лес, лей, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, телега, тюлень,.

Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка, лебёдка, ледоход.

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея.

5.Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

6.Лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт.

Клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

7.Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий.

Колют, мелют, целюсь, челюсть, любимец.

Блюдо, клюв, ключ, плюс, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, наблюдать.


Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, пульс.

9.Быль, пыль, бутыль, мыльце, мыльный.

Тюль, вестибюль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

Ель, мель, цель, щель, метель, панель, шинель, щавель, умельцы.

10.Удаль, пальто, почтальон.

11.Зелёная ель. Зелёный лист. Зелёное пальто. Зелёные листья. Кленовая аллея. Гулять по аллее. Металлическая сабля. Полезный лимон. Падали на землю. Поливать из лейки. Олень с оленятами. На поле васильки. Тюльпаны в альбоме.

11.У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лёва и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Лёня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Лёня лепит из пластилина. У Лёвы заболели зубы. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Маленькие лисята бежали за лисой.

12.Толя и Валя гуляли в кленовой аллее. Люда и Оля покупали лимоны. Кленовые листья падали на землю. На лесной поляне паслись олени с оленятами. Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны.

Тексты для пересказа

13.ЛИСА И СОБАКИ

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

Ушки, ушки, что вы делали?

Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ножки, что вы делали?

Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

Глазки, глазки, что вы делали?

Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

А ты, хвост, что делал?

Я по пням, по кустам цеплялся.

А, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой)

Гуси паслись на лугу. Их стерегла Алина. Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята, они голодные. Видит лисица: один гусь в стороне от стада. Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась Алина, но лисица с гусём в лес. Скрылась лисица, не догнала её Алина. Принесла лисица гуся лисятам. Наелись лисята и стали весёлыми.

15.Выучить стихотворения.

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ ***

Было небо голубое, Пусть метет метелица,

Было солнце золотое, Белым снегом стелется.

На крылечке кот лежал, А мы валенки надели

Мальчик деревце сажал. – Не боимся мы метели.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

16.Отработать произнесение чистоговорок.

*Летом ливни лили, лили,

Люди ливни не любили.

Лю-лю-лю – маму я свою люблю. Ле-ле-ле – вот будильник на столе.

Лю-лю-лю – маме лилии куплю. Ли-ли-ли – мы оленю помогли.

Ле-ле-ле – их поставлю на столе. Ли-ли-ли – поклонились до земли.

Ли-ли-ли – мы мамуле помогли. Лю-лю-лю – клюквенный компот люблю.

Речевой материал для автоматизации звука "Л".

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Л" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Л". Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Мои дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс "Чтецов". Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Автоматизация твердого звука "Л"
Эти чистоговорки я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Л" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "На улице тепло", ребенок - "Ло-ло-ло"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу - я возьму метлу.
Лы-лы-лы - вымыли полы.
Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло - мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла - туча мимо проплыла.
Ло-ло-ло - стелем одеяло.
Ло-ло-ло - внизу речка и село.
Ил-ил-ил - стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл - бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил - лампу лось купил.
Ел-ел-ел - дятел улетел.
Ол-ол-ол - в углу стоит стол.
Ал-ал-ал - я достал пенал.
Ил-ил-ил - блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал - едет, едет самосвал.
Ол-ол-ол - Володя в школу шел.
Ил-ил-ил - подмел палас Данил.
Ала-ала-ала - лшадка побежала.
Лат-лат-лат - Ане купим мы халат.
Алка-алка-алка - это слово галка.
Ула-ула-ула - говорю акула.
Илка-илка-илка - на столе лежала вилка.
Лок-лок-лок - побелили потолок.
Ела-ела-ела - ласточка запела.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

СКАЛА
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как слезем со скалы?

ФУТБОЛ
Ол-ол-ол - я люблю футбол.
Ал-ал-ал - мяч в окно попал.
Ил-ил-ил - вот так гол забил!
Ал-ал-ал - меня папа наказал.
Ул-ул-ул - посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка - себя мне очень жалко.

БАЛ
Ал-ал-ал - у нас будет бал.
Ол-ол-ол - в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол - в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул - у стола поставим стул.
Ал-ал-ал - вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал - Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу - лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы - надо подмести полы.
Ал-ал-ал - ах, какой веселый бал!

ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил - великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл - он большущий очень был.
Ал-ал-ал - стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол - и к портному он пошел.
ел-ел-ел - сшить костюм портной сумел.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Л". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.

Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.

Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.

Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
- Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.

Кот - плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.

Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.

На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.

Автоматизация мягкого звука "Л"

Работа над автоматизацией мягкого звука "Л" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.

Ли-ли-ли - малину мы нашли.
Ля-ля-ля - это круглая земля.
Ле-ле-ле - лента на столе.
Лю-лю-лю - я лису леплю.
Ли -ли-ли - нам гудели корабли.
Лю-лю-лю - пельмени я солю.
Лю-лю-лю - малину я люблю.
Ель-ель-ель - я пью клюквенный кисель.
Аль-аль-аль - получи медаль.
Оль-оль-оль - эта цифра ноль.
Ель-ель-ель - воду лью под ель.
Оль-оль-оль - покупаем с мамой соль.
Ель-ель-ель - Коля постелил постель.
Ель-ель-ель - полосатый толстый шмель.
Али-али-али - Любе ландыш дали.
Ель-ель-ель - Павел лег в постель.
Оля-оля-ля - колол полено Коля.
Лин-лин-лин - к нам идет павлин.
Или-или-или - бабу снежную лепили.

Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Если моль вы увидали
На любимой вашей шали,
То, пожалуй, вашу шаль
После моли станет жаль.

Гули-гули, гули-гули.
Туфли Голуби обули.
На балконе поплясали,
Хлеба с маслом поклевали.
Туфли с лапочек слетели.
Шу! Голубки полетели.

У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.

Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.

Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
- Нет, я клюкву не люблю,
Я лягушек половлю.

Заболела в полночь Юля.
Мама ей дала пилюли.
Ох, несладкие пилюли,
Не пила пилюли Юля.

Зеленел листок на клене.
Помахал листок Алене.
Словно маленький платочек,
Был зелененький листочек.

Автоматизация звука л Ль

Автоматизация звуков [Л], [Л"] в речи ребёнка

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.

Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.

Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.

Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;

Наконец, в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика заметили,

На поклон ответили.

Лис улёгся в тень у липы.

Лис считает листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);

Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

(В. Лифшиц)

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, -

Поскакали все с печи!

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит весёлая пчела,

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

Шла лисичка по лесу,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Искупала Ваньку

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, -

Голова закружится!

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л"] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.

На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Колкую, зелёную в гости позовём.

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

Этот комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

Я землю копала.

Ничуть не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

6. Автоматизация звуков [Л], [Л"] на материале скороговорок и текстов

В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш Полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л"]:

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

7. Маленькое предостережение

Хочется предостеречь родителей от чрезмерной перегрузки ребёнка. В рекордно короткие сроки справиться с трудными звуками [Л], [Л"] вряд ли удастся. Довольствуйтесь тренировками не более получаса каждая. Конечно, если ребёнок не устаёт, можно проводить их и два, и три раза в день через какой-то промежуток времени. Но, как только вы увидите в глазах малыша усталость, или он перестанет проявлять интерес к занятиям, необходимо отложить работу, или поменять форму занятия. А результат? Он обязательно появится!

Инвентарь