Житие аврамия затворникаи блаженной марии. Икона «Мария Блаженная Мария дивеевская

Мария Дивеевская (в миру Мария Захаровна Федина) родилась в селе Голеткове Елатемского уезда Тамбовской губернии. Осиротела в 13 лет. С детства считалась «не от мира сего», всегда одевалась в рваное выброшенной кем-нибудь платье, зимой и летом ходила только в лаптях, ни с кем не играла, была молчалива, часто ходила в церковь. Однажды летом отправилась в Саров, и домой уже не вернулась.

Большинство сестер , который очень любила блаженная, не понимало ее «странностей», и, в день смерти блаженной Параскевы Саровской, духовной наставницы Марии, ее выгнали из монастыря, правда, по совету одного крестьянина, вернули назад. Сначала она жила в келии с одной из монахинь, потом получила отдельную комнату, от сырости в которой заработала ревматизм и не могла ходить.

Блаженная Мария говорила очень быстро и много, иногда стихами, и часто ругалась матом, особенно после 1917 года. Имела дар исцеления и прозорливости. В 1931 году была арестована властями за «антисоветскую пропаганду». Скончалась 8 сентября 1931 года и была похоронена на кладбище села Большое Череватово. Прославлена в лике святых в 2004 году. Ее мощи сейчас находятся в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Интересные факты о Марии Дивеевской (Фединой)

    Блаженную Марию часто спрашивали, почему она называет себя Ивановной, на что она отвечала: «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече».

Блаженная Мария (Мария Захаровна Федина) родилась в селе Голеткове Елатомского района Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства Мария любила уединение и молитву. Отец Марии умер, когда ей исполнилось тринадцать лет, через год умерла и её мать Пелагея. Осиротев в четырнадцать лет, она скиталась между Дивеевом и Саровом голодная. Ходила она, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полую воду и в дождливую осень одинаково - в лаптях, часто рваных, без онуч. Однажды шла в Саров на Страстной неделе в самую распутицу по колено в воде, перемешанной с грязью и снегом; ее нагнал мужик на телеге, пожалел и позвал подвезти, она отказалась. Летом Мария, видимо, жила в лесу, потому что когда она приходила в Дивеево, тело ее было сплошь усеяно клещами и многие из ранок уже нарывали. Про Марию Ивановну говорили, что она перед приходом в Дивеев сорок лет прожила под мостом в непрестанной молитве. Матушка игумения Александра часто посылала спрашивать Марию Ивановну по разным недоуменным вопросам.

Никто никогда не слыхал от нее ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за ее богоугодную жизнь и величайшее смирение и терпение прославил ее среди людей. Начали они замечать: что она скажет или о чем предупредит, то сбывается и у кого остановится, те получают благодать от Бога.

Блаженная Прасковья Ивановна, предчувствуя свою кончину, говорила близким: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет».

В день смерти блаженной Параскевы Саровской, монахини выгнали блаженную Марию из монастыря, раздосадованные ее странностями. Но приехал в обитель крестьянин и сказал: «Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря, она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда». За Марией Ивановной тотчас отправили посыльных. Она себя не заставила ждать и вернулась в монастырь.

Когда ее спрашивали, почему она называется Ивановна. «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече», - отвечала она.

Мария Ивановна говорила быстро и много, иногда стихами и временами сильно ругалась, особенно после 1917 года, но под ее словами скрывались прозорливые обличения. По молитвам блаженной, самой много страдавшей от мучительных болезней и несчастных случаев, ею же себе и устроенных, Господь многократно исцелял страждущих, о чем сохранились свидетельства очевидцев. В годы тяжелых революционных испытаний для России увеличился поток нуждающихся в наставлении и молитвенной помощи. Ее пророчества и предсказания помогли многим людям избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах.

Советские власти воздвигли гонение на блаженную и запрещали принимать посетителей. После закрытия монастыря в 1927 году Мария Ивановна находила приют в домах верующих. Незадолго до смерти блаженную подвергли аресту и допросу, но признав ее ненормальной, отпустили. Мария Ивановна, провидя будущие испытания лагерями, ссылками и годами безбожия, укрепляла сестер обители, предсказывая возрождение Серафимо-Дивеевского монастыря. Кто-то сказал блаженной: «Ты все говоришь, Мария Ивановна, монастырь! Не будет монастыря!» - «Будет! Будет! Будет!» - и даже застучала изо всей силы по столику.

