Деяния 16. Библия онлайн. Введение к деяниям святых апостолов

Рассказ о втором миссионерском путешествии Павла, продолжавшемся три года, занимает в Деяниях отрывок от главы 15, 36-18, 23. Путешествие началось из Антиохии. Павел сперва обошел церкви Сирии и Киликии. После этого он посетил церкви в районе Дервии, Листры, Иконии и Антиохии Писидийской. После этого наступило время, когда он не знал, куда ему направится. Этот период неопределенности заканчивается видением в Троаде. Из Троады Павел направляется в Неаполь, во Фракии, а потом в Филиппы. Из Филипп Павел пошел в Фессалоники и Верию. Оттуда он пошел в Афины и далее в Коринф, где провел около восемнадцати месяцев. Из Коринфа он отправился в Иерусалим через Ефес и, наконец, вернулся назад в Антиохию. Это второе миссионерское путешествие явилось важным шагом вперед в деятельности Павла во славу Господа, потому что христианство перешагнуло пределы Малой Азии и достигло Европы.

Деяния 16,1-5 Сын по вере

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,

И о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.

Его пожелал Павел взять с собою; и взяв обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.

Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.

И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

Прошло пять лет с тех пор, как Павел проповедовал в Дервии и Листре, но, вернувшись туда, он, должно быть, обрадовался, потому что встретил там молодого человека, который стал очень дорог ему. Павел искал кого-то, кто бы занял место Марка. Он всегда сознавал необходимость обучать и подготавливать себе смену для продолжения и завершения работы в будущем. В молодом Тимофее он нашел как раз такого человека. На первый взгляд может показаться странным, что Павел обрезал Тимофея, так как недавно добился признания того, что это обрезание не является обязательным. Но дело в том, что Тимофей был иудеем, а Павел никогда не утверждал, что иудеи не должны быть обрезаны. Верующие из язычников были освобождены от некоторых норм иудейского образа жизни.

Собственно говоря, принимая Тимофея как иудея, Павел показал, насколько он освободился от уз иудейского образа мыслей. Тимофей — сын от смешанного брака. Правоверный иудей вообще отказался бы признать такой брак. Если бы девушка иудеянка вышла замуж за неиудея, или же иудей женился на язычнице, правоверный иудей считал бы их погибшими. Причем это было настолько серьезно, что иногда действительно проводилось формальное погребение. Признав Тимофея иудеем от такого брака, Павел показал, насколько он отошел от национальных традиций и запретов.

Юноша Тимофей родился в хорошей семье. В духовном воспитании его особое участие имели мать и бабушка (2 Тим. 1, 5). В будущем он часто выступает как вестник Павла (1 Кор. 4, 17; 1 Фее. 3, 2-6). Он был с Павлом в Риме, когда апостол был в тюрьме (Фил. 1, 1; 2, 19; Кол. 1,1; Фил. 1). Отношения Павла к Тимофею носили особый характер. В Послании к Коринфянам (1 Кор. 4, 17) Павел называет его своим возлюбленным и верным в Господе сыном. В Послании к Филиппийцам он пишет, что не имеет никого равно усердного (Фил. 3, 19-20). Возможно, что Павел видел в Тимофее продолжателя своего дела. Счастлив человек, который может видеть плоды своего учения в том, кто возьмет на себя труд, и продолжит великое служение.

Деяния 16,6-10 Благая весть достигла Европы

Пришедши чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.

Дошедши до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.

Миновавши же Мисию, сошли они в Троаду.

И было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македоянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам

После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.

В течение некоторого времени все пути, казалось были закрыты. Павлу могло показаться странным, что Дух Святой не допускает его в римскую провинцию Асию: в, ней находились город Ефес и христиане семи церквей, которым написаны послания, содержащиеся в Книге Откровений Иоанна Богослова. Каким образом Дух Святой наставил Павла? Он мог сделать это через слова пророка или через видение; а, может быть, через какое-то внутреннее и непреодолимое побуждение. Но, также может быть, что Павла удерживало от путешествия в эти города его слабое здоровье — результат постоянного терзания, причиняемого ему жалом в плоти его.

Вероятней эта версия становится и потому, что в стихе 10 внезапно, без всякого объяснения, Лука вдруг переходит к первому лицу множественного числа «мы». Это указывает нам на то, что при этом присутствовал сам Лука, был очевидцем событий и спутником Павла. Какова же причина его столь внезапного появления? Лука был врачом. Возможно, что он встретился с Павлом именно потому, что Павлу нужна была медицинская помощь. Болезнь мешала Павлу совершить предпринятого путешествия. Если это так, то можно предположить, что Павел рассматривал даже постигшие его слабость и страдания как ниспосланные Богом.

Видение Македоянина окончательно определило пути Павла. Кем был этот человек, явившийся Павлу в его видении? Некоторые полагают, что им мог быть Лука, потому что он мог происходить из Македонии. Иные же полагают, что вообще не следует ставить такой вопрос, потому что сны нельзя рационально объяснять. Но все же существует очень любопытная теория. Был такой человек, который завоевал мир, то есть Александр Македонский. Опять же можно предположить, что и вся ситуация, в которой оказался Павел, должна была вызвать в его уме Александра Македонского. Полное название Троады в то время было Троада Македонского. На другом берегу моря стоял город Филиппы, названный в честь Филиппа, отца Александра Македонского. Далее находился город Фессалоники, названный в честь сводной сестры Александра. Вся эта область дышала воспоминаниями об Александре Македонском, который заявил, что его цель в том, чтобы «обручить запад с Востоком», и, тем самым, сделать мир единым. И, если Павлу явилось видение Александра, завоевавшего весь мир, то это утвердило Павла в его стремлении объединить мир воедино во Христе.

Деяния 16,11-15 Первая новообращенная Европы

Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,

Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония; в этом городе мы пробыли несколько дней.

В день ие субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами.

И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Гослодь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.

Неаполь — в настоящее время Кавалла — был морским портом города Филиппы. Сам город имел обширную историю. Раньше он назывался Кренид, что значит «родник». Но Филипп Македонский, отец Александра, укрепил его для защиты от Фракийцев, и назвал его своим именем. Одно время этот город был известен своими золотыми приисками, но в эпоху Павла они уже были выработаны. Позже он стал местом одной из самых известных в мире битв, в результате которой Август завоевал Римскую империю.

Город Филиппы был римской колонией. Римские колонии обычно были стратегические центры. Римское правительство селило в них небольшие группы римских отставных солдат. Они носили римские мундиры, говорили по-латыни и подчинялись римским законам, независимо от того, где они жили. Как раз жители таких римских стратегических пунктов больше всех гордились римским гражданством.

В Филиппах не было синагоги, где бы Павел начинал свои проповеди. Но в таких местах были молитвенные дома, обычно находившиеся у реки. В субботу Павел и сопровождающие его направились туда и говорили с женщинами.

Чрезвычайно примечательна деятельность Павла в Филиппах с точки зрения разнообразного состава людей, обратившихся ко Христу. Лидия стояла на верху социальной лестницы: она торговала багряницею. Багряницу (багряц) собирали по каплям из раковин багрянки, и она была баснословно дорога: чтобы покрасить в пурпур 450 грамм шерсти нужно было заплатить за краску около 180 рублей. Но эта богатая женщина обратилась ко Христу.

