Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси. Монастыри Афона_Старый Руссик, Ксилургу Искушения на пути к Афону

К 1000 -летию русского монашеского присутствия на Афоне
(1016-2016 гг.).
Русские скиты на Афоне.



Cвятая Гора Афон - земной удел Божией Матери.

Храм на вершине Святой горы Афон.

Крест на вершине Святой горы Афон.

Вид на Афон с вершины Святой горы.

Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Русский монастырь на Афоне - это воистину уникальное духовно-культурное сокровище, одновременно принадлежащее и Святой Руси, и Святой Горе. Он по праву считается древнейшей русской духовной твердыней в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской Горе.

Первое известное письменное упоминание о древнерусском монашестве на Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, мы находим подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Схиархимандрит Иеремия (Алёхин), д.р. 9 (22) октября 1915 г.
В апреле 1975 г. прибыл на Афон. С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе. С 1979 года — настоятель Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Костница монастыря.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

Библиотечно-архивный комплекс Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, являясь местом сосредоточения монастырских коллекций рукописей, книг, архивных документов, нот, фотографий и т.п., представляет собой бесценный центр сохранения и изучения отечественной и всеправославной духовной культуры и наследия.

Помимо библиотеки и архива, есть еще одно примечательное место, куда непременно стоит попасть паломнику - это уникальный музейный комплекс монастыря, посвященный тысячелетнему наследию русского монашества на Афоне.

У Святых Врат русского святогорского монастыря построена и освящена в 2011 г. часовенка в виде сени с источником воды и иконой Пресвятой Богородицы "Светописанной". Так братия обители почтила место, на котором чудесно явилась Игумения Святой Афонской Горы в 1903 году.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Руссик, Новая Фиваида и Крумница.

Скит Успения Богородицы (Панагия Ксилургу) (Древодела) - общежительный скит, принадлежащий Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Скит Ксилургу находится на восточном склоне Святой Горы в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы на расстоянии одного часа пути от Кареи.

Скит Ксилургу.



Скит Старый, или Нагорный, Русик — вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

Скит Старый Руссик.

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.


Скит Новая Фиваида.

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Крумница.

Неподалёку от центра Кареи расположен бывший ещё не так давно русским Андреевский скит - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел. В начале девяностых годов прошлого века сюда начали приходить греческие иноки, а в 2001 году небольшую общину возглавил новый греческий игумен, скит перешел к монастырю Ватопед. Скит по площади превосходит многие монастыри и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом при активном содействии жертвователей из России.


Андреевский скит.


Скит Илии Пророка - общежительный скит, приписан монастырю Пантократор и находится в 25 минутах ходьбы от монастыря. Был создан в 1757 году выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794), знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский.


К концу XX века в скиту проживало несколько монахов-зилотов, принадлежащих к Русской православной зарубежной церкви. 20 мая 1992 года, за отказ поминать на богослужениях патриарха Константинопольского Варфоломея, настоятель архимандрит Серафим вместе со всей братией (4 человека) в присутствии митрополита Илиопольского Афанасия (Папаса), митрополита Филадельфийского Мелитона (Караса) и настоятеля монастыря Пантократор архимандрита Виссариона были изгнаны греческой полицией из скита, депортированы с территории Афона и первоначально нашли убежище в монастыре святых Киприана и Иустины. В настоящее время в Ильинском скиту проживает небольшая греческая монашеская община.


Ильинский скит.

В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейших мест.

(При подготовке статьи использованы материалы сайтов www.pravoslavie.ru, www.afonit.info, www.blagosloven.ru, www.afonru.ru, www.monasterium.ru).

Скит Богородицы Ксилургу - один из самых древних на Афоне, находится на восточном склоне Святой Горы Афонской в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы. Название "Ксилургу" скиту Богородицы дали греки (оно означает - плотник, древодел), т. к. русские монахи, как выходцы с севера, были искусными плотниками, т. е. мастерами по дереву, и их первые постройки в скиту Богородицы были деревянными. К сожалению, они не дошли до наших дней. Со скитом Ксилургу связано первое упоминание о русских монахах на Святой Горе.

