Защита природы долг каждого ученика. Экологическое воспитание школьников. Памятка-правила “Помощь природе”

Природа - необыкновенно гармоничный и сбалансированный организм, в котором нет случайностей, а все правильно и четко организовано. Человечество, хоть и является частью природы, почему-то решило, что имеет полное право управлять всеми процессами и явлениями, происходящими в окружающей среде. Мы строим города, обращаем течения рек вспять, пытаемся покорить стихию и заставить ее служить на наше благо. Конечно же, результаты человеческой деятельности во многом оказали неблагоприятное воздействие на состояние экологии, а теперь мы всячески стараемся предотвратить те изменения в природе, которые сами и повлекли, осуществляя вывоз мусора и отходов. Наука экология на сегодняшний день - одна из самых важных и глубоко изучаемых. Большинство мировых держав ежегодно тратят огромные средства на решение экологических проблем. Конечно, нам, простым обывателям, не под силу решить задачи мирового масштаба, но вот внести свой, хоть и небольшой вклад, в дело улучшения экологии - это обязанность каждого из нас.

Задумывались ли вы хоть раз о том, куда деваются тонны мусора, который мы с вами ежедневно выносим на свалку? Каждый из нас изо дня в день покупает множество разнообразной пищевой продукции, напитки в пластиковых бутылках и др. Вещи в наше время уже не используются как раньше годами. Мы постоянно приобретаем что-то новенькое, а все ненужное без сожаления выбрасываем в мусор. Последние десятилетия характеризуются повальным строительным бумом - все что-то возводят или ремонтируют. Куда девается весь строительный хлам? Чтобы найти ответ, достаточно выехать за черту города на ближайшие пустыри и посмотреть, как завершается вывоз мусора и отходов. Все, что мы выбрасываем, лежит здесь в виде огромных зловонных куч. Разве это не наносит вреда окружающей среде?

Свой вклад в дело защиты экологии может внести каждый. Достаточно хотя бы однажды вдуматься в существующие бытовые проблемы, связанные с вывозом и дальнейшим хранением всевозможных отходов. Пожалуй, многие согласятся, что коммунальные службы не очень-то стараются выполнять возложенные на них обязанности, хотя в последнее время принимаются различные меры по улучшению создавшейся ситуации. Но достаточно трудно решить проблемы, которые копились годами. Люди, глубоко тронутые вопросами экологии, пытаются принимать самостоятельные меры и организуют собственными силами вывоз мусора. Одинцово , например, является положительным образцом в данном вопросе. Этот подмосковный город хоть и не очень большой, но имеет достаточное количество различных промышленных предприятий и производств. То есть проблемы, связанные с уборкой всевозможных строительных и других отходов здесь очень актуальны. Однако в городе грамотно организован вывоз мусора. Одинцово имеет множество специальных организаций, отлично функционирующих и занимающихся вывозом и утилизацией переработанных продуктов. Эти организации действуют в соответствии с природоохранными нормами и с разрешения коммунальных служб. Их работа отличается слаженностью, четким и своевременным исполнением возложенных задач. К их услугам прибегают не только предприятия и фирмы, но и многие обычные жители предпочитают при помощи подобных организаций осуществлять вывоз мусора. Одинцово , конечно, не единственный пример. Во многих российских городах товарищества собственников жилья сделали свой выбор в пользу частных организаций-исполнителей. Этот выбор является проявлением сознательного долга каждого жителя в деле защиты окружающей среды.

Решать глобальные проблемы станет намного проще, если каждый из нас попробует внести хотя бы маленькую долю своего участия в охрану природы!

Внеклассное мероприятие в форме Устного журнала

«Любить и беречь природу – долг каждого!»

Цель : привитие любви к природе, малой Родине, развитие творческих способностей детей, приобщение к миру прекрасного.

Оформление: плакат с названием мероприятия, на подстав­ках - страницы журнала, слайды с видами кубанской природы в разное время года, презентация « Природа Кубани – главная достопримечательность края»

1Ведущий . «Счастье - это быть с природой , видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет тому назад JI . Н. Толстой. Вот только при­рода во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди кото­рой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что все­го этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес челове­честву вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работ­ники заповедников, многие другие, - обнаружили, что природа нашей пла­неты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.Слайд1.

СТРАНИЦЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Страница 1. «Загадки».

Страница 2«Познавательная». (Удивительные факты о необычных деревьях; конкурс «Знатоки родной природы».)

Страница 3. Чистая. Вам предстоит ее заполнить. У нее есть только название «Про зеленые леса».

Страница 4. «Из Книги рекордов Гиннесса

Страница 5. «Игровая-поэтическая».

Страница 6«Целебное лукошко»

Страница 7. «Из Красной книги».

Страница 1: ЗАГАДКИ Слайд 2.

2Ведущий Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях. Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Итак, перед нами чудесная ромашка. На каждом лепестке чудесного цветка будет загадка для вас:

1.Кто строит себе под водой дом из воздуха? (Паук-серебрянка.)

2.Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Куку­шонок.)

3.Лыко дерет, а лаптей не носит. (Коза.)

4.У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

5.Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи.)

6.Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка.)

7.Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея.)

8.Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица.)

9.«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы; как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная рабо­та, но совсем не трудная». Из какого произведения эти слова? (А. Сент- Экзюпери «Маленький принц».)

10.О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот свиток алых лепестков, Раскрывшихся благоуханной чашей.

О каком цветке идет речь? (О розе.)

1Ведущий. Чтобы любить природу, нужно ее знать. Итак, следующий тур!

Страница 2: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ. Слайд 3.

Сейчас мы с вами попутешест­вуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зеленых обитателей: зверей, птиц, насекомых.

ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ

А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его на­зывают «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору- и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот дре­весный сок очень напоминает молоко.

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его за­везли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева,они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно не­съедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлеб­ное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете Дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропиче­ских странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из не­которых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для де­нежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении.

Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используют­ся вместо мыла.

Карандашное дерево - красный можжевельник - растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

КОНКУРС «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

1.В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и кра­сив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. {Белка.)

2.Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Под­московье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. {Кузнечик.)

3.В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он краснень­кий и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоч­ко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. {Божья коровка.)

4.Время цветения этого кустарника - апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и

ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчьи ягоды.)

5.Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподража­тели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количеств» гусе­ниц и жучков-листоедов. (Скворцы.)

6.Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 ООО насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются ее сладкими выделениями), они приносят этим вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи.)

Страница 3: ПРО ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕСА Слайд 4.

Перелистываем еще одну страничку нашего журнала.

Ребята, но на ней ничего не написано. Она совершенно чистая. Вам предстоит ее заполнить самим.

Каждой команде надо написать названия известных вам пород деревьев. Кто больше вспомнит их, тот и победит в этом конкурсе.

Страница 4: ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА. Слайд 5.

2.Ведущий. Страница взята у нас из Книги рекордов Гиннесса. Давайте, ребята, вспомним:

1.Самое большое животное на Земле. (Кит Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой - голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)

2.Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается бо­лее 350 видов.)

3.Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кош­ка». Развивает скорость до 120 км/час.)

4.Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

5.Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная -8м 29 см, по 6-7 м встречаются часто).

6.Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит при­мерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).

7.Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие - величиной со щмеяя Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8.Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5-6 т.; африканский - 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9.Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-6 м, весит це­лую тонну.)

10.Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом свыше 2,5 метров, а на свет появляются размером всего 3 см. Прыгает до трех метров в высоту и до 12 метров в длину.)

11.Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг.)

12.Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Дчина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)

13.Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкра­дываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14.Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный - уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

Страница 5. ИГРОВАЯ-ПОЭТИЧЕСКАЯ Слайд 6.

1Ведущий.Сейчас мы узнаем, умеете ли вы ценить прекрасное в природе и должным образом выражать свои чувства. Командам предлагается сочинить стихи на заданные рифмы.

I II

Листопад - Звездопад Дуб - Зуб

Калина - Паутина Пень - День

Дубравы - Травы Воробей - Соловей

Василек - Стебелек Козы-Березы Мальчик - Зайчик

Страница 6: ЦЕЛЕБНОЕ ЛУКОШКО (О ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЯХ ) Слайд7.