Ее первым побуждением было предложить Павлу и его соработникам пожить у нее. Перечисляя душевные свойства христианина, Павел пишет, чтобы христиане «ревновали о странноприимстве» (Рим. 12, 13). Когда Апостол Петр наставляет новообращенных христиан об их долге, он говорит: «Будьте страннолюбивы друг к другу без ропота» (1 Петр 4, 9). В доме христианина дверь всегда должна быть открыта.

Деяния 16,16-24 Изгнание беса из девушки-служанки

Случилось что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим.

Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу, и повлекли на площадь к начальникам,

И, приведши их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

И проповедуют обычаи, которые нам, Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять.

Народ также восстал на них; а воеводы, сорвавши с них одежды, велели бить их палками

И, давши им много ударов, ввергли в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их;

Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

Лидия происходила с верхних слоев социальной лестницы, а эта девушка-служанка — с самых нижних. Она была пифией, жрицей, обладающей способностью предсказывать будущее. Она была одержимой, а древний мир испытывал странное чувство уважения к юродивым, потому что они считали, что боги отняли у них разум, чтобы дать им свой разум. У нее, может быть, был также дар чревовещания. Она попала в руки беспринципных людей, которые выгодно для себя использовали ее несчастье. Когда Павел освободил ее от одержимости, эти люди ощутили не радость от излечения служанки, а ярость, потому что они утратили источник своих доходов. Это были хитрые люди, игравшие на естественном антисемитизме толпы, взывали к гражданской гордости жителей, что также было характерным для римской колонии, и преуспевали в своих стремлениях: Павел и Сила были арестованы. По отношению к ним были приняты особые меры предосторожности: их посадили во внутреннюю темницу и ноги забили в колоды.

Ужас всего свершившегося заключается в том, что Павла и Силу арестовали и побили палками за свершение доброго дела. Как только христианство затрагивает закрепленные права материально обеспеченных людей, оно испытывает неприятности. Люди всегда прибегают к оружию и насилию, если кто-то тронет их карман. Каждый человек, однако, должен задать себе вопрос: «Достойно ли я зарабатываю свои деньги? Получаю ли я их за свой труд, или же они получены от эксплуатации других людей?» Часто важнейшим препятствием на пути ко Христу является эгоизм людей.

Деяния 16,25-40 Филиппийский тюремный сторож

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

И, выведши их вон, сказал: государи мои что мне делать, чтобы спастись?

Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его;

И, приведши их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.

" Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.

Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.

Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышавши, что это Римские граждане,

И, пришедши, извинились пред ними и, выведши, просили удалиться из города.

Они же, вышедши из темницы, пришли к Лидии и, увидевши братьев, поучали их и отправились.

Как мы уже видели, Лидия стояла на верху социальной лестницы, девушка-служанка принадлежала к самым низким слоям общества, а тюремный страж относился к состоятельному среднему классу, состоявшему на гражданской службе римского правительства. Поэтому, мы можем рассматривать этих троих как представителей всего тогдашнего общества.

Сперва посмотрим на место описанного действия. После молитвы Павла и Силы было землетрясение. Дверь темницы запиралась деревянным брусом, просунутым в два отверстия. Подобным же образом были изготовлены колоды. Толчок землетрясения выбил брусья из гнезд и узники оказались освобожденными из колод, а двери темницы раскрытыми. Тюремный страж был готов покончить с собой, потому что по римскому праву тюремщик получал наказание, которое полагалось сбежавшему узнику.

Теперь посмотрим на участвующих лиц.

Прежде всего посмотрим на Павла. В этом отрывке мы отмечаем три момента.

1) Он мог петь гимны во славу Господа в полночь, когда он был прочно закован в колоды во внутренней темнице. У христианина никогда нельзя отнять Бога и присутствие Иисуса Христа. Когда христианин с Богом, он свободен даже в тюрьме, и даже в полночь ему светло. 2) Он был готов отворить дверь спасения тюремному стражу, захлопнувшему за ним самим дверь темницы. Павел по натуре не был злопамятен. Он мог проповедовать слово Божие человеку, посадившему его в колоду. 3) Он мог держаться с большим достоинством. Он потребовал, чтобы с ним обращались как с римским гражданином. Бичевание римского гражданина каралось смертной казнью. Но Павел утверждал свое достоинство не ради себя лично, а ради христиан, которые оставались в Филиппах. Важно было, чтобы все видели, что у них есть влиятельные друзья.

Во-вторых, посмотрим на тюремного стража. Интересно отметить, что он сразу же на деле доказал искренность своего обращения. Едва обратился он ко Христу, как тут же омыл их раны и накормил их. Если христианство не делает человека благодарным — у него нет истинной веры. Если провозглашенное обращение сердца человеческого не подтверждается переменой в его деяниях — оно притворное, ханжеское обращение.

16:1-3 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
В разделённой религиозной семье, где один верующий во Христа, а другой - нет, как видим, возможно воспитать ребёнка в учении и наставлении Господнем. Тимофей выбрал мировоззрение матери, а не отца, поэтому и стал учеником Христа.
О
Тимофее хорошо свидетельствовали братья не только в Листре, но и в Иконии, а значит, успех и рвение его были явными и очевидными для всех. К тому же, он смог за короткий период времени заинтересовать собою Павла, и Павел увидел, что они одного с ним духа.

Для того, чтобы и с нами желали сотрудничать в деле Божьем - и нам не помешает давать о себе хорошее свидетельство собою и делами своими.

Его пожелал Павел взять с собою;
Если бы Павел не путешествовал, то и не встретил бы Тимофея на своем жизненном пути.
Итак, Павлу понравился Тимофей в качестве сотрудника. Да вот беда: он был «полукровка», необрезан, отец у него – грек, а мать - Иудеянка. И после скандала в Антиохии с иудеями по обрезанию язычников – Павел имел ввиду, что подобное может и в других городах повториться, что преткнёт и Тимофея и слушающих их проповедь.

ПисьмА от авторитетов Иерусалима для Антиохии с разрешением не обрезываться язычникам – у него, судя по всему, не было: оно могло остаться как удостоверение в Антиохии.
А ходить им с Тимофеем – много и долго через строй иудеев, всё ещё ревностных по Моисееву закону. Что было делать для облегчения задачи проповедовать с Тимофеем-греком, но без лишних эксцессов при столкновении с иудеями?

и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
Чтобы посадить росток даже в земляную почву, сначала трудятся над землёй: вскапывают, разрыхляют, удобряют. Тем более много труда придётся вложить, если речь идёт о "почве" сердец слушающих: Павел понимал, что сила инерции религиозного мышления у иудеев - велика, и для перемены их убеждений нужно время (пока действовал храм - иудеев было сложно переубедить, что обрезание - ничто).
Поскольку обрезание не было грехом, он побудил Тимофея ради спокойствия иудеев совершить акт обрезания, который иудеи свято чтили. Иначе иудеи бы не восприняли ни апостола Павла, ни Тимофея - в качестве служителей Бога и Христа Его (см.принцип 1Кор.9:19 )

Итак, Павел принял решение обрезать Тимофея и этим – заградить всякие уста Иудеям, но открыть дверь для беспрепятственной проповеди в паре с Тимофеем.
Это примерно как русскому в Шотландии пришлось бы ходить на проповедь в юбке и без галстука. Ради того, чтобы приобрести шотландцев.
Так и Тимофей ради приобретения для Христа почитателей Моисеева закона – он и сам сделался по плоти почитателем того же.

