Демографический портрет населения в 21 веке. Исследовательская работа "демографический портрет школы". Не катастрофа, а переход

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Сектор научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии

Демографический портрет

россии ХХ I века

Справочно-библио-веблиографические материалы


© ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека»

От составителя

Демографическая проблема в современной России – одна из острейших проблем. От ее решения зависят перспективы модернизации и конкурентоспособность экономики, социальное развитие , геополитическая стабильность государства. Сегодняшняя Россия нуждается в оздоровлении демографической ситуации, в создании условий для стабилизации и роста ее населения. Знание и глубокий анализ демографических процессов будут способствовать осуществлению целенаправленной государственной политики. В начале ХХI в. уже был принят ряд важных руководящих документов: в 2001 г. – «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатировалась проблемная демографическая ситуация в России и были сформулированы цели и задачи демографической политики; в 2007 г. – «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (текст дан в Приложении).

Данное демографически ориентированное издание подготовлено в формате справочно-библиографических материалов с целью – познакомить широкие круги читателей и интернет-пользователей, интересующихся состоянием и перспективами демографического развития России в XXI в., с некоторыми основными демографическими характеристиками народонаселения – общей численностью, численностью половозрастных групп, миграционными процессами и т. д. Особый интерес пособие представляет для управленческого персонала, научных работников , преподавателей, студентов. Материалы издания могут быть использованы библиотечными работниками в просветительской деятельности.

В аналитической части пособия представлены данные статистики народонаселения и обзор основных тенденций и проблем демографического развития России и Самарской области. Для наполнения этой части были использованы материалы госстатистики, публикации и доклады российских демографов и экспертов.

Библиографическая часть содержит информацию о книгах, изданных в 2000–2011 гг., из фонда Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ), рекомендательный список статей за 2010–2012 гг. Библиографические записи сгруппированы в разделы, с выделением книг/статей общего характера и краеведческой тематики; внутри разделов даны в алфавите авторов и заглавий. Для книг приводятся шифры и инвентарные номера. В конце библиографических записей, в квадратных скобках, указаны сиглы хранения (чз – отдела читальных залов, зп – сектора периодики, кх – отдела книгохранения, аб – отдела абонемента, кро – краеведческого отдела, бл – информационно-библиографического отдела, оцт – отдела цифровых технологий). Литературу, отсутствующую в СОУНБ, можно заказать по МБА (межбиблиотечному абонементу) и получить для работы во временное пользование. Услуга ЭДД (электронной доставки документов) позволит заказать копии нужных статей.

В разделе «Диссертации» дан перечень научных исследований за 2010–2012 гг. из Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки. Тексты диссертаций и авторефератов доступны в виртуальном читальном зале в Отделе цифровых технологий (пр-т Ленина, 14 А, 3 этаж).

Будем признательны за отзывы и предложения в адрес составителей:

443110 г. Самара, пр-т Ленина, 14 А Информационно-библиографический отдел (ИБО)

Сектор научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии (СНИКИОФ)

Телефон ИБО и СНИКИОФ: (8; e-mail: *****@

Телефон отдела МБА (для справок): (8; e-mail: *****@

Демографический портрет России

Результаты переписи 2010 г.: численность населения

Данные переписи 2010 г. показывают, что население России сократилось от 145,2 млн. чел. в 2002 г. до 141,9 млн. чел.

В среднегодовом измерении население России и большинства ее регионов сокращалось за 2002–2010 гг. быстрее, чем за 1989–2002 гг., поскольку в 1990-е гг. естественная убыль частично компенсировалась большой возвратной миграцией из стран СНГ и Балтии.

Динамика численности населения регионов за межпереписные периоды была разной, но основными факторами роста остаются, как и прежде, агломерационный эффект и повышенная рождаемость. В Центре и на Северо-Западе устойчиво растет только население агломераций федеральных городов. Почти все регионы Поволжья теряют население. На юге и в Сибири растет только население республик с высокой рождаемостью, а на Урале – только Тюменской области за счет ее автономных округов. Убыль населения Дальнего Востока замедлилась, а в Якутии даже прекратилась, также за счет повышенной рождаемости титульного населения. Бывшие лидеры роста за счет миграционного притока (Краснодарский край , Белгородская, Калининградская области) резко замедлили темпы или даже сокращают численность населения.