В середине XII в. монастырь Ксилургу был хорошо устроен как с духовной, так и с материальной стороны. Число братии в ней постоянно увеличивалось, и обитель уже с трудом вмещала всех русских монахов. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия в 1168 г. передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца, обитель же Ксилургу была из монастыря преобразована в скит и остается им по настоящее время.

Соборный храм скита освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это один из самых древних храмов на Святой Горе. Другой малый храм - во имя прп. Иоанна Рыльского. Третий храм освящен в 1890 г. во имя славянских просветителей свв. Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной.

В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Сладкое лобзание" . Она была подарена обители в 1802 г. Название свое икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа, который приклонился к Ней. На устах Богомладенца, обнявшего левой рукою Богоматерь, улыбка Божественной любви. Со светлым взором и такою же улыбкой любви Богородица поддерживает правой рукой Своего Сына. Праздник чудотворной иконы «Сладкое лобзание» установлен в Фомину неделю. В этот день всегда совершается крестный ход с чудотворным образом. Пред этой иконой Пресвятой Богородицы ежедневно поется акафист.

Среди храмовых святынь следует назвать: антиминс конца ХVII века; часть мощей святых: апп. Андрея, Луки, Матфея, Иакова Зеведеева, свтт. Иоанна Милостивого, Никифора и Тарасия Цареградских, мчч. Мины, Маманта, Христофора, прпп. Иоанна Кущника, Исаакия Далматского, Евдокима Ватопедского, Иакова Иверского, прмц. Параскевы и других угодников Божиих.

Скит Ксилургу находится на расстоянии около 12 км к северу от Старого (или Нагорного) Русика.

Скит Ксилургу

Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям нашего христолюбивого Отечества. Дух и чин, правила и уставы Афона проникли всё церковное чинопоследование всех церквей святой православной Руси, как нерушимый завет святых отцов, как совершеннейший идеал, к осуществлению которого все мы стремимся по мере наших сил и немощей, по мере стесняющих нас условий окружающего нас миpa.

История Русской Православной Церкви тесно связана с историей афонского монашества. В первой половине XI века на Афоне близ монастыря Эсфигмен подвизался и принял постриг русский монах Антоний - будущий великий преподобный. С Афона он вернулся на Русь, где стал основателем Киево-Печерского монастыря и родоначальником всего русского монашества.
В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие.

Первая обитель русских монахов на Афоне - монастырь Богородицы Ксилургу. Первые сохранившиеся официальные документы этого монастыря относятся к началу XI века и свидетельствуют о том, что насельники его были русскими. Начиная же с 1169 года русские монахи перешли на жительство в более просторный монастырь святого Пантелеймона, называемый также Русским монастырем или Русиком.

Дорога от Ксенофонта до Старого Русика займёт у нас немногим более часа пути и будет пролегать по гористому лесу от побережья вглубь полуострова. Поражают постройки, которые совершались монахами вручную по укреплению пешеходных дорог. Здесь и мостики, и акведуки и простые мощёные дороги. Сколько монашеских трудов положено на их созидание!

Наконец мы достигли желаемой цели и увидели построение Старого Русика: храмы и высокую башню (на фото - видна слева). В верхней части старинной башни (пирг), в храме святого Иоанна Предтечи, принял монашеский постриг будущий святой Савва Сербский.

После пострига, в знак того. что мир более не имеет над ним власти, царственный юноша, твёрдо решивший стать иноком, сбросил своё княжеское одеяние воинам, посланным его отцом, возвратить сына. Впоследствии и его отец прибыв на Афон, также принял постриг с именем Симеона, оставив свой царский трон в Сербии. После кончины на Афоне преподобного Симеона его мощи прославились обильным мироточением и чудотворениями.

На Старом Русике храмы: Святого великомученика и целителя Пантелеимона (на фото) и Почаевской иконы Божией Матери, построенные благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века.

В 1169 году по просьбе братии обители Руссов (во главе которой стоял тогда игумен Лаврентий) святогорцы уступили русским запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святаго Пантелеимона. Прежняя их обитель Ксилургу также оставалась за русскими, но уже в виде скита, как и ныне.