16:4,5 Проходя же по городам, они предавали [верным] соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.
5 И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
Однако, проходя по языческим городам, они никого из язычников не призывали обрезываться, рассказывая ВЕРНЫМ (не всем подряд, чтобы не вызывать раздоров) о решении Иерусалимского совещания для Антиохии - не заставлять новеньких, прилагаемых к церкви Христовой, обрезываться.

Обратим внимание на то, что Тимофей не возмущался решением Павла в отношении его обрезания, хотя обрезаться в его возрасте только ради щепетильности иудеев – было делом непростым и очень болезненным. Хотя он вполне мог бы сказать Павлу, например, и так: «пусть принимают новый свет и учатся не претыкаться, это их проблемы, если они младенцы - пусть взрослеют. Почему это я должен из-за них страдать?»
Но Тимофей был Божий воин, потому и сказать так не мог, потому и на такие жертвы пошёл.
По сравнению с жертвой Христа – претерпеть обрезание ради расширения имения Иеговы – сущий пустяк. А имение Его всё таки успешно расширялось: количество собраний в тех городах росло.

16:6-8 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.
Не были допущены они духом святым в Асию и Вифанию, куда сами хотели идти. Как это понять?
Просто либо какие-то обстоятельства помешали им посетить эти города на тот момент. Либо свыше им было это запрещено открытым текстом.

Но интересно, что апостолы приложили усилия для того, чтобы проверить им направление своё в разных направлениях: не получилось в Асию, направились в Вифанию, и не решили для себя, что если в Асию не допущены - то это верный знак отдыхать и вообще ничего не делать:
7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.

Как видим, служение Богу, в особенности, дело проповеди - находится под контролем "вышних" и всё будет по небесному сценарию в итоге, а не по человеческому рассуждению: Бог может вмешаться в любое событие на земле, если сочтёт нужным. Но если Он и не сочтёт нужным вмешаться, то это не всегда означает, что всё, что происходит в Его народе - Бог одобряет.
Например, Он не всегда вмешивался в поклонение Ветхозаветных времён, допуская и ошибки служителей Своих (Пасху праздновали много веков неправильно до Езекии) и «курение» на высотах (частичное отступничество). Но это не означало, что Он одобрял и неверное понимание празднования Пасхи и «курение» на высотах.

А потому незачем переживать, если что-то идёт не так, как нам хотелось бы, хотя мы и старались сделать что-то из самых лучших побуждений. Павел с Тимофеем не расстроились ничуть из-за того, что не оправдались их ожидания по проповеди в Асии.

16: 9,10 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
По замыслу Бога им нужно было двигаться в Македонию: видение от Бога помогло им сориентироваться в этом направлении. Позже они поняли – зачем.

16:11,12 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
12 оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
Как видим, в этом путешествии по Македонии Павла и Тимофея сопровождал автор книги «Деяния» - врач Лука.

16:13 ,14 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами.
14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.

При случае в субботу они проповедовали женщинам местного дома молитвы, и одна из них СЛУШАЛА, и потому - с помощью Божьей ВМЕСТИЛА то, ЧТО говорил Павел.
А другие, выходит, не слушали? Слушали тоже. Однако, видимо, недостаточно внимательно или их не очень интересовало содержимое проповеди Павла. Лидия же была духовно готова к тому, чтобы воспринимать слова Павла, ибо говорят люди, а сердца отверзает Господь.

А если бы Лидия не слушала - вряд ли она пожелала бы стать христианкой и была приобретена для Христа. Воистину вера - от слышания слова Божьего, не расскажешь - и не услышит никто.

16:1 5 Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас. Судя по тому, что все её домашние также пожелали креститься – Лидия и сама проделала с ними немалую духовную работу по разъяснению замысла Бога.
Так Павел с Тимофеем положили начало обращению в христианство и в Македонии.

16:16-18 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час.
Не много есть отрывков в Писании, из которых мы можем получить сведения о способностях дУхов. Какую информацию можно извлечь из этого случая встречи Павла с прорицательницей?

1) Она говорила правду, не была агрессивно настроена, а, наоборот, если бы Павел не вмешался, то у наблюдавших за нею наверняка сложилось бы впечатление, что она помогает Павлу нести слово Божье, и что у служанки - дух от Бога, такой же, что и у Павла.

2) Павлу не понравилось то, что делала эта служанка несмотря на то, что она говорила правду о Павле и его сотрудниках в деле Божьем. Значит, они были водимы разные духами: Павел - Божьим, она - демоническим, иначе Павел не воспротивился бы её духу.

3) Всё, что исходило от духа Божьего, пребывающего в Павле (исцеления, воскрешения и т.д.) - Павел делал бесплатно, ибо написано: даром получили - даром и отдавайте.

Прорицательница же за свои необычные способности брала плату.

4) Эта способность предсказывать не имела никакого отношения к самой женщине потому, что сразу, как только из неё дух был изгнан, она потеряла эту способность.

Итак, как видим, духи демонические (ибо на духовном чуде только демоны зарабатывать приспосабливаются) – также могут знать и даже говорить правду о Божьих служителях, о том, что они возвещают путь спасения. Только эта правда была не к месту: она мешала Павлу с Тимофеем проповедовать.
Выходит, демоны разными способами мешают христианам, даже при помощи правды, если правда произносится не к месту или не ко времени.
Пришлось благовестникам Божьим изгнать демонов из этой девушки с тяжкими последствиями для себя.

Выдержка из исследований учёных Даласской семинарии :
Деян. 16:16-18 . Хозяева некоей молодой рабыни наживались на ее "способностях", ибо она была одержима духом прорицательным. (В греч. тексте здесь стоят два слова: "духом, питоном". Существовало поверье, что в греческом городе Дельфах бог Аполлон воплотился в огромную змею - питона. Считалось, что главной жрицей дельфийского храма Аполлона владел дух этого бога, воплотившегося в питона; он и давал жрице способность "прорицать" будущее. Отсюда возникло представление, что и всякий, в кого вселялся "дух питона", делался способным предсказывать грядущее.) Вообще-то молодая рабыня просто была во власти демона (демоны "пользуются" теми, кто поклоняются лжебогам; сравните 17:23; 1-Кор. 10:20).

16:19-24 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

Итак, ушли из девушки демоны – ушла с ними и её способность предсказывать. Естественно, хозяева «курочки», несущей «золотые яйца», решили Павла с Силой наказать, но постеснялись назвать истинную причину своего возмущения: свой чисто меркантильный интерес они замаскировали под благородным предлогом беспокойства о том, как бы в Риме не переняли неправильного служения Богу.

схватили Павла и Силу . Павла и Силу схватили, поскольку они были иудеями, возглавлявшими группу миссионеров. Их спутники были язычниками (Лука - родом из Антиохии Сирийской и Тимофей - из Листры, язычник по отцу), и они не подверглись обвинению. (Женевская )
О, да, это была серьёзная причина для массового недовольства. Весь народ воспользовался этой причиной и поволок благовестников к местным воеводам с тюрьмой и всеми вытекающими.

Вот и выходит: главное в этом мире - красиво сформулировать обвинение и знать перед кем это проделать в надежде, что разбираться никто и ни в чём не станет.