Компоненты изменения численности населения (тыс. чел.)

Общий прирост

Естественный прирост

Миграционный прирост

январь-июнь

январь-июнь

январь-июнь

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Оперативные данные по естественному движению населения

Тысяч чел.

На 1000 населения

Январь-май

Прирост/ снижение

Январь-май

2012
в %
к 2011

Родившиecя 1)

Умершие:

дети в возрасте
до 1 года1)

Естественный прирост/убыль

Браки

Разводы

1) В связи с переходом Минздрава России на расширенные критерии рождения (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 000н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи») в органах ЗАГС с апреля 2012 подлежат регистрации рождения и смерти новорожденные с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов).
2) Рассчитывается на 1000 родившихся живыми.

Введение

В октябре 2010 года по всей стране проводилась перепись населения.

Целью моей работы было

Актуальность

Методы:

2. Проведение анкетирования.

3. Обработка данных.

Просмотр содержимого документа
«проект»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п.Каджером

Исследовательская работа:

Выполнила: ученица 10-го класса

МОУ «СОШ» п.Каджером

Чиркунова Ульяна

Руководитель: учитель географии

Чиркунова Елена Николаевна

Введение……………………………………………………………………………….2

1. Источники данных о населении…………………………………………………3

2. Демографическая ситуация в школе…………………………………………. .4

2.1. ………………………………...5

2.2. Численность и половой состав обучающихся школы………………… 6

2.3. Количество детей получивших аттестат………………………………….7

2.4. Этнический состав обучающихся школы……………………………………..8

2.5. Количество детей в семьях обучающихся школы…………………………….9

2.6. Возрастной состав обучающихся школы в 2012-2013 уч. году……………..10

2.7. Религиозный состав обучающихся школы………………………………….11

2.8. Место рождения обучающихся школы……………………………………12

2.9. Сфера деятельности родителей обучающихся………………………………13

2.10. Профессиональные предпочтения обучающихся МОУ «СОШ»п.Каджером………………………………………………………………………14

2.11. .Предполагаемый уровень образования.………………………………………………………………………………15

2.12.Увлечения учащихся……………………………………………………………..16

2.13. Участие во внеурочной жизни школы……………………………………..17

Выводы………………………………………………………………………………….18

Использованная литература………………………………………………………….19

Введение

В октябре 2010 года по всей стране проводилась переписьнаселения. При изучении экономической географии России меня заинтересовала процедура проведения переписи населения. Я решила провести перепись учащихся в нашей школе.

Целью моей работы было : проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.

Актуальность проблемы в том, что в результате оптимизации по стране закрывают малокомплектные школы. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из поселка, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого поселка нет будущего.

В своем исследовании я дала характеристику демографической ситуации в школе и попытались в условиях растущей безработицы в стране дать рекомендации по ее преодолению. Также важным является приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.

1. Изучение истории переписи населения в стране.

2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Проведение анкетирования учеников школы.

4. Сбор и обработка информации.

5. Анализ и выводы по анкетированию.

6. Ознакомление с данной работой учащихся школы.

7.Чем была бы полезна эта информация школе?

Методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Проведение анкетирования.

3. Обработка данных.

4. Составление и анализ диаграмм.

5. Умение обработки данных на компьютере.

6. Умение обобщать, выделять главное.

1. Источники данных о населении

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.

В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 80 мальчиков и 117 девочек.

Данные анкет были обработаны и на основе этого мы выполнили данную работу по изучению демографической ситуации в МОУ «СОШ» п.Каджером.

2. Демографическая ситуация в школе .

В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 47%-мальчиков и 53%-девочек.

Данные анкет были обработаны и на основе этого я выполнила данную работу по изучению демографической ситуации в МОУ «СОШ» п.Каджером.