Много трав растет полезных На земле родной. Помогают от болезней Мята, пижма, зверобой. Из даров лесного царства Люди делают лекарства.

1.Ты растение не тронь, Жжется больно, как огонь.

(Крапива.)

Отваром крапивы моют голову. Она останавливает кровь. «Берем сы­рую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит», - так писали в XVII веке русские врачи. Это применение осно­вано на том, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. В стеблях этого растения есть очень прочные волокна Используя это свойство, делают из нее бумагу, мешковину и веревки. Из нее можно приготовить великолепные суп или крапивное пюре с яйцом. Можно заквашивать крапиву, как капусту.

Стоят кругом сестрички - Желтые глазки, белые реснички.

(.Ромашки.)

Родина ромашки - Америка. Народные лекари говорят об использова­нии ромашки в лечебных целях. У кого в горле болит, возьми стакан моло­ка, стакан воды и одну щепотку ромашки и ложечку липового меда, сме­шай все, вскипяти, процеди, остуди, пей вместо чая.

Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто часто умывается крепким отваром, у того кожа лица делается бархатистой и нежной. Ромашку полезно держать там, где хранятся продукты (тогда не будет мышей). Врачи лечат ею простуду, лихорадку и зубную боль.

Называют «ноготки» Цвета желтого цветки. Как еще нас называют? Для чего нас применяют? (Календула.)

Календула - излюбленное народное средство. В практической медици­не используют настойку. Применяют как противовоспалительное, раноза- живляющее, болеутоляющее средство. Помогает при порезах, ожогах, фу­рункулезе. Препараты календулы применяют при гастритах, язвенной болезни, заболевании печени.

Горел в траве росистой, Затем померк, потух И превратился в пух.

(Одуванчик.)

Одуванчик - растение лекарственное. Его применяли от разных болез­ней еще в древности. Сейчас, в основном, используют корни, которые вы­капывают поздней осенью. Пьют настой из корня для улучшения аппетита и при некоторых желудочно -кишечных заболеваниях. Молодые листья одуванчиков содержат много витаминов и вполне годятся в салат (только

предварительно надо подержать их полчаса в соленой воде, чтобы удалить горечь).

Тонкий стебель у дорожки, На конце его - сережки, На земле лежат листки - Маленькие лопушки. (Подорожник.)

Люди давно знают лечебные свойства подорожника. Древнегреческие, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - планта- глюцид, который помогает при болезнях желудка.

На больших столбах подряд Лампы белые висят. Расцветает он весной, Только снег сойдет лесной.

. (Ландыш.)

Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца и действуют как успокаивающее средство. Это растение используют и в парфюмерии - ведь аромат ландыша незабываем.

Дикой розой называют, как лекарство применяют. (Шиповник.)

" Природе не известно растение, более богатое витаминами С, чем плоды шиповника. Из лепестков можно приготовить варенье, вкусный чайный напиток. А из плодов шиповника готовят множество отваров, настоев, со­ков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут семена растения. Их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе. Медики считают, что те, кто пьет полстакана отвара шиповника в день, запасаются бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

Заключение

Как вы видите, растительный мир - неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогали людям, и сего­дня препараты из них служат незаменимым сырьем для получения целого Ряда лекарственных средств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их бывает ограничен, а иногда и строго запрещен. Поэтому нужно знать меру Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Т о окажутся пусты

и Деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы...

Тим Собакин

Страница 7: ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. Слайд8.

1Ведущий.Мы растения эти знаем, Бережем и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ

Наука сейчас знает о свойствах трав и цветов очень много, но еще больше не знает. Может быть, в исчезающих цветах скрыты великие силы исцеления. И если эти цветы бездумно уничтожить, не отсрочится ли на­долго возможность победить какой-нибудь тяжелый недуг?

А между тем обеднение растительного мира продолжается. По многим причинам. Некоторые растения, например, очень страдают от вытаптывания. Люди, не пользующиеся тропинками во время прогулок по лесу, при­носят им немалый вред.

Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарст­венного сырья, когда обрывают все до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов-любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных рас­тений не приживается, погибает. И еще есть одна привычка людей соби­рать букеты, хотя букет очень быстро увядает. Цветы погублены. Сорвав­ший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тыс. видов растений. Конечно, у нас кое-что делается для охраны редких и исчезающих растений. В тех местах, где они растут, создают, например, заказники. Но ведь это крохотные и очень не­ многочисленные клочки земли. А цветы исчезают повсюду. Поэтому во многих местах запрещен сбор десятков видов растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет - сиг­нал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу зане­сены животные и растения, которых на земле осталось очень мало. Они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасти: запретить охоту на них, охранять в заповедниках. Люди думали, что природа неисчерпаема, но они просчитались.

2Ведущий.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери, Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Отбирая у природы самое-самое: самое красивое, самое яркое, самое душистое, - мы в результате грабим себя.

1Ведущий.

Давайте дружить

Давайте будем.

Беречь планету.

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?..

1Ведущий. На этом наш «Устный журнал» закончен, благодарим всех за внимание и участие.

Беречь природу – долг каждого человека

Оглянитесь вокруг и посмотрите, в каком мире мы живём. Вода загрязнена, рыба в реках умирает, воздух отравлен, множество заводов и фабрик выбрасывают в атмосферу ядовитые газы и вредные вещества. В городах становится очень мало растительности: деревья вырубают, а свободные места застраивают новыми зданиями.

Но разве в таком мире мы хотим жить? Разве такую воду мы хотим пить? Разве таким воздухом мы хотим дышать?

Конечно, нет! Я считаю, что нужно как можно скорее исправлять свои ошибки и не совершать новых. Но бесполезно заставлять что-то делать других людей. Каждый должен задуматься и решить сам, что для него и для его близких будет лучше. Ведь наше бездействие может привести к необратимым последствиям.

Конечно, природа никогда уже не станет такой, какой была много лет назад. Но мы можем сделать мир лучше. Беречь природу – долг каждого человека, и каждый должен попытаться сделать всё, что в его силах, чтобы спасти планету.

Мария Дубровских

Я считаю, что каждый человек обязан беречь природу. Мы среди неё живём, её дарами пользуемся, и если её не станет, то мы тоже исчезнем.

Но, к сожалению, каждый день, даже не замечая того, мы наносим природе вред. Мы уже не замечаем, когда и как это делаем. Но природа всё помнит. На её душе остаются глубокие раны. По морям и океанам плавают огромные радужные пятна, отравляя богатый мир морских обитателей. Животные не знают, где жить, потому что мы выжигаем, вырубаем леса. Звери уже не могут свободно жить в лесах, им постоянно надо прятаться от браконьеров. Выливая бензин, кислоты на землю, мы не задумываемся, что растения погибают. Не избежать этой участи и обитателям почвы.

Конечно, нам уже не сделать природу такой, какой её видели первые люди, населявшие нашу планету. Но в наших силах предотвратить уничтожение Земли. И если каждый из нас будет бережно относиться к природе, то нашим детям и внукам будет, где жить.

Елена Пахарукова


Кто-то из философов сказал: «Дорога к Цивилизации вымощена консервными банками». И был прав. Человек прокладывает дорогу к «светлому будущему», не жалея ничего на своем пути. Он губит природу: загрязняет леса и моря, закатывает в асфальт траву, меняет русла рек, не останавливается ни перед чем ради своего обогащения, ради сиюминутной выгоды. Уже сейчас планета подаёт сигналы протеста против нашего бездумного с ней обращения. А что будет дальше?

Каждый из нас должен осознать, что все мы являемся частью природы, а не единственными её властителями и повелителями. Что же сделать, чтобы спасти то, что ещё осталось? Остановить прогресс? Вернуться к истокам? Но это невозможно. Нет, нужно задействовать весь разум, данный человеку, чтобы придумать такие способы развития цивилизации, которые не губили бы всё живое. Мы должны научиться жить в согласии с природой.