Удивительно, что в таких случаях и народ тоже подвизается с большой готовностью поучаствовать в событии, причем - бездумно и на эмоциях. Народ вообще редко в большинстве случаев в массе своей мыслительными способностями пользуется: ведь если бы поразмыслили, то подняли бы для себя вопросы «Какой силой Павел духа из служанки изгнал? Если дух Павла сильнее, то какой же дух тогда был изгнан из служанки? И может ли такое быть, чтобы дух от Бога был слабее нечистого духа (если допустить, что в служанке был дух Божий)?»

А если бы вопросы подняли - то и ответить на них смогли бы разумно. Но, увы, в случаях с массовым психозом вариант размышления почему-то напрочь отсутствует.

16:25-3 1 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
Избитые Павел с Силой, тем не менее, в тюрьме не унывали, а воспевали Иегове. И Он услышал песнь их. В результате этих чудных происшествий ещё одна семья язычников нашлась для Иеговы: не только - нет худа без добра, но и наоборот, выходит, бывает.

Интересная метаморфоза с темничным стражем произошла:
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал [в темницу] и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
С трах перед начальством чуть не побудил его от отчаяния лишить себя жизни. Однако ему было сказано, чтобы он уверовал - и так спасётся весь его дом.
Означает ли это, что достаточно было стражнику уверовать самому, чтобы автоматически спасение распространилось на всех его родственников?
Нет: дальнейший текст показывает, что означает спасение домашних (всей семьи):

16:32-3 4 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
С тражник привёл узников в дом, там домашние его омыли раны Павла тех, кто с ним, оказали им почётный прием, послушали проповедь Павла о Христе, уверовали и приняли крещение: весь дом стражника уверовал в Иисуса Христа. Именно ТАК (принятием и освящением Христа) возможность спастись распространилась на всех домашних стражника (не автоматически, не по одной лишь вере стражника).
Если бы стражник уверовал, а домашние стали сопротивляться - спасение не достигло бы их, но действовал бы принцип из Мтф. 10:34-37 (враги человеку - домашние его, ибо дом разделился бы на принявших Христа и отвергающих).
Тот же принцип показан Павлом в 1Кор.7:14, когда наличие в доме хотя бы одного верующего - это шанс обратить к Богу и остальных.

16:35- 40 Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.
36 Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.

Разобравшись с делом Павла и понимая, что, побив их палками – они погорячились, воеводы решили выпустить их из тюрьмы без шума, тайно и без скандала, заметая следы собственной несправедливости.
Более того, выдавая Павлу своё решение отпустить их, они попытались придать своим действиям вид проявления милости или снисходительности: дескать, вы виновны и очень виновны, но мы решили очень строго вас не наказывать.
Однако Павел не дал сему лукавому плану сбыться, не захотел тихого исчезновения в небытие из этой тюрьмы и не дал им возможности умными в своих глазах выглядеть.

37 Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
38 Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.
39 И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города.
40 Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.
Павлу представилась возможность НЕ оставить этих бдителей общественного порядка - умными в глазах своих - Пр. 26:5. Хотя бы извиниться они должны были бы за беспредел, чтобы на будущее они не были такими хитрецами самоуверенными.

Заставив их извиниться – Павел не стал выжимать из них больше: ему достаточно было оправдать своё доброе имя христианина, показав им, что вины за ним не было.
Потому они с Тимофеем просто покинули тюрьму да и всё. Главное было сделано: теперь они не будут думать, что их несправедливые действия не всегда могут легко сойти с рук.
Служителю Божьему не гоже молчать, когда есть возможность вразумить и глупость «мудрых» в своих глазах – разоблачить

. Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин .

Замечательно, что иудеи так пренебрегали законом, что своих дочерей выдавали за эллинов и женились на эллинках.

«Взяв, обрезал его ради Иудеев» . Достойна великого удивления мудрость Павла. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика. Он не только другим не запрещал этого, но даже сам делает это. В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. И тому нужно удивляться, как еще Павел расположил его к обрезанию.

«Ради Иудеев, находившихся в тех местах» . Потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного. И что же?

Обрати внимание на оправдание этого поступка. Павел обрезал Тимофея для того, чтобы уничтожить обрезание; он не поддерживал обрезания, а хотел выполнить величайшую и всем апостолам приятную задачу, потому что если бы Тимофей не был обрезан и в то же время был бы учителем иудеев, то все отшатнулись бы от него. Если уже иудеи так сильно обвиняли Павла за Трофима Ефесского, так как думали, что Павел ввел его в храм (а он был из эллинов), то что пришлось бы перенести самому Павлу, если бы при нем находился учителем же человек необрезанный? Но посмотри: он оправдан и во мнении апостолов, и говорит в храме об исполнении этого оправдания. Все он делал ради спасения иудеев. Пожалуй, можно указать, что и Петр прикрывался личиной иудейства… И это нисколько не вредило апостолам, а напротив, то, что иудеи имели таких учителей, которые, по их мнению, соблюдали закон, послужило поводом к их обращению и началом их веры во Христа.

. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней .

Говорится, что «они предавали верным соблюдать определения» , передавали не тайны воплощения, но наставления «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (), – все, что касается устройства правильной жизни.

«Они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии» . Почему воспрещено было им проповедовать в Асии, об этом не говорит, но о том, что воспрещено было это им, сказал, научая этим нас повиноваться и не требовать отчета и показывая, что часто они действовали и по-человечески. Дух запрещает апостолам проповедовать в Асии и Вифинии, так как предвидел, что тамошними жителями овладеет ересь духоборцев.

«Было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря» . Уже не через Ангела, как Филипп и Корнилий, но в видении Павел получает откровение, – уже более человеческим образом. Где легко убедить, там – более человеческим образом, а где требуется большое усилие, там откровение бывает в форме более Божественной. Нужно заметить, что в этих городах с Павлом был и Лука. Это видно из того, что последний объединяет свою личность с первым, когда говорит: «мы положили отправиться… мы прямо прибыли… мы пробыли .

. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас .

Там, по причине малочисленности иудеев, не было синагоги, и особенно набожные из них тайно собирались вне города "при реке" . Как народ более плотской, иудеи там, где не было синагоги, молились и вне ее, определяя для этого какое-либо место, – молились и по субботам, когда обыкновенно собирался и народ.

Посмотри, как любомудра жена: сначала сама засвидетельствовала, что призвал ее. Обрати также внимание и на ее скромность. Это – женщина простая, она продавала материи, окрашенные в пурпур. И Лука не стыдится упомянуть о ее ремесле. Она не сказала: «Если вы увидели, что я великая женщина», или «я благочестивая женщина», но говорит: «Если вы признали меня верною Господу» . Если Господу, то тем более – вам. Не просто просила их к себе в дом, но предоставила дело на их волю, хотя и сильно настаивала на своем желании.

. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять .

Каким духом была одержима служанка? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести апостолов в искушение. Иначе, это та женщина, Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. «Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего» . О дух нечистый! Если ты знаешь, что они «возвещают… путь спасения» , то почему не удаляешься от них?

«Павел, вознегодовав» , то есть будучи возбужден и взволнован. Заградив ей уста, хотя она и говорила истину, он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят. Если бы Павел обратил внимание на свидетельство этого духа, то последний обольстил бы многих из верующих. Поэтому Павел на первый раз не только не принял, но отверг его свидетельство, не желая увеличивать числа своих знамений. Но когда дух упорствовал, тогда Павел повелел ему выйти из женщины. Итак, дух действовал коварно, Павел же – разумно.

«Господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их» . Везде виною зла – деньги. В видах обогащения господа женщины желали, чтобы она одержима была бесом. Посмотри: они и демона не хотят знать, но поглощены одной своей страстью – сребролюбием. Демон говорил: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» , а они говорят, что «сии люди… возмущают наш город» , демон говорил, что они «возвещают нам путь спасения» , а господа служанки говорят, что они «проповедуют обычаи, которых… не следует… принимать» .

. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками. И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе. И, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога .

Творить чудеса и учить было делом Павла, а в опасностях принимал участие с ним и Сила. Прими к сведению, что и демоны знают о том, что распятый Иисус есть Вышний Бог, а Павел – раб Его, что сам он утверждал, говоря: «Павел раб Иисуса Христа» ().

«Вдруг сделалось великое землетрясение» .

Отворились двери, темничный страж пробудился. Случившееся изумило его. Но узники не видели этого, иначе все они бежали бы. А чтобы стражу не показалось, что это произошло само собой, двери отворились вслед за землетрясением.

«Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» . И в темнице не давал себе покоя Павел, и тут он привлек к себе темничного стража и совершил это прекрасное пленение.

«Взяв их в тот час ночи, он омыл раны их» . Им страж омыл раны, а сам омыт был от грехов.

«И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» , хотя и ничего не получил, кроме благих слов и благих надежд.

. Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились .

И после того, как приказали воеводы, Павел не выходит из темницы, но, в назидание Лидии, торговавшей багряницей, и других, устрашает воевод, чтобы не подумали, что они освобождены по чьей-либо просьбе. Он даже обвиняет воевод в том, что они публично били их, – их, ни в чем не обвиненных и притом римских граждан. Видишь: часто поступали они так, как свойственно обыкновенным людям. Высказал же Павел это (что они римские граждане и ни в чем не обвинены) для того, чтобы не показалось, что его освобождают как человека вредного и в чем-либо обвиненного. Что же касается темничного стража, так это – Стефан, о котором упоминает Павел в Послании к Коринфянам: «крестил… также Стефанов дом» ().

«Выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились» . Не следовало оставлять в состоянии беспокойства и заботы женщину, которая оказала им гостеприимство; и они, несмотря на побуждения воевод, не хотели удалиться, не посетив простой женщины и других лиц, которых они называли братьями. О, сколь велики их смирение и любовь!

6. Призвание Тимофея (16:1-5)

Деян. 16:1-3 . Тимофей, живший в Листре, был смешанного происхождения; его мать была еврейкой, а отец - греком. Может быть, Тимофей обратился ко Христу благодаря служению Павла еще в первый заход апостола в Листру (1-Тим. 1:2). Полагают также, что обращение его состоялось даже раньше - под воздействием бабушки его Лоиды и матери Евники (2-Тим. 1:5). Так или иначе, но впостол покровительствовал этому молодому человеку.

И поскольку Тимофей пользовался хорошей репутацией, Павел взял его с собою, вероятно, в качестве помощника, каким поначалу был ему и Варнава Марк в их первом миссионерском путешествии. В связи с Тимофеем возникла, однако, проблема. Иудеи, которым Павел тоже намеревался проповедовать Благую Весть, оскорбились бы, узнав, что апостола сопровождает необрезанный сын еврейской матери (возможно, обрезанию Тимофея воспрепятствовал его отец). И вот Павел решил обрезать Тимофея.

Не противоречит ли это образу мыслей Павла, выраженных им в Гал. 2:3-5, откуда ясно, что он был против обрезания Тита? Нет, ибо это были разные ситуации. Темой Гал. 2 является метод оправдания: здесь же дело состояло в том, чтобы не оскорбить чувств людей, до которых следовало донести Благую Весть (1-Кор. 9:19-23). Да, Иерусалимский собор постановил, что обрезание не является условием спасения (Деян. 15:10-11,19). Мы узнаем об этом из Деян. 15. Но в 16 главе этой книги Павел принимает решение - в интересах служения; и решение это было мудрым.

Деян. 16:4 . Переходя из города в город, они возвещали уверовавшим о постановлениях, принятых Иерусалимским собором (15:23-29), и призывали соблюдать их. Если исходить из того, что галатам Павел писал после своего первого путешествия, но до Собора в Иерусалиме, можно себе представить, какой поддержкой служили Благовестию, которое проповедовал Павел, иерусалимские решения, когда он ссылался на них.

Деян. 16:5 . Еще одним "сообщением об успехе" (Вступление) Лука завершает данный раздел книги. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

В. Возникновение церквей на побережьи Эгейского моря (16:6 - 19:20)

1. ПОБУЖДЕНИЕ ИДТИ В МАКЕДОНИЮ (16:6-10)

Деян. 16:6-7 . Здесь мы видим пример того, как Бог не только направляет Своих служителей, но и удерживает их, с учетом всех обстоятельств, людям неизвестных. Фригия и Галатия были удаленными от моря территориями малой Азии. Провинция Асия, главным городом которой был Ефес, охватывала все западное малоазиатское побережье Средиземного моря, включая упоминаемую тут Мисию. Она и Вифнння были северо-западными областями Малой Азии, выходившими к Черному и Мраморному морям.

Сказано, что в эти области Дух Господень не допустил их. Какие именно препятствия возникли на пути Павла и его спутников, не уточняется. Это могли быть неблагоприятные обстоятельства, некое слово пророчества, видение или какое-то другое необычное явление. И что бы это ни было, они умели распознать в нем откровение воли Духа Святого, не путая его с собственными расчетами и предположениями. Бог удержал миссионеров от захода в Ефес и Вифинию, где, согласно Его планам, Благовестие должно было быть проповедано позже (18:19-21,24 - 19:41; 1-Пет. 1:1).

Деян. 16:8-9 . Наконец, в Троаде, порте на берегу Эгейского моря (близ древнего города Трои), Бог послал Павлу ночное видение - с тем, чтобы направить его, Силу и Тимофея по угодному Ему маршруту. Македония была римской провинцией, примерно соответствовавшей территории современной северной Греции.

Деян. 16:10 . Здесь впервые в Деяниях Апостолов сказано мы положили отправиться, из чего следует, что Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею. Где, почему и при каких обстоятельствах это произошло, автор книги не указывает.

2. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В МАКЕДОНИИ (16:11 - 47:15)

а. В Филиппах (16:11-40)

1) Обращение Лидии (16:11-15).

Деян. 16:11 . Из Троады… в Самофракию и на другой день в Неаполь (морской порт Филипп) миссионерская группа добралась быстро; вероятно, ветер был попутным (сравните с 20:6, откуда видно, что путешествие в обратном направлении заняло у них пять дней).

Деян. 16:12 . Из Неаполя миссионеры прошли километров 16-17 по дороге Виа Эгнация до Филипп; Лука называет этот город главным в той части Македонии и римской колонией. Существует версия, что Лука вырос в Филиппах и выучился там на врача. Естественно в таком случае, что он любил этот город. До того, как отец Александра Македонского - Филипп дал городу собственное имя, он назывался Креиидес, что значит "Источники". В 168 г. до Р. Х.