В Нагорном Русике до постройки новых храмов на этом месте находился престол древнего храма. В конце XVIII века русский монастырь переместился на западный берег Афона, так как число братии увеличилось.

За Старым Русиком сохраняется статус русского скита, в котором в настоящее время проживают несколько монахов. Из скита Старый Русик мы отправимся в первый русский скит - Ксилургу .

В бытность преподобного Антония (X век) Афон заключал в себе 50 тысяч иночествующих разных наций и до 150 обителей, в том числе и «Обитель Руссов» с придаточным названием «Ксилургу» (т.е. Древоделя).

Соборный храм скита освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, это один из самых древнейших храмов на Святой Горе (на фото справа: на переднем плане). Другой малый храм - во имя преп. Иоанна Рыльского (на фото справа: на заднем плане). Третий храм освящён в 1890 году во имя славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной (на фото слева).

В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Гликофилуса" ("Сладкое лобзание") и древняя икона Успения Пресвятой Богородицы.

В 1080 году указом греческого императора Алексия Комнина повелено было отделить 1/20 часть всей Святой горы и передать её в собственность русским инокам. Отсюда стала значиться и славиться наша русская обитель на Афоне.

Благочестивые предки наши, жаждавшие безмолвного уединеия ради спасения души своей, стали приходить сюда в таком множестве, что в половине XII столетия они уже не вмещались в тесных стенах Ксилургу и чувствовали немалую нужду в помещениях.

Если мы обратим свой взор из скита на восточное побережье Афона, то увидим прекраснейший собор, возвышающийся посреди обители. Это бывший русский скит святого пророка Илии . Расположен скит рядом с монастырём Пантократор, который получил право на владение им в конце XX века.

Скит святого пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на холме весьма красивом и живописном, но пустынном. С трёх сторон этот скит окружён высокими горными склонами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, обнаруживая тем самым великолепный вид на море с лежащими вдали, на голубой глади вод, тёмными пятнами островов.

Когда скит восставал из развалин после турецких разорений и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, - иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шахматов. Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором. Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ.

Число иноков снова стало умножаться и вскоре опять уже недостовало помещений для вновь поступивших. И потому он воздвиг ещё один огромный корпус, в котором устроил две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в тоже время удовлетворить все потребности обители.

Всё это привело её в то цветущее состояние, которое она обрела на-кануне первой мировой войны, когда представляла собою огромную и благолепную общежи-тельную обитель... Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита, великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости, и необыкновенной доброты. его простодушная, искренняя лас-ковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться... Самым сильным воспоминанием паломников является память о церковных службах в этой благо-лепной и тихой обители. Всенощное бдение здесь, на Афоне

отличается своею кроасотою и своеобразием. Под праздники служат всенощную, в прямом смысле этого слова - она длится всю ночь. Самая длинная служба, продолжается часов шестнадцать: великая вечерня начинается примерно в восемь вечера, а литургия кончается после полудня. Но это - в престольный праздник.

Обычная всенощная длится часов семь-восемь, то есть ночь - это время, когда монахи, как считается, должны бодрствовать. В церкви обычно есть стасидии - стоячие кресла, где можно стоять, упираясь в подлокотники, иногда можно присесть на сиденье. Один из монахов ходит и смотрит, не заснул ли кто. Задремавшего он тихонько постукивает по плечу: «Проснись, брат!»

В девятой части представлены исторические и современные фотографии монастырских скитов Cтарый (Нагорный) Русик, Ксилургу и Крумица (Хрумица)

Cтарый (Нагорный) Русик, Ксилургу и Крумица (Хрумица)

Старый (Нагорный) Русик

Скит Старый (Нагорный) Русик на Афоне тесно связан с основанием Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря, перемещенного в XVII веке к морю, где он находится и поныне. Скит считается второй по времени основания (XII век, после скита Ксилургу) обителью русского иночества на Святой Горе. Он находится посередине восточного склона Афонского хребта в небольшой плодородный долине.