При выполнении работы я изучила различные статистические материалы, провела опрос учащихся, анкетирование, изучила школьные документы по численности, половому и этническому составу школьников.

Для выполнения данной работы среди 1-11 классов провела анкетирование.

Были предложены следующие вопросы анкеты.

1.1 Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».

1.Дата и место рождения

2. Указать пол (мужской, женский).

3. Укажите свою национальность.

4. Какую религию исповедуешь? (христианство, мусульманство и др.).

5.Сколько детей (включая тебя) в твоей семье?

6.Место рождения (город, село, край, область, республика).

7.Кем работают твои родители (указать сферу деятельности)?

8.Какую профессию ты хотел бы получить?

9. Какое образование ты хотел бы получить (9 классов –основное, 11 классов – среднее, после школы – среднее специальное, высшее)?

10. Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

11. Участвуешь ли ты во внеурочной жизни школы? (да, нет). Если да, то как часто (постоянно, иногда, никогда).

В селе есть детский сад «Сказка».

Прежде всего, мы проследили демографическую ситуацию с детского сада, ведь именно этим детям предстоит обучаться в нашей школе.

Количество детей посещающих дет. сад

мальчики

200 8

200 9

20 10

Из представленной таблицы и диаграммы видно, что в основном детсад посещают -95 детей. В этом году в школу пойдет 15 детей, в 2014г-24 ребенка, 2015г-20 человек, 2016г-18 человек, 2017г-17 человек. Количество детей, посещающих детский сад, остается стабильным.

2.2.Численность обучающихся в МОУ «СОШ» п.Каджером

Для того чтобы проследить изменения численного состава обучающихся школы, я провела анализ ежегодных статистических отчетов. Полученные данные я поместила в таблицу.

Всего обучающихся

Таблица помогла построить столбчатую диаграмму, которая показывает динамику изменения количества учащихся школы.

Из диаграммы видно, что количество учащихся сокращается примерно на 10-20 человек ежегодно.

2.3. Количество выпускников получивших аттестат.

Учебный год

Основная школа (9 класс)

Средняя школа (11 кл)

Вывод: Количество выпускников в школе постепенно сокращается. Самое большое количество выпускников было в 2006-2007 учебном году. По данным таблицы можно сказать, что многие учащиеся после 9го класса продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях. Средняя наполняемость учеников на III ступени обучения за последние 5 лет составляет 12 человек.

2.4.

Учебный год

Всего учащихся

русские

украинцы

татары

немцы

белорусы

коми

башкиры

удмуртка

Вывод об этническом составе. Анкетирование показало, что русских в нашей школе обучается намного больше, нежели представителей других национальностей. Среди других национальностей есть украинцы, они стоят на втором месте. Есть также татары, немцы, белорусы, коми. Меньше всего представлено башкир и удмуртов. Подобное распределение, на мой взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории и влиянием внутренней миграции в стране в последние годы.

2.5. Количество детей в семьях учащихся школы.

Кол-во детей в семье

Вывод: В основном в семьях учащихся один или два ребенка.Всего лишь в одной семье шесть детей. Таким образом, на многодетные семьи приходится 5% . Из этого можно сделать вывод, что у нас в Каджероме в основном в прошлые годы рождаемость была довольно низкой.

2.6. Возрастной состав учащихся школы в 2012-2013 учебном году.

Из представленной диаграммы видно, что в школе больше обучается учащихся 2002 , 2004, 2003 годов рождения. Самое малое количество рождений было в 1994 и 2006 году.

Вывод. Очень наглядно здесь можно увидеть то, что в большинство тех, кто обучается - христиане, и лишь10%-атеисты. 8 человек не определились с выбором религии или не понимают вопрос.

Вывод по диаграмме: В основном большинство учащихся школы родилось в

Республике Коми. Малое количество школьников родилось за пределами Республики Коми 5,2%. Таким образом, основная часть учащихся имеют местные корни.