Филиппы стали владением Рима. После того, как Марк Антоний и Октавиан нанесли близ Филипп (42 г. до Р. Х.) поражение Бруту и Кассию, убийцам Юлия Цезаря, город был превращен в римскую колонию. Империя даровала своим колониям ряд привилегий (например, жители их платили меньше налогов); особое значение колоний состояло в том, что они становились весомыми "частицами" Рима на периферии (толкование на этот счет во Вступлении к Посланию Филиппийцам).

Назначение колоний было, в первую очередь, военным: римские власти полагали разумным иметь в стратегически важных пунктах своих граждан и людей, симпатизировавших империи. Так Октавиан Август ставший в 27 г. до Р. Х. первым римским императором, расселил в Филиппах (после поражения, нанесенного им в 31 г. до Р. Х. при Акциуме, на западном побережьи Греции, Антонию) новые контингенты колонистов, главным образом, солдат.

Деян. 16:13 . Очевидно, еврейское население в Филиппах было настолько малочисленным, что там даже не было синагоги (для открытия ее требовалось не менее 10 мужчин-иудеев). Судя по английскому переводу Библии и другим источникам, тут скорее подразумевалось место (а не "дом") молитвы; при отсутствии синагоги евреи собирались с этой целью в определенном месте, нередко на открытом воздухе; случалось, они сооружали в таком месте простое здание. Тут, вероятно, подразумевается река Гангит, находившаяся километрах в двух на запад от города. Собравшимся там женщинам (чьи мужья, возможно, были язычниками) миссионеры проповедовали Евангелие.

Деян. 16:14 . Имя одной из женщин было Лидия; она торговала пурпурной тканью (багряницею). (Краска для такой ткани добывалась как из особых раковин, так и из растительного корня.) Родом Лидия была из… Фиатир (малоазиатского торгового города; толкование на Фиатиры в Откр. 2:18-29). Она была чтущей Бога. В таких или сходных словах говорилось о язычниках (к примеру, о Корнилии 10:2; о фессалоникийцах в 17:4 и об афинянах в 17:17), которые, не будучи иудейскими прозелитами в полном смысле слова, все-таки чтили Иегову. К новозаветной Церкви Христа они, однако, не принадлежали. Лидии Господь отверз сердце с интересом и пониманием слушать то, что говорил Павел.

Деян. 16:15 . Вскоре после того, как Лидия уверовала во Христа, она крестилась. Приняли крещение и домашние ее (вероятно, слуги, может быть, и дети ее; Лидия, возможно, была вдовой). Среди других перечисленных в Новом Завете, которые приняли Христа вместе со "своими домашними", - Корнилий (10:24,44), тюремщик в Филиппах (16:31), Крисп (18:8), Аристовул (Рим. 16:10), Наркисс (Рим. 16:11) и Стефан (1-Кор. 1:16).

Судя и по тому, что Лидия настоятельно просила апостола Павла и его спутников поселиться у нее, она была женщиной состоятельной (сравните Деян. 16:40).

2)Изгнание духа из прорицательницы.

Деян. 16:16-18 . Хозяева некоей молодой рабыни наживались на ее "способностях", ибо она была одержима духом прорицательным. (В греческом тексте здесь стоят два слова: "духом, питоном". Существовало поверье, что в греческом городе Дельфах бог Аполлон воплотился в огромную змею - питона. Считалось, что главной жрицей дельфийского храма Аполлона владел дух этого бога, воплотившегося в питона; он и давал жрице способность "прорицать" будущее. Отсюда возникло представление, что и всякий, в кого вселялся "дух питона", делался способным предсказывать грядущее.) Вообще-то молодая рабыня просто была во власти демона (демоны "пользуются" теми, кто поклоняются лжебогам; сравните 17:23; 1-Кор. 10:20).

Одержимая служанка стала ходить по пятам за Павлом и его спутниками и, не умолкая, возглашать, кто такие эти люди (рабы Бога Всевышнего), и о чем они проповедуют (они возвещают… путь спасения). И хотя то, что она говорила, соответствовало истине, "благовестие", исходившее от одержимой бесом, не могло не повредить Благовестию. И поэтому Павел, хоть и терпел это много дней, в конце-концов, вознегодовав, изгнал из девицы духа (любопытно, что он обратился непосредственно к нему). (Другие случаи победы над силами зла записаны в Деяниях Апостолов в 8:9-24; 13:6-12; 19:13-20.)

3)Обращение тюремщика (16:19-34).

Деян. 16:19-21 . Каждая римская колония управлялась одновременно двумя поставленными для этого начальниками; на латыни такое правление называлось "дуо-вири" (буквально - правление двух мужей). Незадолго перед тем, как господа упомянутой рабыни выступили с обвинением против Павла и Силы, император Клавдий изгнал евреев из Рима (18:2). Вновь поднявшаяся волна антисемитизма докатилась и до Филипп, римской колонии. В свете этого понятно, что Тимофея и Луку к "начальникам" не потащили. Но Павла и Силу обвинили в том, что возмущают… город и проповедуют обычаи, которых… Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять.

Римскими законами жителям колоний позволялось исповедовать их собственные религии, но обращать в них граждан Рима запрещалось. "Два мужа", управлявшие Филиппами, конечно, не различали между иудаизмом и христианством (сравните 18:14-15); так или иначе, проповедь Павла и Силы была в их глазах нарушением упомянутого закона.

Деян. 16:22 . Под давлением разбушевавшейся толпы городские власти (в русском тексте - воеводы) приказали, сорвавши с них одежды… бить их палками. Это одни из трех случаев (о которых упоминает Павел в 2-Кор. 11:25), когда апостола били палками.

Деян. 16:23-24 . Долго и жестоко били Павла и Силу, а потом бросили их в темницу. И так приняли их в первом европейском городе, где они проповедали Благовестие! Получив… приказание… крепко стеречь их, тюремный страж заключил их во внутреннюю темницу (возможно, так названа здесь подземная часть тюрьмы), и ноги их забил в колоду.

Деян. 16:25 . Ночью в тюрьме, молясь в прискорбном своем положении, Павел и Сила… воспевали Бога, и этим подчеркивается тема радости, постоянно звучащая в Деяниях Апостолов (сравните с Пс. 41:9: "и ночью песнь Ему у меня"). Их молитва и песнь услышаны были не только Богом, но и другими узниками.

Деян. 16:26 . Внезапное сверхъестественное избавление, полученное Павлом и Силой, конечно, напомнит читателю о подобных же вещах, происходивших с Петром (сравните 5:18-20; 12:3-11). В данном случае Господь прибег к землетрясению, от которого поколебалось основание темницы… отворились все двери, и у всех узы ослабели.

Деян. 16:27-28 . Отвечавший за узников страж, проснувшись от подземного толчка и решив, что все узники сбежали, хотел было умертвить себя мечом, но Павел вовремя остановил его, заверив, что все они на месте. Вероятно, и другие узники - под впечатлением молитвы и пения Павла и Силы, а затем и чуда, совершенного их Богом, - не осмелились бежать!

Деян. 16:29-30 . Вбежав в камеру Павла и Силы, тюремщик, дрожа, повел их вон из темницы. Его вопрос, обращенный к ним: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? - исполнен глубокого значения. Ведь он несомненно знал о молодой рабыне, которая возглашала, что эти люди - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают… путь спасения (стих 17).

Вероятно, молитвы и пение Павла и Силы коснулись и его слуха тоже (стих 25). А теперь это землетрясение, раскрывшее перед его таинственными узникамим все двери, и затем - призванные успокоить его слова Павла. Все это и побудило охваченного благоговением темничного стража обратиться к ним с вопросом о спасении.