Истинная подвижница и богоугодный человек, она имела дар исцеления и прозорливости. Рассказывали сестры, что в ночь с 4 на 5 июля 1918 года, то есть в ночь мученической кончины Царской Семьи, Мария Ивановна страшно бушевала и кричала: «Царевен штыками! Проклятые жиды!» Неистовствовала страшно, и только потом выяснилось, о чем она кричала.

После разгона монастыря она жила сначала в селе Пузо, оттуда по благословению игумении Александры ее перевезли в Елизарово. Здесь она прожила до весны, а весной перевезли ее в Дивеево, сначала к глухонемым брату с сестрой, а в 1930 году - на хутор возле села Починок и наконец в Череватово, где она и скончалась 8 сентября 1931 года. Похоронили Марию Ивановну на сельском кладбище.

Синодальная комиссия по канонизации святых, ознакомившись с богоугодной жизнью Христа ради блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских, постановила причислить к лику святых Христа ради юродивых, блаженных стариц Пелагию Дивеевскую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковного почитания в Нижегородской епархии. Святые старицы были прославлены как местночтимые святые в июле 2004 года в ходе торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. В октябре 2005 года состоялось общецерковное прославление Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Тропарь, глас 1

Глас апостола Павла услышавша глаголющ: мы юроди Христа ради, рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юроди быша на земли Тебе ради; темже, память их почитающе, Тебе молим: Господи, спаси души наша.

Кондак, глас 8

Вышния красоты возжелевша, нижния сласти телесныя тощно оставили есте, нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходяща, скончавшася, Пелагие, Параскево и Марие блаженныя: Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Величание

Ублажаем вас, святыя блаженныя матери наша Пелагие, Параскево и Марие, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего

Икона Мария блаженной представляет собой образ святой, которая была племянницей преподобного Авраамия затворника. Они подвизались в Хидане, который был расположен вблизи Эдессы. Их соотечественник Ефрем Сирин позднее написал о жизни праведников.
В рассвете своей жизни преподобный Авраамий начал свой подвиг уединенного жития.

Покинув свой отчий дом, святой Авраамий поселился в пустынном месте вдали от людских соблазнов. Он большее время проводил в молитвах. Свое наследство, которое досталось ему после смерти родителей, он попросил родичей раздать нищим. Это был кроткий, человеколюбивый, поэтому к нему стремились попасть многие люди желающие обрести благословение и обучиться молитве Господней. Авраамия назначили быть пресвитером в одном из языческих селений в Месопотамии. Это было для Авраамия особым испытанием.

В течение трех лет он пытался просветить язычников. Преподобный Авраамий разрушил языческое капище и построил на его месте храм Божий. Он спокойно переносил все поругания и побои от злых идолопоклонников. Авраамий постоянно твердил: “Призри, Владыка, на раба Твоего, услыши мою молитву, укрепи меня и освободи рабов Твоих от уз диавольских и даруй им познать Тебя, Единого Истинного Бога”. И ему было даровано – язычники стали верить в Иисуса Христа. Преподобный всех уверовавших сам крестил.

После проделанного благого дела он вернулся в пустыню и там продолжил прославлять Господа Бога. Но диавол попытался прельстить его гордостью после полученной победы. Во время очередной молитвы ему послышался голос, который сказал: “Блажен ты, блажен, как никто из людей!” Но Авраамий сказал, что он обычный грешный человек, который молится о спасении и помощи Господней и что он не боится диавола. В другой раз перед святым Авраамием предстал юноша, который стал петь псалом: “Блажены непорочнии в путь ходящие в законе Господни”. Авраамий понял, что это козни бесовские и, перекрестившись, старец спросил: “Если ты знаешь, что непорочнии блажены, то зачем ты беспокоишь их?” На что диавол ответил, что он досаждает для того, чтобы отвратить людей от благого дела. Тогда преподобный сказал: “Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра”. После этих слов диавол исчез. Вот так преподобный Авраамий победил врага. Пятьдесят лет преподобный Авраамий служил благому делу и вел подвижническую жизнь. Он тихо отошел к Господу Богу.