Вид деятельности

Количество родителей

Безработные

Сфера обслуживания

Промышленность

Транспорт

Предпринимательство

Пенсионеры

Для нашего поселка характерно, что среди родителей много безработных, но большая часть родителей занята с сфере обслуживания. Есть семьи, где отец и мать не имеют постоянной работы. Поэтому главной проблемой для посёлка является создание рабочих мест. В советские времена население работало в леспромхозе. В настоящее время леспромхоза нет и родители учеников вынуждены работать вахтовым способом.

Для преодоления безработицы в посёлке, я думаю, необходимо открывать предприятия малого бизнеса по обслуживанию населения и развивать сельское хозяйство.

2.10.Профессиональные предпочтения учащихся МОУ «СОШ» п.Каджером .

Один из вопросов анкеты был: «Какую профессию ты хотел бы получить?» Оказалось, что ребята хотят овладеть различными профессиями.

Вид деятельности

Кол-во учащихся

Область экономики

Медицина

Психолог

Культура и искусство

Информационные технологии

Наука и образование

Строительство

Полицейский

Рабочие специальности

Пожарные

Парикмахер

Чтобы не стать сырьевым придатком мира, Россия должна переходить к высокотехнологичным производствам, а для этого нужен не только научный и инженерный, но и высококвалифицированный рабочий потенциал. Отрадно, что у нас в школе учащиеся серьезно отнеслись к этому вопросу. Это говорит о том, что они задумываются о своем будущем, тревогу вызывает тот факт, что 38% не определились с выбором профессии.

На вопрос анкеты - Какое образование ты хотел бы получить? Большинство учащихся ответили: высшее – 74%, среднее специальное – 26%. Думаем, это говорит о том, что учащиеся понимают, что в современных условиях стране нужны образованные, высококвалифицированные кадры.

В свободное время учащиеся занимаются: спортивными играми – играют в волейбол, пользуются Интернет – услугами. Девочки - рисованием, рукоделием, вязанием и чтением.

Во внеурочной жизни школы участвуют 90% опрошенных. Вообще не участвуют – 10%. Это должно заинтересовать наше школьное самоуправление.

Это интересно.

Самым распространенным женским именем в школе оказалось имя Анастасия, самым редким –Ангелина, Алла, Тамара, Эрика, Арина, Евдокия, Злата,Линда, Дарина, Снежана, Диана. Среди мальчиков самое распространенное имя –Данил, Андрей, Максим, а самое редкое – Феликс, Захар, Мансур, Фёдор, Семен.

1. Демографический портрет нашей школы отражает общую демографическую ситуацию в РК и России в целом.

Мы получили ответы на интересующие нас вопросы:

    представители каких национальностей учатся в нашей школе;

    количество мальчиков и девочек в школе;

    где родились, где проживают в настоящее время;

    сколько детей в семьях наших учеников;

    профессия в будущем;

2. Как показал социологический опрос, большинство школьников растут в семьях, где двое детей, являются русскими по национальности, исповедуют православие, а так же являются коренными жителями Республики Коми.

3. Демографическая ситуация в моей школе, представленная в проекте довольно наглядно, отражает положение учеников в школах по всей стране. Подобные материалы могли бы давать вузам более наглядное представление о будущих абитуриентах, поможет им избежать многих проблем национального и экономического характера, а так же решить проблему с недобором на места или слишком большим конкурсом. Также наши материалы помогут администрации школы при анализе и планировании работы на будущее.

4.Исходя из всего вышеизложенного, я думаю, что наша школа будет успешно работать и в будущем, так как количество учащихся будет составлять в среднем 150 человек.

Использованная литература

1.В.П.Максаковский «Социальная и экономическая география мира»

2.Анкетирование обучающихся

3.Классные журналы

4.Социологический опрос

5. sbiblio.com

6. referatwork.ru

7 . dmo.econ.msu.ru

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»


Исследовательский проект: Демографический портрет обучающихся школы


  • Целью нашей работы было : проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.
  • Актуальность проблемы в том, что в результате оптимизации по стране закрывают малокомплектные школы. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из поселка, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого поселка нет будущего.
  • В своем исследовании мы дали характеристику демографической ситуации в школе и попытались в условиях растущей безработицы в стране дать рекомендации по ее преодолению. Также важным является приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.