Русский писатель и путешественник начала XVIII в. Василий Григорьевич Барский-Григорович (в монашестве -Василий; псевдонимы: Василий Киевский, Григорович, Барский, Плака, Албов; 1701 - 1747) дал такое его описание: «Монастырь сей отстоит… от моря …- часом единым, от Карей же и Протата - двумя часы. Обретается же в поле горы сиесть между высотою и берегом моря… создан есть на месте равном, и здравом, и веселом, и зело уединенном и безмолвном, при сеножатех и водах изобильных, иже точатся в монастырь издалеча желобами деревянными…» И далее: к середине XI в. обитель «была многолюдна и имела первенство между второстепенными обителями, как по обширности, так и по блеску»; однако к концу XII в. «почитается невидною и всеми признается и почитается совсем не существующею от малочисленности монахов, от недостатка продовольствия и от распаден ее стен и жилища» (Cм.: 6, c. 42). В. Г. Григорович-Барский является автором книги «Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской» (СПб., 1859).


На этой иконе, написанной в 1859 г. в Молдавском скиту Продром, изображен преподобный Антоний как «подвижник Русика“. Икона опубликована на сайте: www.afonit.info






„…На протяжении XII -XV вв. сербские правители были криторами русской обители Примерно в 1186 г., пленившись сказаниями о Святой Горе, юный царевич Растко тайно отправился в нагорный Русик, где по своему желанию и c благословения игумена, затворившись со старцем в часовне св. Иоанна Предтечи на монастырском пирге, принял ангельский образ с именем Саввы. Посланники его отца тщетно пытались вернуть юношу в его родительский дом. Cвт. Савва, уже облаченный в монашеские ризы, появился в маленьком окне пирга и сбросил с башни свои царские одежды“ (6, c.44).

Обновление пирга (башни) свт. Саввы Сербского в северо-восточной ограде Cтарого Русика былo одновременно продолжено с работами в восточном крыле в 1969 -1971 гг. На вершине башни находится часовня св. Саввы архиепископа Сербского (1, с. 326). Она построена на месте «часовни Предтечи», в которой был пострижен в монахи Растко, третий сын сербского жупана Стефана Первого Неманa, получивший после пострига имя «Савва».

Скит Ксилургу

По преданию, Ксилургу считается древнейшей русской православной обителью. В XI - XII вв. сюда стекались первые русские иноки, пришедшие искать спасения на Святой Горе Афон (Cм.:7). Ксилургу традиционно считается первой славянской обителью на Афоне (Там же, с. 78).



Скит Ксилургу (Древодел; cкит Успения Богородицы;Панагия Ксирургу) находится на восточной стороне Святой Горы Афон. „Скит находится на горной выси среди густой дубравы, между монастырями Ватопед и Пантократор. В древности на этом месте существовала обитель, посвященная Пресвятой Богородице, и именовалась она „монастырем Ксилургу» (Древоделия)» (6, с. 38).


„Первый русский монастырь на горе Афон был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и носил название „Обитель Древоделия“ (7, c. 79). В обиходе назывался просто «Богородица». В древние времена скит имел единственный храм. Точные исторические сведения об основателях и строителях обители не сохранились.



Восстановление скита началось в 2005 г. Отреставрирован Успенский собор, отстроены братский корпус и другие постройки. У престола Успенского храма, по преданию, принял постриг первоначальник русского монашества, преподобный Антоний Киево-Печерский.


Об этой иконе, находящейся в Успенском соборе, иеромонах Николай (Генералов) рассказывает (2008 г.) так:

Самая главная наша святыня - чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Сладкое лобзание», которая подарена нашей обители в 1802 году. По-гречески она называется «Гликофилусса». А название свое наша икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа. После службы мы каждую группу паломников подводим к нашей чудотворной иконе, от имени скита каждому вручаем открытку с изображением иконы, брошюру о Ксилургу, а также маслице от лампады. У нас посреди двора имеется огромных размеров пень от спиленного кипариса, а из-под его корня растет могучая виноградная лоза. Так вот, мне старые монахи-греки рассказывали, что в Ксилургу иногда по ночам прямо на вершине этого некогда высокого и единственного здесь кипариса была видна наша чудотворная икона, от которой исходило свечение.

