§1. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания §1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы

Нуркатов Анвар Ербулатович,студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский Государственный Университет», г. Оренбург[email protected]

Контроль и надзор за осужденными,

отбывающиминаказания в виде ограничениясвободы

Аннотация.Встатье рассматривается особенности контроляи надзораза отбыванием, осужденным наказания в виде ограничения свободы, осуществляемые уголовноисполнительными инспекциями.Ключевые слова: уголовноисполнительное право, ограничение свободы, контроль за осуждёнными,надзор за осужденными, уголовноисполнительная инспекции, осуждённый.

Ряд наказаний за преступления дают возможность не изолировать осуждённых из общества, не отрывать от привычного образа жизни, семьи, друзей. Любое наказание ограничивается в правах и свободах осуждённого. Появляются дополнительные обязанности, которые необходимо ему выполнять регулярно, и отчитываться после выполнении перед уполномоченными лицами.Согласно, ст. 53 УК РФ, ограничение свободы выражается в разном ограничении прав осужденного. Это зависит от вида и степени его вины, факторовпреступления, суд выносит приговор, которым могут устанавливаться такие виды ограниченийкак:1)запрещенопокидать место проживание в строго установленное время суток; посещать места, которые находятся на территории определённого муниципалитета;2) запрет посещение и участие в массовых и иных мероприятиях; 3) запрет на смену места проживания или нахождения, места работы, учёбы без предварительного согласования этого вопроса с уголовноисполнительной инспекцией. В случае если осужденный постоянно получал разрешение на выезд в выходные дниза пределы города, но по какимто причинам ему отказали, и он считает, что ему, как и прежде можно выехать, наказуемыйошибается. Совершив подобное действие, он нарушит условие отбывания наказания. Принцип простой: если есть разрешение, есть действие, и наоборот.4) не общаться с определенными лицами или группами лиц;5) не употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные, токсические вещества.На осужденного к ограничению свободы может быть возложено исполнение ряд обязанностей такие как, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также осуществлять материальную поддержку семьи и (или) исполнять алиментные обязательства.Из зарплаты или иного дохода наказуемого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовноисполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20% . Контроль и надзор за лицом, который отбывает наказание в виде ограничения свободы, занимается уголовноисправительная инспекция.Её сотрудники осуществляют контроль, надзор за осужденными, который заключается в наблюдении за его поведением, соблюдением установленных судом ограничений.Осуждённый к данному виду наказание несет его по месту своего проживания. Он обязан выполнять и соблюдатьвсе предписания установленные приговором суда ограничения. Для обеспечения надзора и контроля, в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных уголовноисполнительная инспекция:1)вызывает осужденного на беседы не реже одного раза в месяц в целях получения от него письменных или устных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 2) проводит проверки не реже одного раза в месяц в любое время суток (за исключением ночного времени) по месту жительства осужденного;

3) наводит справки по месту жительства, работы, учебы осуждённого о его поведении;