  • 1. Изучение истории переписи населения в стране.
  • 2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
  • 3. Проведение анкетирования учащихся школы.
  • 4. Сбор и обработка информации.
  • 5. Анализ и выводы по анкетированию.
  • 6. Ознакомление с данной работой учащихся школы.
  • 7.Чем была бы полезна эта информация школе?






В озрастной состав учащихся школы в 2012-2013 учебном году .









Это интересно

Самым распространенным женским именем в школе оказалось имя Анастасия, самым редким –Ангелина, Алла, Тамара, Эрика, Арина, Евдокия,Злата,Дарина,Снежана,Диана. Среди мальчиков самое распространенное имя –Данил,Андрей,Максим,а самое редкое – Феликс,Захар,Мансур,Фёдор,Семен.


  • Как показал социологический опрос, большинство школьников растут в семьях, где двое детей, являются русскими по национальности, исповедуют православие, а так же являются коренными жителями Республики Коми.
  • Демографическая ситуация в нашей школе, представленная в проекте довольно наглядно, отражает положение учеников в школах по всей стране. Подобные материалы могли бы давать вузам более наглядное представление о будущих абитуриентах, поможет им избежать многих проблем национального и экономического характера, а так же решить проблему с недобором на места или слишком большим конкурсом. Также наши материалы помогут администрации школы при анализе и планировании работы на будущее.

Очень может быть, что именно в тот самый момент, когда вы начнете читать этот очерк, на Земле произойдет весьма знаменательное событие: родится (если уже не родился) шестимиллиардный житель. По расчетам демографов, именно в 1999 году численность населения Земли должна перевалить через круглую и очень солидную цифру: 6.000.000.000. Много это или мало?

Два с половиной гектара

Шесть миллиардов чего бы то ни было очень трудно вообразить. Но и без особого воображения можно понять, что число людей на планете просто колоссально. Если на живой вес — это примерно 300 миллионов тонн. А если взять и поделить площадь земной суши на численность населения планеты, то на каждого человека придется всего-навсего два с половиной гектара территории — любой территории, включая горы, ледники, пустыни, болота и прочие неудобицы. М-да, негусто, Пройдет еще какое-то время и вообще повернуться будет негде. Может ли такое случиться? Реально ли подсчитать, сколько нас будет через «какое-то время» — например, в XXI веке? И сколько вообще ДОЛЖНО быть на планете Земля?

Прежде чем попытаться ответить на эти непростые вопросы, давайте разберемся, а сколько нас было до сих пор.

По некоторым оценкам, за всю историю цивилизации на Земле успело прожить 100 миллиардов человек. Чисто хронологически дело обстояло следующим образом. В тысячном году до нашей эры численность разумных обитателей планеты Земля составляла около 100 миллионов человек (это население нынешней Нигерии). К началу эры население планеты удвоилось (сейчас примерно столько же людей живет в одной Индонезии), но, разумеется, не успокоилось на достигнутом и двинулось дальше в будущее все с той же неспешной скоростью — чуть больше десяти человек в час. За первое тысячелетие новой эры прирост составил опять-таки сто миллионов. Во втором тысячелетии темп постепенно убыстряется, К середине XVII столетия на Земле набралось уже 500 миллионов человек (это около половины нынешней Индии), а примерно в 1804 году земляне «распечатали» свой первый миллиард. Заметим: к этой цифре цивилизация шла много тысячелетий. О дальнейшем процессе уже не скажешь: «шел». В XX веке история народонаселения понеслась вскачь. 1927 год — второй миллиард. 1960 год — третий. Проходит всего-навсего 14 лет — и на Земле уже четыре миллиарда людей. Спустя 13 лет — в 1987 году — пять миллиардов. А еще через 12 лет — это уже наше время, год, 1999-й, — добро пожаловать на планету, шестимиллиардный обитатель!