Деян. 16:31-32 . В стихе 31 исчерпывающе сформулирован принцип веры. Все, что нужно для оправдания в глазах Бога, - это верить в Господа Иисуса Христа. Что мне делать? - именно такая постановка вопроса естественна в устах язычника. И в ответ он услышал: веруй и спасешься… Слова и весь дом твой относятся к его домашним, достаточно зрелым, чтобы уверовать и получить спасение… Павел и Сила получили возможность проповедать слово Господне не только темничному стражу, но и всем бывшим в доме его.

Деян. 16:33 . Тюремщик омыл раны своим узникам - невиданная вещь! Вслед за тем он сам и все домашние его приняли водное крещение, тем засвидетельствовав, об омытии своих грехов.

Деян. 16:34 . Потом темничный страж предложил Павлу и Силе ужин в своем доме. И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

4)Освобождение Павла и Силы (16:35-40).

Деян. 16:35-36 . По-видимому, на оставшуюся часть ночи тюремщик вновь отвел Павла и Силу в тюрьму. Что заставило городских начальников отпустить их, не говорится. Может быть, их ошеломило землетрясение, но, возможно, они, по здравом размышлении, пришли к выводу, что поступили по отношению к этим людям несправедливо.

Деян. 16:37-40 . Не мстительным чувством руководствовался Павел, когда потребовал, чтобы начальники города не тайно отпустили их, а принародно вывели из тюрьмы. Скорее всего, он хотел таким образом оградить молодую церковь в Филиппах от нападок в будущем, официально утвердить ее в глазах властей.

Но почему Павел с самого начала не сказал, что является римским гражданином? Может быть, он и говорил, но за шумом и гамом на площади (стихи 19-22) его не услышали. А, может быть, промолчали сознательно, чтобы сказать об этом в более подходящий момент. (Римские граждане обладали рядом особых прав, включая право быть выслушанным принародно. Кроме того, граждане империи не подлежали телесным наказаниям.) В Деяниях Апостолов отмечено лишь два случая, когда Павлу угрожали язычники и когда он пострадал по их вине, - это было в Филиппах и в Ефесе (19:23-41).

И там и тут обрушились на него люди, потерпевшие из-за апостола финансовые убытки. Но в обоих случаях в поддержку его выступили представители римской администрации. По освобождении из тюрьмы Павел и Сила пришли в дом к Лидии, где, встретившись с другими верующими, беседовали с ними, а потом отправились в путь. На этом кончается повествование Луки от первого лица, из чего следует, что он остался в Филиппах (сравните Они в 16:40).

Книга Деяний носит весьма практический характер, описывая жизнь верующих и церкви в первом веке н.э., а также путь веры таких мужей Божиих как Павел, Петр и др., и давая нам, таким образом, пример для подражания. Один из таких практических примеров записан в 16 главе книги Деяний, где говорится о посещении Павлом города Филиппы.

1. Деяния 16: 6-10: Решение посетить город

Начнем наше исследование с отрывка Деяния 16:6-8, где говорится:

Деяния 16:6-8
«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду».

Посмотрев на карту, вы увидите, что путь, описанный в этих четырех строчках, был на самом деле весьма долгим путешествием. Галатия, Фригия и Асия были смежными территориями. Павел со своими спутниками миновал две из них (Фригию и Галатию) и подошел к третьей – Асии. Однако, как написано, Бог, Дух Святой, не допустил их проповедовать там Слово, и поэтому они направились на север, к Мисии. Когда же они пытались оттуда пойти в Вифинию, Бог опять воспрепятствовал им. В результате они обошли Мисию и отправились в Троаду, что на побережье Эгейского моря.

Из вышесказанного становится ясно, что Филиппы не входили в изначальный маршрут Павла и Силы. Более того, они дважды пытались попасть в другие города, но Бог не допустил их туда. Причина этого запрета была не в том, что Бог не хотел, чтобы Его Слово проповедовалось в этой местности. Да и Павел все-таки побывал в Асии некоторое время спустя, как сказано в Деяниях 19:10: «... все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины». Однако мы знаем, что невозможно находиться в двух местах одновременно. То есть, невозможно было, чтобы Слово проповедовалось одним и тем же человеком одновременно в Асии или Вифинии и в Филиппах. Куда-то он должен был отправиться в первую очередь, и, видимо, с точки зрения Бога, проповедь в Филиппах и Греции должна была быть услышана раньше, чем в Асии и Вифинии. Из этого можно сделать вывод, что Богу важна не проповедь Слова сама по себе, а проповедь Слова именно там, где ЕМУ угодно, как ЕМУ угодно и когда ЕМУ угодно. Как сказано в Ефесянам 5:23:

«Христос глава Церкви».

У церкви есть свой начальник, к которому следует обращаться по всем касающимся ее насущным вопросам. И этот начальник – не вы, не я и не какой-либо другой смертный человек, а Христос. В рассматриваемом нами случае желанием Начальника, как сказано в стихах 9-10, было следующее:

Деяния 16:9-10
«И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там ».

На тот конкретный момент Бог не призывал их проповедовать Слово в Асии и Вифинии. Вместо этого Он призвал их проповедовать Слово в Македонии, а затем и на всем восточном побережье материковой Греции. Откуда им стало это известно? Господь обратился к ним в видении. Более того, он обратился к ним так, что они без всякого сомнения пришли к заключению , что Господь вел их именно туда. И все же, как вы думаете, поступил бы Бог так, не будь они готовы послушно идти туда, куда Он их пошлет? Я так не думаю. Бог никого не будет принуждать трудиться на Его жатве. Однако, если кто-то добровольно желает трудиться для Него (а этого Он ожидает от каждого из нас ), то ему нужно не самому определять, как, когда и где он будет служить, а обратиться за советом к Господину, который, в конечном счете, и решает все эти вопросы .

2. Деяния 16: 11-40: Путешествие в Филиппы и произошедшие там события

Получив от Бога ясные указания отплыть в Македонию, Павел со своими спутниками тотчас отправился в путь. В стихах 11-12 говорится:

Деяния 16:11-12
«Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней».

Бог повелел им идти в Македонию. Поэтому они не остановились для проповеди в Самофракии, а отправились прямиком в Филиппы, крупнейший город той части Македонии. Далее мы узнаем о событиях, произошедших там.

2.1 Лидия: первая христианка в Европе

История начинается со стихов 13-15:

Деяния 16:13-15
«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас».

Чтила ли Лидия Бога? Да, именно так и сказано в этом отрывке. Однако была ли она спасена? НЕТ, так как она еще не знала Господа Иисуса Христа. В этом она была похожа на Корнелия: он был «благочестивым человеком, боящимся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни и всегда молившимся Богу» (Деяния 10:2). Но и для него необходимо было, чтобы Петр пришел к нему и сказал слова, которыми бы спасся он и весь дом его (Деяния 11:14). Лидия тоже почитала Бога, и, тем не менее, нужно было, чтобы кто-то пришел и рассказал ей об Иисусе Христе, чтобы она уверовала и была спасена. Именно это и произошло: Бог отправил Павла в долгий путь от самой Киликии, чтобы тот благовествовал ей Слово. Она уверовала, став тем самым первой христианкой на материковой Европе (согласно письменным источникам). И это было только начало.