4) принимает решение об использовании технических средств надзора и контроля к осужденному . Сроки ограничения свободы законодателем определяется в пределах от двух месяцев до четырёх лет. Назначается этот вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а величина срока наказания зависит от совокупных факторов, куда включаются и вид совершенного преступления, куда входят и вид совершенного преступления, причастность лица к нему, его характеристики, совершал ли ранее преступные действия.Использование технических средств помогают сотрудникам инспекции получать необходимую информацию о поведении осужденных. Уголовноисправительная инспекция вправе использовать средства персонального надзора и контроляи технические средства, устройства региональных информационных центров.К средствам персонального надзора и контроля относятся:1) Электронный браслет –это электронное устройство, которое надевается на осуждённого, с целью его дистанционной идентификациии отслеживания его местонахождения и имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпусабраслета;2) Ретранслятор –электронное устройство, служитдля расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;3) Стационарное контрольное устройство –устройство, обеспечивает непрерывный круглосуточный приём и распознаваниесигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещениии оповещает о попытках снятия и повреждения браслета.К техническим средствам и устройствам региональных информационных центров принадлежат:1) Сервер мониторинга –это программноаппаратный комплекс, который предназначен для обеспечения работы системы дистанционного получения, хранения обработки и передачи информации;2) Мобильный пульт мониторинга –комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий обработку информации о выполнении осужденным предписанных ограничений и приём сигналов от электронного браслета.Служба инженернотехнического обеспечения территориального органа Уголовноисполнительной системы по вопросам использования технических средств контроля и надзора принимает меры по установлению и устранению возможных сбоев в работе технических средств.Согласно, п.«б»ч.4 ст.58 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осуждённый, отказавшийся от использования технических средств контроля и надзора.В отношении уклонения осуждённого отбывания наказания, уголовноисполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничение свободы в виде лишения свободы.Итогинадзора записываются в месячную ведомость надзора. Начальник инспекции или лицо, его замещающее, не реже одного раза в десятьдней проводит проверку ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осуждённого в соответствиис периодичностью, определенной судом. На регистрационном листе отражаются результаты регистрации. Осужденный может быть вызван в инспекцию, с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы занесены в справку о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.Рассматривая и анализируя поведение осужденного, сотрудники уголовноисполнительной инспекции готовят в суд соответствующее представление, в которой излагают факты, подтверждают это фактическими материалами. Суд, рассмотрев представление, выносит постановление об отмене или увеличении ранее принятых по отношению к лицу ограничений.В ходе реализации контроля и надзора за осуждёнными в виде ограничения свободы на практике могут возникнуть немало спорных моментов, на которые стоит обратить внимание.Имеет место неясность формулировки закона. В ст. 53 УК РФ, устанавливается возможность наложения на лицо обязанностей, не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования и места проведения, массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях. Порядок, который определяет подобные места и мероприятий никак не закрепляется. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015г. №58«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», определяется ряд запрещённых мест рестораны, кафе, а под массовыми мероприятиями понимается митинги, демонстрации, фестивали, профессиональные праздники спартакиады .Особенно важной является прямо установленная в указанном постановлении Пленума рекомендация судам детально перечислить определённые местаи мероприятия, для осуждённого,не ограничиваясь в приговоре лишь цитированием положения ст.53 УК РФ.В п. 1 статьи 53 УК РФ, установлены обязанности осуждённого являться для регистрации в уголовноисполнительную инспекцию от одного до четырёх раз в месяц, проблема заключается в отсутствии в приговорах суда точного числа явок в течение месяца. Неслучайно на необходимость детального закрепления этой обязанности необходимо обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №58, суды должны указать конкретное число явок, назначаемых осужденному в течение месяца.Эффективность применения контроля и надзора за осуждёнными к ограничению свободы зависит, прежде всего, деятельности уголовноисполнительной инспекции. Постоянная профессиональная подготовка и переподготовка на службу, материальнотехническое обеспечение инспекции, играет огромную роль эффективнорешать задачи.

1.Ограничение свободы как вид уголовного наказания. –URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1475750.2.Беспалов. Ю.Ф. Правила назначения уголовного наказания: учебнопрактическое пособие для судей. –Москва, 2015. –С.24 3.Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовноисполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. №198.4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 29.11.2016) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

Раздел II. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА

Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Статья 60. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

ст.59 УИК РФ

УИК РФ (ст.60) регулирует вопросы осуществления надзора за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. СПб., Пресс, 2010. - С. 145..

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных инспекция:

  • 1. вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
  • 2. не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного; посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного;
  • 3. наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении;
  • 4. в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах;
  • 5. своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия;
  • 6. принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Место хранения технических средств надзора и контроля определяется территориальным органом УИС.

Результаты осуществления надзора отражаются в месячной ведомости надзора. Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, не реже одного раза в 10 дней проверяет ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора, о чем производит соответствующую запись в ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осужденного в соответствии с периодичностью, определенной приговором суда. Результаты регистрации отражаются в регистрационном листе. При вызове осужденного в инспекцию с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы отражаются в справке о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.

Инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного по месту жительства или пребывания на предмет соблюдения им установленных судом ограничений, которые закреплены в ст. 53 УК РФ Козаченко И.Я., Незнамовой З.А. Уголовное право. Общая часть. М., Высшая школа, 2010. - С. 247., а также в целях выяснения сведений о его поведении и работе, а также иных сведений, имеющих значение для осуществления надзора, о чем составляется рапорт.

Дополнительная проверка нахождения осужденного по месту жительства или пребывания, работы и (или) учебы в период действия ограничений может производиться по домашнему или рабочему стационарному телефону. В случае отсутствия нарушений со стороны, осужденного рапорт не составляется, в ведомости надзора делается соответствующая запись.

При обращении осужденного с просьбой о разрешении ему изменения места жительства (пребывания), работы и (или) учебы инспекция регистрирует указанное обращение в соответствующем журнале, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Инспекция по результатам рассмотрения обращения принимает решение, дает осужденному мотивированный письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

При проверке инспекцией мест проведения массовых и иных мероприятий и установлении осужденного, имеющего ограничение на участие в них, сотрудник инспекции должен проявлять сдержанность и осмотрительность, чтобы не спровоцировать со стороны осужденного и других лиц противоправных действий.

Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания.

Решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля оформляется в форме постановления, которое объявляется осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность осужденного за порчу оборудования. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет установку необходимого оборудования, разъясняет осужденному особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручает ему памятку по их эксплуатации под роспись Конгер П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право России. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - С.229..

Устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией непосредственно на осужденного, по месту его жительства или пребывания в целях осуществления надзора за соблюдением следующих ограничений (ст. 53 УК РФ):

  • 1. не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
  • 2. не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
  • 3. не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
  • 4. не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции.

Сотрудник инспекции, ответственный за использование технических средств надзора и контроля:

  • 1. осуществляет сбор информации с использованием данных пульта мониторинга о соблюдении осужденным установленных ограничений; при получении информации о фактах повреждения, несанкционированного съема технического средства надзора и контроля, нарушений ограничений, установленных судом, докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, и производит соответствующие отметки в журнале учета нарушений;
  • 2. незамедлительно докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, о всех зафиксированных фактах отказов и сбоев в работе технических средств надзора и контроля, отражает их в журнале учета неисправностей средств надзора и контроля.

Инспекция осуществляет взаимодействие со службой инженерно-технического обеспечения территориального органа УИС по вопросам использования технических средств надзора и контроля. В случае сбоя в работе средств надзора и контроля принимает меры по установлению его причин и их устранению.

В случае невозможности дальнейшего использования в отношении осужденного средств надзора и контроля по техническим причинам либо при изменении судом установленных ограничений начальник инспекции либо лицо, его замещающее, отменяет использование средств надзора и контроля либо изменяет порядок их использования и набор применяемых технических средств, приняв соответствующее мотивированное постановление. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет снятие (замену) необходимого оборудования.

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.

Комментарий к статье 60 УИК РФ

1. Одним из основных средств обеспечения установленного порядка и условий отбывания ограничения свободы является надзор за осужденными. В исправительных центрах осужденные содержатся без охраны, но под постоянным надзором администрации. Он состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время. Надзор осуществляется круглосуточно и повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, с использованием технических средств и без таковых. Эти функции осуществляют специальные службы исправительного центра и сотрудники иных его подразделений.

Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает возможность немедленного водворения осужденного в дисциплинарный изолятор за нарушение общественного порядка. Речь здесь идет о нарушениях общественного порядка, совершенных осужденным за пределами исправительного центра. Дальнейшее решение о применении к нарушителю мер взыскания, предусмотренных ч. 2 ст. 58 УИК РФ, должно быть принято администрацией исправительного центра в течение 24 часов с момента водворения нарушителя в дисциплинарный изолятор. Если нарушение общественного порядка содержит состав административного правонарушения, к осужденному может быть применено административное наказание в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ .

Консультации и комментарии юристов по ст 60 УИК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 60 УИК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Габион