Праздник чудотворной иконы «Сладкое лобзание» установлен в неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы. В этот день мы всегда совершаем крестный ход с нашим чудотворным образом. Слава Богу, всегда в этот праздник у нас бывают и паломники. Наша икона действительно чудотворная. Только в этом году мы зафиксировали от образа два чудесных случая. В мае был у нас в гостях один паломник из Челябинска, назвавший себя «бизнесменом». Рассказал, что у одной сотрудницы в его фирме подозревают раковую опухоль, и она очень просила на Афоне помолиться о ее здоровье. Я говорю этому паломнику: «Передайте больной по телефону, что мы уже ставим у иконы свечи и молимся…» И что вы думаете? Не прошло и трех дней, как этот человек с радостью сообщил мне, что он звонил еще раз своей сотруднице, и она рассказала, как была у врачей и те уже не нашли у нее никакой опухоли. И подобные случаи нередки. Вот еще один. Из Салоников как-то летом позвонила мне одна гречанка, родом из России, и попросила молитв: ее подруга слегла с тем же страшным диагнозом - рак. У больной были даже помыслы покончить с собой. Молились мы перед иконой долго. Прошло некоторое время - опять звонок от тех же людей из Салоников. Звонок уже не тревожный, а радостный: «Отец Николай, здоровье подруги пошло на поправку. Как будто и не было злокачественной опухоли…» Можно много рассказывать о чудесах от нашей иконы. Вот после Пасхи нам в этом году позвонили из Оренбурга и сообщили, что по молитвам исчезла опухоль в почке у одной отроковицы. И спрашивают, как можно отблагодарить Божию Матерь?.. (11, c.114 -115).

О ските Ксилургу и его подвижниках подробно рассказывается в книге «Паракало», изданной в 2010 г. в Самаре (Cм.:24).


В 1820 г. в братском корпусе Ксилургу появился параклис во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 г. построили новый двухэтажный братский корпус с параклисом во имя Свв. Кирилла и Мефодия.



Скит Крумица

Cкит Крумица (также «Хрумица», «Кромица», «Кромница», «Крумница») находится на западной границе полуострова, у Афонского перешейка. Скит известен своими виноградниками и огородами. Изначально здесь существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы.



Окружающая местность скита очень живописна. С 1850 г. на участке Крумица разбиты виноградники, насажены масличные и фруктовы сады, поставлены пасеки. Крумица снабжала монастырь вином оливковым маслом, медом и воском (5, c.104-105).


В 1882 г. в скиту воздвигнули большой храм в честь иконы Божией Матери Казанской, а спустя еще несколько лет -- богадельню, где пребывали на покое старые и больные монахи. Для тех членов братии, которые желали уединенного и безмолвного жития, устраивали отдельные келлии (5, c.105).


По стилю написания картину, находящуюся в коллекции Свято-Пантелеимонова монастыря, скит Крумица относят к первому десятилетию XX века (1,с. 328). Скит, по данным исследователя (Там же), получил свое название от старого монастыря Архонтиссы Хромантисс, находившегося на этой территории. Южнее скита, примерно в одном километре, находится келья Св. Василия, в которой переночевал В. Г. Григорович-.Барский в субботу 2 октября 1725 г., в первый день своего посещения Афона (Там же). следует

Литература.

1. Deutsches Archäologisches Institut Berlin. Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. - Wasmuth, 2000.

2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonos. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. -Wasmuth, 2000.

9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr.E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A.Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. -München: Verlag F.Bruckmann,1943.

10. Афон в альбоме вел. Кн. Константина Константиновича. - Электронный ресурс http://ippo.ru

11. Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). - Мюнхен, 2011. -175 c.

12. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников. - Ж.: Вестник архивиста. 2002, № 1. С. 64-82.

13. Aфонский церковный календарь на 2007 год. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2006. - 302 с.,VIII c.

14. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9- е. - Москва. 1902.

15. Псалтирь с изъяснением святых отцов и учителей Церкви. 3 -е изд.- Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2001. - 800 с.

16. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря.- М.: 2004. - 640 с.