2.2 Одержимая бесом девушка

В стихах 16-18 говорится:

Деяния 16:16-18
«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки--рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней [...]».

Очевидно, эта девушка была одержима бесовским духом, прорицавшим ее устами о миссии Павла и его спутников. На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело с парадоксальной ситуацией, когда дьявол способствует делу Господа. Однако, разве такое возможно? Я так не думаю. Как Павел однажды сказал другому одержимому, Елиме:

Деяния 13:9-10
«Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? »

Извечным стремлением дьявола является совращение с прямых путей Господних . А это значит, что когда он устами одержимой девушки возвещал якобы ту же истину, что и Павел, его целью было не что иное, как совращение с прямых путей Господних. Нетрудно догадаться, как именно он собирался этого добиться. Представьте себе, насколько была бы дискредитирована проповедь Павла, если бы она по внешним признакам согласовывалась с тем, что возвещает одержимая бесом девушка. Для местного населения она была ничем иным, как оракулом древнегреческого бога Аполлона. Это становится понятным, когда мы обращаемся к древнегреческому оригиналу текста, в котором говорится, что девушка была не просто одержима прорицательным духом, а что она имела в себе «духа Пифона». Как указывает в своем словаре Зодхиатес :

"Пифон (тж. Питон – прим. пер.) – греческое наименование мифического змея или дракона, жившего в Пифо у подножия горы Парнас и охранявшего Дельфийского Оракула. Позже это имя было присоединено к имени Аполлона, бога прорицания в греческой мифологии, и с тех пор использовалось для обозначения любых оракульских и прорицающих духов».

Очевидно, местное население считало девушку прорицательницей Аполлона. Поэтому в тексте и сказано, что дух, обитавший в ней, был духом Пифона. Естественно, слова «Бог Всевышний» из ее уст, как и в понимании местного населения, обозначали отнюдь не единого истинного Бога, Отца Господа Иисуса Христа , а... Зевса. Теперь становится ясным, какого рода извращение истины грозило проповеди Павла в ее лице. Враг хотел вовсе не возвещать, а «ИЗВРАЩАТЬ прямые пути Господни». К счастью, эти замыслы не осуществились.

Как сказано в Деяниях 16:18 :
«Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час».

Благодаря дару различения духов (1 Коринфянам 12:10) Павел понял, что прорицательный дух девушки был бесовским духом. Поэтому он прямо обратился к нему и повелел ему выйти, что тот сразу же и сделал.

2.3 Прославление Бога поздней ночью в тюрьме

К несчастью, не все обрадовались освобождению служанки от злого духа. Ее господа имели хорошую прибыль с бесовских лживых предсказаний духа, которым она была одержима, и, увидев, что «исчезла надежда дохода их...»:

Деяния 16:19-24
« ... схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду».

Испытав такие гонения, многие из нас, возможно, начали бы роптать на Бога, обвиняя Его в происшедшем. Однако Слово Божье предостерегает нас от ропота в подобных ситуациях. Как сказано в 1 Петра 4:16:

1 Петра 4:16
«... а если [страдаешь] как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ».

Именно так и поступили Павел с Силой:

Деяния 16:25
«Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их».

Мало того, что эти избитые и измученные люди молились и воспевали Богу, но еще и все узники слушали их. Слово, переведенное здесь как «слушали» - греческий глагол «epakroomai», означающий не просто «слушать», а «

Деяния 16:26
«Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели».

Чтобы осознать всю значимость происшедшего, представим себя на минуту одним из узников. Итак, вы находитесь в темнице, внимательно слушая песни прославления Богу, раздающиеся из камеры двух зверски избитых заключенных, как вдруг начинается землетрясение, после которого… оковы спадают с ваших рук и все двери темницы отворяются. Разве не оставит такое событие неизгладимый след в вашей жизни, настолько коснувшись вас, что и вы призовете Бога Павла и Силы? Несомненно. Давайте же посмотрим, как повел себя один из людей, находящихся там той ночью:

Деяния 16:27-30
«Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал [в темницу] и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись? »

Почему этот человек так был уверен в том, что именно Павел и Сила смогут дать ему правильный ответ на этот насущный вопрос? Ответ прост: он слышал, как они прославляли Бога, и как Бог ответил им землетрясением и последовавшими за ним событиями. Именно поэтому он был уверен, что Павел и Сила были посланцами Бога. И именно поэтому, первое, о чем он их спросил, было: «Что мне делать, чтобы спастись?» Он знал, что у них есть правильный ответ на этот вопрос. Давайте же посмотрим, каким был ответ Павла и Силы:

Деяния 16:31
«Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Я даже не знаю, много ли нашлось бы сегодня христиан, способных так прямо говорить о спасении, как это сделали Павел и Сила. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ». Это действительно все, что необходимо. Если уверуешь – спасешься. Не уверуешь – не спасешься. Как сказано в Римлянам 10:9:

Римлянам 10:9
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься ».

Как просто! Возвращаясь к истории тюремного стража, мы видим, что, дав ему нужный ответ на вопрос, Павел и Сила продолжили наставлять его:

Деяния 16:32-34
«И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.».

Обратите внимание на то, в какое время суток все это происходило. Было уже за полночь , потому что сказано, что, когда Павел и Сила молились и воспевали Бога, времени было около полуночи (стих 25). Итак, после полуночи Павел, Сила и тюремный страж со всеми своими домочадцами устроили прекрасное богослужение, во время которого многие души спаслись и возрадовались в Господе!!! Кто мог бы себе такое представить? И тем не менее, эта история записана в Библии. Однако произошло бы такое чудо, если бы Павел и Сила вместо молитв и песнопений роптали бы на Бога о своей тяжкой участи? НЕТ. Они прославляли Бога, находясь в беде, проповедуя таким образом Слово другим узникам. И Бог подкрепил Свое Слово серьезным знамением, которое никого не оставило равнодушным. Сам начальник тюрьмы и все его домочадцы уверовали в ту самую ночь и в радости прославляли Бога вместе с Павлом и Силой, несмотря на весьма поздний час! Какое благословение читать такие истории! Наверняка и для самих Павла и Силы все происшедшее стало большим благословением и исцелением, учитывая мучения, которые им пришлось перенести до этого. Но на этом благословения не закончились. Вот что произошло на следующий день:

Деяния 16:35-40
«Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, ИЗВИНИЛИСЬ ПЕРЕД НИМИ и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились».

Под конец следующего дня ситуация в корне изменилась – теперь уже воеводам пришлось унижаться. Они даже ИЗВИНИЛИСЬ перед Павлом и Силой и попросили их удалиться из их города. Однако они уже успели основать в этом городе церковь. Этой церкви, как и многих других греческих церквей, никогда бы не существовало, если бы Павел и его спутники не последовали по воле Божьей в Македонию, а действовали бы по собственному усмотрению. И все же их послушание Божьей воле не гарантировало им отсутствие гонений. Но Бог обернул эти гонения во благо, так что многие души были спасены, церковь в той местности укрепилась и возросла, а Его служители получили освобождение и укрепление в вере.

Примечания

См. Луки 10:2

См. Spiros Zodhiates, The complete word study dictionary, AMG publishers, 1992, p.1253.

До тех пор никто еще не рассказывал местному населению о Нем.

См. Dimitrakos: Lexicon of all the Greek language, p. 2,688 (in Greek).

Клумба