Логопедические упражнения звук ч щ. Постановка звуков ш, ж, ч, щ несколькими способами. Неправильное поведение взрослых

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах

Нормальная установка при произнесении звука.

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. В начале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнении. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более удлинённо и напряжённо вследствие сильного давления языка на нёбо.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение . Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой паец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулирутся логопедом за счёт давления пальцем.

Необходимо добиться долгого звучания. Для большей наглядности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребёнком.

Примечание . Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносит ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол.

Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим, частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

Упражнение без помощи логопеда . Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребёнок.

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Образец : щ — а, щ — у, щ — ё, щ — и, щ — е.

ща — щу — щё ща — щи — ще
щу — щи — ще щё — щи — ще
ща — щу — щи ща — щё — ще

Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца,

1. С ударением на слоге.

Образец : щ — у-ка, пи-щ — атъ, та-щ — и.

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

щи, ще

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.

2. Без ударения на слоге.

Образец : ве-щ—и, пло-щ—адъ.

ща, щу

Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, на ощупь.

Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.

Образец : а—щ—, о—щ—, у—щ—, ы—щ—, я—щ—, ю—щ—, и—щ—, е—щ—.

ащ — ощ — ущ — ыщ ыщ — ущ — ощ — ащ
ящ —ющ— ищ— ещ ещ — ищ —ющ— ящ
ащ — ящ — ащ ущ — ющ — ущ
ощ — ещ — ощ ыщ — ищ — ыщ

Образец : ее—щъ—, това-ри—щ—.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Образец : Вова поймал лещ—а. Щ—и варят из овощ— ей. Миша надел пла—щ—. Волк хи—щ— ный зверь.

Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. Плещут флаги в Первомай, блещет свежая листва. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!

Загадка

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

пищит, просит пищи.

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.

2. Чашечка

1. Лопаточка

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

3. Лошадка

4. Грибок

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.

5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .

Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.

Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?

Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ... ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...

Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча - чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.

Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.

Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».

Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)

Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Приёмы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]

Подготовительный этап . При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка . Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык вверх.

Межзубный сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

Боковой сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с].

Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).

Носовой сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с].

Постановка [ш] от [с] с механической помощью

Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка - слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком - ЖА.

Губно-зубной сигматизм

Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] - [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх - вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с].

Призубный сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] - [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] - [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] - длительная, [т] - толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с].

Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения).

Шипящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] - [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед - назад).

Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).

Свистящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] - [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] - холодная, [ш] - теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние - верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку - сомкнуты вперед (трубочка).

Постановка. Прием подражания.

Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.

Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц"], а также звуками [т"] или [ш"].

Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.

Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с"], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч].

Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ]. Также можно попросить ребенка длительно сказать [ч].

Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Автоматизация шипящих звуков

Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, при парасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах.

|
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

В данном разделе сайта , Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет. Мы () предлагаем артикуляционные онлайн упражнения и программы, которыми вы будете с ребенком заниматься. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда.

Постановка звука Щ

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук щ .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука щ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука щ различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается длительно произносить звук ч – чщщщ

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести слоги си/ась, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук щ .

Исправление нарушений произношения звука/ Щ/

Ребенку предлагается произнести долгий звук /Ш/, в это время логопед продвигает уголки губ, получается звук /Щ/.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш,Ж).

Щ – согласный, ротовой, переднеязычный, щелевой, глухой, мягкий.

Нормальная установка при произнесении звука.

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука Ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены..

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается теплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука Ш. Вначале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. В случае плохого произношения звука Щ необходимо добиться его постановки. Звук Щ произносится так же, как звук Ш, только более удлиненно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ..

Упражнение .

Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком.

Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносится звук Ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука Щ слышится звук Ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука Ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы), то звук Щ не слышен, либо слышен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок..

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.

Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук Ч то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.

Инженерные сети