17. Aфонский церковный календарь на 2008 год. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007. - 262 c.

18. Гарднер И. А. Афон. Впечатления и воспоминания.-- Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2011. -- 272 с.

19. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. . - Электронный ресурс: www.icon-art.info

20. Холодюк А. Стояла на том месте старая маслина. Из истории Афона. - Электронный ресурс: www.russian-inok.

21. Афонский архив ХХ века. Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. 1917- 1941.—Брюссель, 2014. -- 352 с.

22. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария / Авт.-сост. Иоаким (Сабельников), иеромонах. М., 2001. Кн. 1., c. 316.

23. Холодюк А. Потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.-- Cм.:http://ruskline.ru/analitika/2015/08/13/potaennaya_stranica_v_istorii_russkogo_svyatopanteleimonova

24. Паракало:Записки паломника, побывавшего на Святой Горе/ Под ред. А. В. Громова. - Самара: Русское эхо. - 2010. - 400 с.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки.

Наиболее известными, сохранившимися и по сей день в ведении Свято-Пантелеимонова монастыря, являются: скит Успения Богородицы «Панагия Ксирургу» (основан в Х веке), скит Старый (или Нагорный) Русик (основан в 1169 г.), скит Крумица (XVI-XVII вв.), скит Новая Фиваида (XIX в.)

Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу)


Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) - общежительный скит, принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи.

По преданию, это – это древнейшая русская православная обитель в мире, основанная еще в 860-е годы дружинниками киевского князя Оскольда, принявшими крещение после неудачного похода на Константинополь.

Однако точные исторические сведения об основателе Ксилургийской обители не сохранились. Одни предполагают, что это были греки, другие - что славяне.

То обстоятельство, что старейшими насельниками Святого Афона были греки, а славянские племена явились туда позднее, в XI веке, по-видимому, говорит в пользу греческого происхождения основателя обители.

Но если принять во внимание другое обстоятельство, а именно: почему именно в этой обители первоначально поселились русские и почему она была уступлена им во владение, то не менее достоверным окажется и второе предположение - о славянском происхождении скита. Не случайна и связь самого названия скита – «Древодел» - с его возможными основателями, поскольку только русские изначально обустраивали свои жилища и храмы из дерева, а греки – из камня.

Посвящен скит Успению Богородицы и в обиходе назывался просто «Богородица». Ксилургу известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью его имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную - Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу, и в 1169 году ксилургийцы получили свой старый монастырь в полную собственность.

В древности скит «Богородица» был подобен маленькому монастырю с единственным Соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, здесь появился параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году был построен новый двухэтажный братский корпус с большим параклисом во имя Святых Кирилла и Мефодия.

Скит Старый или Нагорный, Русик

Скит Старый, или Нагорный, Русик - вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Основан в XII веке, когда в 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием святогорцы уступили ей запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святого Пантелеимона.

В течение нескольких столетий его не забывали своими даяниями сербские цари, молдавские и валахские господари, русские самодержцы - Иван Грозный и династия Романовых.

Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

В начале 19 в. начался период упадка Нагорного Русика, который продолжался вплоть до 1868 г. Тогда на его территории были построены храмы Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери. Храмы и основные строения скита были обустроены благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века. Здесь стало проживать около 20 монахов, после смерти которых скит опять опустел.

Исторические события, связанные с Первой Мировой Войной и революцией 1917 г., наложили тяжелый отпечаток на судьбу всего русского монашества на Святом Афоне. Старый Русик опустел и превратился в развалины.

В последнее десятилетие Старый Русик усилиями братии Свято-Пантелеимонова монастыря и жертвователей из России начал немного обновляться, но еще требует неотложной реставрации.

Крумица

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар.

Один из известных русских скитов, получивший расцвет в 17-19 веках, но пришедший в упадок после 1917 года. Изначально на Крумице существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы. При о. Макарии – игумене Свято-Пантелеимонова монастыря (конец 19 в.) – там был построен скит с церковью во имя преподобного Платона Студийского и святой мученицы Татианы. Эта церковь была устроена на деньги тамбовской купчихи Татьяны Васильевны Долговой, в память ее почившего супруга Платона, чем и объясняется столь сложное название храма.