Настя Каржавина


В мире у людей много обязанностей. К примеру, мы обязаны ходить в школу, хорошо учиться, уважать старших, уступать место в автобусе. Если бы я стала продолжать этот ряд, едва ли бы я включила в него наши обязанности перед природой. И поступила бы неправильно. Перед природой мы все в долгу, ведь именно благодаря ей мы существуем на этой планете. Но природе мы наносим непоправимый вред.

Взять, к примеру, коралловые рифы. Они растут крайне медленно: 1 сантиметр в 100 лет. Можно представить, сколько им понадобилось времени, чтобы вырасти, а люди за короткое время уничтожили для промышленных целей больше половины рифов. Люди полностью истребили популяцию морской коровы из-за её необычайно вкусного мяса. Вырубка лесов увеличивает свои обороты. Человек берёт у природы то, что ему нужно для жизни, ничего не отдавая взамен. Вернее, возвращая копоть, грязь, мусор.

Мы должны беречь природу, осознавая, что это наш долг, обязанность, а не прихоть.

Алёна Сапрыкина


Алибаева Гуляйша Аскатовна – учитель химии и биологии

МБОУ «Аллабердинская СОШ» Тюльганского района Оренбургской области»

Тема урока: Охрана природы – долг каждого!

Цели урока:

Формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, ознакомление с методами охраны окружающей среды, изучение химических реакций, лежащих в основе очистки газообразных выбросов, сточных и оборотных вод, воспитание бережного отношения к природе, развитие творческого, экологически направленного мышления.

Тип урока: Урок – конференция

Ведущий:

За последние десятилетия стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами. Согласно расчётам их поступление из антропогенных источников в десятки, а то и в тысячи раз больше, чем из естественных. Остро встаёт проблема – уберечь окружающую среду и здоровье человека. Нам необходимо выслушать представителей различных профессий, предстоит обсудить острые вопросы охраны окружающей среды.

Эколог :

В наше время все чаще говорят о парниковом эффекте. Сущность его в том, что слои воздуха, обогащенного углекислым газом, хорошо пропускают солнечную радиацию (ультрафиолетовые лучи) и в то же время задерживают тепловое излучение Земли (инфракрасные волны), что приводит к повышению температуры в нижних слоях атмосферы. За последние 100 лет концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась в 1,2 раза. За счет поглощения теплового излучения молекулами этого вещества среднегодовая температура в Северном полушарии повысилась на 0,2 – 0, 6º С Расчёты показывают, что удвоение содержания углекислого газа в атмосфере приведёт к повышению температуры на планете в среднем на 2 -3º С.

В результате уровень воды поднимется на 4 – 8 м, некоторые участки суши окажутся затоплены. Начнут таять ледники. Изменится циркуляция вод Мирового океана. Зоны вечной мерзлоты превратятся в торфяники, выделяющие новые порции углекислого газа и метана (второго парникового газа).

Биолог.

Зелёные растения поглощают углекислый газ, поэтому так важно охранять леса. В 1915 году Пётр I издал указ о штрафах за самовольную порубку леса: за дуб – 15 р., за иное дерево – 10 р. Кроме штрафа, порубщику грозил еще и кнут.

Эколог :

Состав атмосферы на протяжении последних десяти тысяч лет был постоянным. В воздухе, который представляет смесь газов, всего лишь 1% должен приходиться на примеси: инертные газы, водяной пар, углекислый газ. Но в результате деятельности человека воздух загрязняется. Основные загрязнители – аммиак NH 3 сероводород H 2 S , угарный газ CO , оксиды азота, сернистый газ SO 2 , серный ангидрид SO 3 , синильная кислота HCN , азотная кислота HNO 3 , фосфорная кислота H 3 PO 4 .

Каковы основные источники образования этих веществ?