Племянница пресвятого Авраамия преподобная Мария выросла назидаемая наставлениями своего дяди. Однако диавол все-таки смог совратить деву, и она ушла из своей келии, отправившись в другой город, где стала вести распутный образ жизни. Когда же преподобный Авраамий узнал об этом, он оделся в воинские доспехи, чтобы быть неузнаваемы и направился в тот самый город. Авраамий разыскал свою племянницу. Мария приняла покаяние и вернулась в свою келию. Там всю оставшуюся жизнь она провела в молитвах и плакала от раскаяния. Господь наградил ее даром исцеления различных болезней. Через пять лет после смерти преподобного Авраамия отошла к Богу и Мария.
Икона святая блаженная Мария помогает обрести спокойствие в душе раскаявшихся людей.

Открытие мощей святой произошло в сентябре 2004 года, через 73 года после ее блаженной кончины. При раскопке могилы вокруг разлилось сильное благоухание похожее на запах черемухи. У руководителя раскопок археолога Ю.А.Смирнова спросили уверен ли, что обретены мощи именно этой святой, поскольку при большевиках могила неоднократно разрушалась и осквернялась. Юрий Александрович, ответил, что в этом нет сомнений, поскольку обретение святых мощей обычно сопровождается исцелениями, в данном же случае известны уже два или три исцеления монастырских работников. У одного прекратились боли в желудке, а у другого перестало болеть сломанное ребро.

Родители святой Марии умерли рано, другие родственники о ней не заботились, и девочке пришлось много поскитаться, не имея ни еды, ни одежды, ни крыши над головой. Никто не слышал от нее упреков на несправедливость или жалоб. Однако со временем жители стали замечать, что слова Марии сбываются, а дома которые она посещают, Бог оделяет Своей благодатью.

Однажды Марию Ивановну выгнали из Серафимо-Дивеевского монастыря за ее странности, но быстро вернули обратно благодаря такому случаю. Крестьянин, приехавший в монастырь, сказал монахиням, что они только что прогнали великую рабу Божию, которая рассказала ему всю его жизнь и грехи. После этого блаженная стала жить в монастыре, всячески угнетая свою плоть и являя многочисленные примеры прозорливости. Она была последней из череды преемственных дивеевских стариц, первую из которых (блаженную Пелагию Ивановну) благословил окормлять монахинь святой .

Духовное служение Марии Ивановны пришлось на страшное для Церкви время революции и последующих гонений. Многим Мария Ивановна открывала их будущее в эти тяжелые времена: кому смерть, кому тюрьму, а кому предсказала увидеть вновь открытым , что, как известно, случилось уже в конце 20 века. Конечно, все ее предсказания сбылись. Саму блаженную арестовали в 1931 году за монархическую и контрреволюционную деятельность. На следствии она продолжала юродствовать. Из протокола допроса:

«Я Федина Мария Ивановна – блаженная, жила в Милеевском монастыре около полутора лет монашкой. Принимала в доме монахов, угощала чаем, знаю … лишь только Тамбовских, так как я там родилась. В конце марта собралась полна изба народу, где мне не было места и я, Федина Мария Ивановна, ушла на двор».

В августе этого же года в своей келье блаженная тихо безболезненно и мирно отошла ко Господу. Еще при жизни святая обладала даром исцелений. Мирянке Елене она излечила глаз, помазав маслом от лампады. Другой монахине излечила тяжелейшую экзему, которую три года та пыталась вылечить в больницах Москвы и Нижнего Новгорода. У блаженной был свой особый способ, который она советовала болящим: нарисовать святым маслом на больном месте крестик, и обвести его. Так в 1924 года монахиня Софья (Булгакова) излечила нарывы. Этот способ, записанный монахиней в «Дивеевских преданиях», дошел и до нашего времени.

Так больной раком из Тбилиси, некий В., отказался от операции, ища помощи Божией и регулярно причащаясь. Когда В. стал мазать опухоль маслом, освященном у мощей преподобного (рисовать крест), он заметил, что она стала все время перемещаться от места помазания, будто бы “убегая”. Прочитав в “Дивеевских преданиях” о совете блаженной «окружать», он последовал ему. После этого с каждым днем опухоль уменьшалась, пока больной полностью не перестал ее чувствовать и возблагодарил Господа. Известны случаи, когда молитвенное заступничество блаженной помогало так же людям излечиться от болей в суставах, болей головы.