В период расцвета численность братии стала возрастать, и в 1882 году был освящен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Были построены новые здания, с трапезной и кельями для братии. Количество монахов-тружеников достигало в лучшие дни 100 человек.

Сейчас в Крумице проживает всего несколько монахов. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Новая Фиваида

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.

Своим появлением скит Новая Фиваида обязан священно-архимандриту Макарию (Сушкиину) – первому русскому игумену Пантелеимонова монастыря, избранному на этот пост в 1875 г. С его именем связан период всестороннего расцвета обители. Именно по его благословению в 1880 году начинает строиться этот огромный по тем временам и прекрасный скит.

Весьма примечательна идея, которая заложена в названии скита. Фиваида - колыбель христианского монашества, местность в Египте (близ Фив, отсюда и название), заселенная иноками на заре христианской эры. Жители Фиваиды обитали не в каком-нибудь могучем монастыре, а в отдельных хижинах, сохраняя тем самым полноту своего ухода из мира, из общества и даже общины. Они селились поодиночке или небольшими братствами близ источников, в пещерах, у заброшенных могил. И не случайно единодушным решением монастырской братии на землях Новой Фиваиды дозволено было селиться тем из русских иноков, которых гнали со своих земель монашествующие греки, желая окончательно вытеснить русское монашество со Святой Горы. Монастырь доставлял нуждающимся все необходимое: муку, масло и т.п.

В 1883 году здесь освятили первую церковь, куда фиваидцы сходились по праздникам и воскресным дням. Посвящение ее тоже было символичным - во имя святых преподобных Отцов Афонских. Стараниями инока Игнатия построены больница и храмы во имя святых великомучеников Пантелеймона и Артемия, а на иждивение живущего в этом ските иеромонаха Антония - двухэтажная кладбищенская церковь: вверху во имя живоначальной Троицы, а внизу в честь святых апостолов Петра и Павла. Последняя церковь освящена летом 1891 года. В воскресные и праздничные дни в храмы Новой Фиваиды стекались насельники, после служб проводилась всеобщая трапеза, для которой отстроили отдельный корпус.

Через какие-то десять лет на неприступном склоне вырос настоящий монашеский город, в нескольких каливах и келиях которого в разные годы подвизалось до 400 насельников. Управлял Новой Фиваидой эконом, назначаемый монастырем. К концу 19 века скит стал поистине славным и знаменитым.

Благолепное и тихое бытие Новой Фиваиды нарушилось, когда на Афоне в 1912 году вспыхнула своя собственная смута. Все началось с книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа», где автор описывал личный молитвенный опыт, обращая особое внимание на мистическое содержание Имени Божия. Идеи автора, впоследствии осужденные духовными властями как еретические, овладели некоторыми святогорцами. Распространение учения о. Илариона, не подозревавшего, впрочем, что он стал его основоположником, началось именно в Новой Фиваиде, где некогда спасался и сам автор книги. Легко представить, что у анахоретов, вообще склонных к мистике, положение о том, что в «молитвенно призываемом Имени Божием присутствует Сам Бог», нашло самый горячий отклик. Даже слишком горячий... Афонцы разделились, а по окончании смуты, когда имяславцы были удалены со Святой Горы, скит стал пустеть.

Новый тяжкий период для всего русского монашества на Святом Афоне связан с началом Первой мировой войны и Октябрьским переворотом 1917 г., когда всякая связь с большевистской Россией была утрачена. В обителях начался голод, монахи стали покидать скиты, в том числе и Новую Фиваиду, стремясь найти прибежище в Свято-Пантелемоновом монастыре. В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стал приходить в упадок и сам монастырь. Пантелеймоновцы унесли из Новой Фиваиды все, что сумели, а остальное вверили открытому небу. С тех пор монашеская жизнь в этом скиту угасла.

Сегодня скит вступил в период постепенного возрождения – усилиями Свято-Пантелеимонова монастыря там на постоянной проживают несколько монахов, проводятся работы по воссозданию храмов и строений.

Инвентарь