Главный из них сжигание топлива. Ежедневно в мире сжигается 3 млрд. тонн каменного угля, 2 млрд. тонн нефти, 800 млрд.м 3 природного газа. На это расходуется 15 млрд тонн кислорода. При сжигании в двигателе автомобиля 1 т горючего образуется 12 -24 кг оксидов азота, 0, 3 – 5 кг аммиака и углеводородов и 40 - 50 кг оксидов углерода. Реактивный самолёт после взлёта оставляет шлейф, равный по объёму выхлопным газам 7 тыс. автомобилей. Оксид серы (IV ) образуется при обжиге сульфидных руд:

2ZnS + 3O 2 =2Zn O +2 S O 2

Миллионы тонн оксидов серы, азота растворяются в дождевой воде, образуя кислотные дожди, которые закисляют почву, усиливают коррозию металлов. Если бы выбрасываемые в атмосферу оксиды серы равномерно распределялись над всей сушей нашей планеты и возвращались на нее осадками в виде серной кислоты, то на протяжении года каждый квадратный километр суши получил бы 300 кг серной кислоты. В крупных промышленных городах бывает густой туман, токсичный от наличия в нем ядовитых газов. Смог появляется в результате окисления образовавшегося в автомобильных двигателях оксида азота (II ) до оксида азота (IV ):

2NO + O 2 =2 NO 2

Этот газ под действием солнечных лучей разлагается:

NO 2 = NO + O

Атомарный кислород, вступая в реакцию с кислородом воздуха, образует озон. Атомарный кислород и озон реагируют, с несгоревшими углеводородами, образуя ядовитые вещества, раздражающие слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

Инспектор ГСНК: Для многих крупных городов проблема загрязнения воздуха и воды остаётся серьёзной В городе с населением 1 млн. человек за день потребляется: кислорода – 31500 т, воды – 625000 т, горючего – 9500т, пищи – 2000 т. При этом образуются отходы: углекислого газа – 28500 т, сточных вод – 500000т, оксида углерода(II ) – 450 т, пыли – 150 т, твёрдых бытовых отходов – 800000 м 3 . Результат бурного развития автомобильного транспорта – повышение концентрации свинца в воздухе и почве. В некоторых крупных городах люди вдыхают за день от 16 до 60 мг свинца, причём третья часть адсорбируется в организме. Кроме того надо добавить, что каждый автомобиль за год даёт 10 кг резиновой пыли, а за 1000 км пробега потребляет столько кислорода, сколько его водитель за год.

Журналист:

Мы получаем много писем читателей с просьбой рассказать, можно ли как-то поправить ситуацию, что сегодня сделано и делается по охране атмосферы, гидросферы, литосферы?

Химик – технолог :

Оптимальная мера защиты атмосферы от вредных выбросов – рациональная организация новых производственных процессов и совершенствование существующих. Максимального сокращения вредных выбросов в атмосферу можно достигнуть путём применения замкнутых, циклических процессов, безотходных технологий, совершенствованием аппаратов, установок, механизмов, переходом к новым источникам энергии.

Воздушные бассейны становятся чище при замене твердого топлива газообразным.

Ведущий .

Какие меры предпринимаются для защиты воздушного бассейна?

Химик.

Мощное средство борьбы с загрязнением атмосферы - герметизация технологического оборудования. крупные твёрдые частицы пыли удаляют механическим путём в отстойных пылеулавливающих камерах, промывкой газов с последующей фильтрацией. Тонкодисперсные твёрдые и жидкие аэрозоли задерживают электрофильтрами. Газы очищают абсорбционным методом – поглощают отдельные компоненты растворителем. Некоторые загрязнители удаляют адсорбированием на активированном угле или других адсорбентах.

Журналист.

Нас спрашивают в письме: «Нельзя ли уменьшить количество углекислого газа в атмосфере»

Химик –технолог:

Можно установить установки для разделения жидкого воздуха – 57 С углекислый газ вымораживается. Второй способ сепаратное выделение углекислого газа из смеси газов с использованием искусственных полунепроницаемых мембран.

Журналист:

Я бывал недалеко от цементного завода. Дымовая завеса настолько плотно укутывала завод, что его почти не было видно.

Химик – технолог :

Сейчас начали применять обеспыливание отходящих газов электрическим методом и в циклон –аппаратах. Изменилась и технология производства цемента – обжиг сырья проводят в трубчатых вращающихся печах или в печах с кипящим слоем.