Вы обратили внимание? Мало того, что население планеты удвоилось меньше чем за сорок лет, но и срок прироста каждого нового миллиарда сокращается: каждый раз он убывает на год. Неужели так и будет продолжаться: седьмой миллиард — через 11 лет, восьмой — через 10... Оставаясь в рамках этой линейной логики, нетрудно подсчитать, что, начиная с 2064 года, человечество, став шестнадцатимиллиардным, будет прибавлять по миллиарду в год, а потом и больше. Ужас!

Я сразу хочу успокоить читателей. Ничего такого, надо полагать, не произойдет. Динамика народонаселения — непростая штука, она подчиняется очень сложной математике (и, разумеется, не только математике), и с линейной меркой к ней подходить нельзя.

Призрак катастрофы

В прошлые века демографические проблемы не пользовались особым вниманием ученых и широкой публики. Само слово «демография» было введено в оборот французом Ашилем Гийяром лишь в 1855 году.

И все же отдадим людям прошлого справедливость: «практической демографией» они занимались с давних времен. Переписи населения проводились еще в древнем Вавилоне — на этот счет сохранились соответствующие глиняные таблички. А в Древнем Риме «сенсусы» — так на латыни именовался статистический учет вообще и переписи населения в частности — были непременной частью государственного делопроизводства. Надо ведь знать, сколько где человек живет и какие с них собирать подати. История сохранила множество римских учетных документов — с такими, к примеру, записями: Helvetiorum censu habito, repertus est numerus milium CX, что означает «численность гельветов, по проведении переписи, оказалась 110 тысяч».

В новое время первая перепись состоялась в колонии Новая Франция (Квебек) в 1665 году. Соединенные Штаты провели свою первую перепись в 1790 году. Спустя тридцать лет настало время переписей в Италии, Испании, Англии, Ирландии, Австрии, Франции. В 1851 году прошла перепись населения в Китае, а спустя десять лет — и в России. Говоря о демографии — тем более в Год Шестого Миллиарда, — нельзя не вспомнить о пионере этой области науки — английском экономисте и священнике Томасе Роберте Мальтусе. Как раз тогда, когда численность населения планеты подбиралась к первому миллиарду — а именно в 1798 году, — тридцатидвухлетний ученый анонимно опубликовал свое знаменитое «Эссе о законе народонаселения», в котором выдвинул следующее утверждение:
«Население, если его не контролировать, увеличивается в геометрической прогрессии. Средства пропитания возрастают всего лишь в арифметической прогрессии. Даже поверхностное знакомство с числами покажет, что первая последовательность несоизмерима со второй».

Теория Мальтуса обрела немалую популярность. В течение вот уже двух веков она вызывает нешуточные споры. Советская пропаганда долгие десятилетия клеймила эту теорию как «антинаучную систему взглядов на народонаселение», а самого Мальтуса именовала не иначе как «реакционным экономистом».

Между тем понять опасения Мальтуса чисто по-человечески весьма просто. Его беспокоил следующий умозрительный вывод: население мира растет быстрее, чем производит средства пропитания. Другое дело, что два столетия назад (да, впрочем, и сейчас) практика не очень-то подтверждала эту мысль, и рассуждения Мальтуса носили скорее теоретический характер.

По логике британского ученого, населению Англии предстояло удваиваться каждые 25 лет, и к 1950 году эта страна должна была насчитывать 704 миллиона жителей, в то время как ее территория может прокормить только 77 миллионов. Следовательно, нужно предпринимать какие-то решительные меры по сдерживанию численности, «контролировать» прирост населения. Однако история показала, что с пресловутыми арифметической и геометрической прогрессиями не все так просто. К 1950 году население Соединенного Королевства только-только достигло 50 миллионов человек. Да и в наше время численность Великобритании — менее 59 миллионов — вполне позволяет этой стране прокормить себя.