Ныне святые мощи Блаженной Марии Ивановны покоятся в Казанском храме монастыря в селе Дивеево Нижегородской области.

К столетию со дня рождения схимонахини Марии (Матукасовой)

11 апреля с.г. исполнилось сто лет со дня рождения одной из самых известных уроженок нашего города - блаженной схимонахини Марии Самарской (в миру - Марии Ивановны Матукасовой † 14 января 2000 г.). Старица, схимница, блаженная, юродивая, прозорливица - так называли ее при жизни. Так называют Марию Самарскую и после ее кончины. За эти годы сделано немало, чтобы увековечить память этого удивительного человека - написана книга, снят фильм, опубликованы десятки статей в различных изданиях. Но вот ко дню столетнего юбилея произошло событие очень редкое, а в нашем регионе и вовсе не имеющее аналогов: в самарском селе Кинель-Черкассы в бывшей церковной сторожке при Свято-Вознесенском храме, где почти сорок лет прожила самарская подвижница, в память о еще не прославленной Церковью в лике святых старице открылся музей. По благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, силами Вознесенского прихода и по инициативе духовных чад и почитателей матушки Марии Самарской этот музей теперь будет принимать всех, кто захочет прикоснуться к жизни старицы, подобной житию древних святых.
Панихиду по схимонахине Марии в Свято-Вознесенском храме отслужил благочинный Отрадненского благочиния Самарской епархии протоиерей Борис Якубовский в сослужении с настоятелем Вознесенского храма иереем Валентином Тимирбатовым и ключарем Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары иереем Сергием Гусельниковым, близко знавшим матушку Марию Самарскую.
Тем, кто бывал в Паломническом центре Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря, заходил в мемориальную келью Дивеевских блаженных, экспозиция самарского музея покажется очень знакомой. Ведь юродство во Христе - особый вид святости, и люди, которые подвизаются в этом самом трудном подвиге, в чем-то похожи… Здесь, как и в Дивеево, представлены необычные экспонаты: сшитые из разных лоскутков «юродивые» платья, платки, всевозможные причудливые сочетания одежды и прочее. Конечно же, внимание паломников привлечет известный уже едва ли не на всю Россию топчанчик матушки Марии, лежа на котором, она столько лет молилась Богу, давала духовные советы, предсказывала, наставляла… Известны случаи, когда люди, с верой присевшие на топчанчик матушки, получали облегчение в болезнях и духовную помощь. Здесь все с любовью сохранили заботливые руки людей, знавших матушку: те же иконы, на которые она молилась, те же скупые предметы быта и личные вещи блаженной… Сколько людей в этих стенах получили духовную помощь от матушки Марии! И только витрины говорят о том, что теперь это все же музей. А представленные здесь вещи - уже экспонаты…

«Матушка Мария своими молитвами обратила к Богу многих людей»

Священник Сергий Гусельников , ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары:
- Матушка Мария родилась в 1908 году, а это год смерти великого русского святого - праведного Иоанна Кронштадтского! Это год сразу двух юбилеев - упокоения одного великого святого и рождения нашей самарской старицы. Матушка Мария своими молитвами обратила к Богу многих людей. По ее молитвам устраивались дела, устраивались судьбы. Это свидетельство того, что она была святой человек, и очень промыслительно, что именно в день столетия со дня ее рождения мы открываем музей в ее память. Есть музей Иоанна Кронштадтского в Крон-штадте, а теперь у нас здесь, на Самарской земле, в Кинель-Черкассах, где произошло обретение ее нами как подвижницы, будет музей. Здесь каждый человек сможет прикоснуться к ее, с одной стороны, открытой для всех, а с другой стороны - в духовном плане очень таинственной жизни. И люди, которые будут приходить в музей и искренне обращаться к ней в молитве - будут получать от нее духовную помощь. Мы, ее духовные чада, знаем - если от сердца обратиться за помощью к матушке нашей любимой, родной, то мы всегда получаем от нее утешение и помощь. Я думаю, матушка Мария будет продолжать своей молитвой помогать многим и многим людям. Надеюсь, что прославление ее будет не только у Бога, но и в нашей земной Церкви.

Габион