Журналист:

Интересное письмо прислали школьники: «Мы читали, что на поверхности Мирового океана разлито примерно 6 млн. т нефти и нефтепродуктов, которые тонкой пленкой покрывают поверхность воды. Это нарушает газовый и тепловой режим морей и океанов, что приводит к гибели планктона, рыб и птиц. Какова роль химии в сохранении чистоты Мирового океана?»

Химик:

Мы предлагаем оборудовать танкеры и кораблей аварийной системой, содержащей полимерное вещество. В случае пробоины судна включение такой системы позволит создать оболочку из пенопласта. Добавление поверхностно – активных веществ (ПАВ) ускоряет коагуляцию и осаждение веществ. Можно использовать пероксид водорода или ферменты, которые работают как катализаторы., ускоряющие реакции самоочищения.

Биохимик .

Наиболее распространённый способ очистки сточных вод, содержащих органические загрязнения – биохимическая очистка. Сущность её состоит в разрушении органических и некоторых неорганических веществ с помощью микроорганизмов, использующих их для своей жизнедеятельности. В результате органические соединения превращаются в воду, оксид углерода(IV ), сульфиды и сульфаты.

Инспектор ГСНК .

Для объективной характеристики состояния той или иной среды разработаны специальные критерии например, предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Так в водоёмах санитарно - бытового назначения ПДК (в мг) цинка и кобальта – 1, 0, меди, никеля, титана, бензина – 0,1, железа – 0,5, нефти и нефтепродуктов – 0, 3. В атмосферном воздухе населённых пунктов ПДК (мг/м 3) пыли и оксида серы (IV ) - 0,5, сажи – 0,15, оксида углерода(II ) – 3. Государственная санитарно – эпидемиологическая служба систематически контролирует качество воды во всей системе водоснабжения.

Журналист .

Наши читатели задают и такие вопросы: «Каковы источники загрязнения почв?», «Что делается для сохранения почв?» Известны случаи отравления растениями, произраставшими на загрязненных почвах.

Почвовед.

Для увеличения количества земель в хозяйственном обороте, используют следующие методы их улучшения: гидротехнический (орошение – осушение), химический и агробиологический (известкование, гипсование, глубокая вспашка), агролесомелиоративный (защитные лесонасаждения, агротехнические методы борьбы с эрозией почв), а также культурно – технический (общее окультуривание)

Инспектор ГСНК.

В наиболее развитых странах мира ежегодно образуется 400 – 600 кг отходов на душу населения, а с учетом горно – обогатительных фабрик - 4-6 тонн. Огромные масштабы твердых бытовых отходов захламляют территории, изымая их из хозяйственного оборота.

Инженер – технолог .

Существующая практика решения проблемы ликвидации ТБО путем сжигания и захоронения уже неприемлема. Наметился новый подход к её решению – комплексная переработка ТБО на мусороперерабатывающих заводах. Мощность таких заводов – 100 тыс. тонн. В биотермических башнях путём аэробного процесса получают компост. Чёрный и цветной металл извлекают магнитными сепараторами.

Ведущий.

Хотелось бы узнать об исследованиях по обезвреживанию почв вокруг нефтяных скважин, автозаправочных станций.

Микробиолог.

Специалистами создан банк бактерий из подразряда липофагов, питающихся исключительно углеводородами. Они способны очень быстро нейтрализовать пролитую нефть – окислить до безвредных соединений. В настоящее время открыты микроорганизмы, которые разрушают пластмассовые упаковки, флаконы.

Журналист.

С птицефабрик и свиноферм льются реки грязи. Их вред обусловлен высокой концентрацией соединений азота, в основном аммиака.

Инженер – технолог .

Каждый крупный животноводческий комплекс должен иметь систему очистки и утилизации отходов. Из навоза можно вырабатывать горючие масла и биогаз. В результате получают метан, который идет на отопление помещений.

Слово учителя.

Сегодня вы помогаете в охране окружающей среды, а завтра можете стать ответственными специалистами. Все работники химической промышленности должны быть хорошо подготовлены в химическом плане. Если вы хотите быть настоящими защитниками природы, приобретайте знания, умения, развивайте необходимые качества личности уже сегодня. Учтите: природа любит добрых.

Ограждение