А вот что касается будущего... Вдруг Мальтус прав — в долговременной перспективе? Вдруг эти прогрессии действительно станут «несоизмеримыми» (Как бы марксисты ни поносили «реакционного экономиста», но, между прочим, Фридрих Энгельс почти век спустя после появления работы Мальтуса тоже отдал должное проблеме демографического кризиса. В 1881 году он заметил: «Абстрактная возможность такого численного роста человечества, которая вызовет необходимость положить этому росту предел, конечно, существует».)

Запомним выражение «предел роста» и перенесемся в 60-е годы нашего века — для того, чтобы разобраться в сегодняшней ситуации, весьма важно понять демографические настроения того времени. Именно в 60-е годы люди с особой остротой заметили опасность перенаселения и как бы заново прочитали Мальтуса. Дело в том, что человечество выкинуло фокус. Ни накануне второй мировой войны, ни тем более в первое десятилетие после нее особо страшных демографических прогнозов не было. Наоборот, в большинстве развитых стран считалось, что темпы прироста населения идут на убыль.

И вдруг это было воспринято именно как «вдруг» — резкий скачок: еще «вчера» (в 1930 году) на планете проживало два миллиарда человек, а «сегодня» (в 1960-м) — после Великой Депрессии, жуткой мировой войны и целой серии войн локальных — на миллиард больше. Термин «демографический взрыв» стал одним из самых популярных.

Конечно, объяснения нашлись: на планете стабильно росла рождаемость (особо быстрыми темпами—в развивающихся странах), прогресс медицины и здравоохранения привел к сокращению детской смертности и увеличению средней продолжительности жизни, перед антибиотиками отступили многие смертельные болезни. Впрочем, объяснения — при всей их оптимистической окраске — не очень-то успокаивали. Логика была простой: если высокие темпы прироста населения сохранятся, не спасут ни медицина, ни здравоохранение — человечество еще несколько раз удвоится, истощит природные ресурсы, окончательно загрязнит своими отходами окружающую среду, и — Мальтусу, конечно, большой привет — грянет катастрофа.

«Подвиньтесь! Подвиньтесь!»

Едва ли не первым произведением в фантастике на тему демографического кризиса была «черная» комедия Курта Воннегута «Большое путешествие вверх и далее», вышедшая в 1954 году. Там действительно речь шла о перенаселении планеты, только причиной его был не безудержный рост численности людей, а революционные успехи в области биологии, приведшие к резкому увеличению продолжительности жизни.

В 1966 году появился знаменитый демографический триллер Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», изобразивший жуткое будущее перенаселенного Нью-Йорка конца века. Любопытно, что автор почти не ошибся в количественном прогнозе: нас сейчас пусть и не семь, как предполагал Гаррисон, но все-таки шесть миллиардов; однако что-то не видно, чтобы Америка поглощала сто процентов ресурсов планеты, чего — в связи с бурным приростом населения — опасался фантаст. Да и жуткая перенаселенность крупных городов как-то не очень ощущается.

В 1968 году вышел — среди множества прочих — еще один роман на тему демографического кризиса, быстро ставший классикой жанра, — «Стояние на Занзибаре» Джона Браннера. В нем описывалось более далекое будущее — 2020 год, к каковому времени людей на планете стало столько (просто кошмар — почти девять миллиардов человек!), что если каждому отвести по два квадратных фута земли, то все человечество стоймя заполнило бы остров Занзибар. Образ яркий, но, если вдуматься, ничего особого не говорящий. Возьмем наше время и нынешнюю численность человечества и отведем каждому живущему на Земле примерно столько же, сколько отводил Браннер (ну чуть меньше — квадратик со стороной сорок сантиметров, стоять вполне удобно), — тогда все население мира «спокойно» разместится на территории Москвы. Получится «Стояние в Москве». И что с того? Москвичей, правда, жалко...

В нашей, отечественной фантастике той поры произведений о грозящем миру «перепроизводстве населения» практически не было. Советская идеологическая мысль постановила, что угроза перенаселения — выдумка буржуазной футурологии, никаких демографических катаклизмов в будущем не предвидится (а если и предвидится, то не у нас) и вообще все глобальные проблемы будут решены посредством торжества социализма и последующего перехода к коммунизму, при котором «все источники общественного богатства польются полным потоком» и наконец-то будет обеспечено гармоничное взаимодействие человека и природы. Даже в произведениях братьев Стругацких на мой взгляд, лучших из отечественных фантастов — нет и следа перенаселения. В повести «Стажеры», действие которой относится примерно к концу XXI века, просто и ясно сообщается: на Земле — четыре миллиарда человек, половина — люди коммунистического завтра, половина — западный мир. Повесть вышла в 1962 году. Четырехмиллиардный рубеж мир преодолеет всего через 12 лет...

Но оставим фантастику и вернемся в реальный мир. К концу бурного десятилетия 60-х обеспокоенность ученых будущим планеты — прежде всего демографическим — достигла высокого накала, что хорошо видно на примере Римского клуба. Эта международная общественная организация, созданная в 1968 году, ставила своей целью проведение крупномасштабных социально-экономических исследований и мобилизацию усилий человечества на решение глобальных проблем. Последовали доклады ученых разных стран Римскому клубу, первые из которых — «Пределы роста» (1972), написанные группой американских ученых под руководством Д. Медоуза, «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля (1974), «Пересмотр международного порядка» Я. Тинбергена (1976), — наделали немало шума, обрисовав весьма мрачные перспективы дальнейшего развития цивилизации и выдвинув довольно жесткие рекомендации по сдерживанию роста. Чего стоит хотя бы эпиграф к одной из глав доклада «Человечество на перепутье»: «Мир болен раком, и этот рак — человек».

Авторы докладов предлагали решить демографическую проблему отчетливо мальтузианским образом — путем контроля над ростом населения. Однако если промышленное производство продолжает безудержно расти, то жесткий контроль над рождаемостью все равно не устранит кризисной ситуации, поскольку никуда не деться от угрозы истощения невозобновляемых ресурсов и загрязнения окружающей среды. Где же выход? Может быть, мировая катастрофа неизбежна и ничего уже нельзя предпринять? Группа Д. Медоуза считала, что катастрофу все-таки можно предотвратить, но для этого необходимо кардинально изменить современные тенденции развития человечества: перейти от безудержного роста народонаселения и капитала к «нулевому росту» и добиться «глобального равновесия» — такого состояния цивилизации, когда «основные материальные потребности каждого человека, живущего на земле, будут удовлетворяться и каждый получит равные возможности для реализации своего индивидуального человеческого потенциала».

Разумеется, теорию «нулевого роста» немедленно подхватили писатели-фантасты, во многих произведениях она встречается и по сей день, однако, по сути, эта идея просуществовала не столь долго. Уже Ян Тинберген, автор третьего доклада Римскому клубу, пришел к выводу, что человечество успешно справится с грозящими ему бедами, отнюдь не прибегая к такому крайнему средству, как торможение и тем более остановка роста.

В 70-е годы картинам ужасов, которые ожидают человечество, было несть числа. Демографический взрыв продолжался, население мира росло пугающе быстро, и одно это уже, казалось многим, лишало людей планеты всяких надежд на нормальное будущее. Можно вспомнить работы западногерманского футуролога Г. Шнайдера, который немало рассуждал о взрывоопасной ситуации в международных отношениях, порожденной демографической революцией. Двести тысяч человек, прибавляющихся в мире ежедневно, писал он, это численность населения целого города. Каждую неделю на земле появляется как бы новый город размером с Мюнхен, Варшаву или Киев, каждый месяц — такая страна, как Дания, Эквадор или Гватемала, каждые три года — такие страны, как США или СССР, каждые пять лет — еще одна Южная Америка, Западная Европа или Африка.

Именно в 70-е годы на страницах разных изданий замелькало выражение «золотой миллиард». Как считали тогда многие экологи, планета Земля может выдержать на себе около миллиарда разумных существ, если же землян больше — это прямой путь к истощению ресурсов, необратимым изменениям в экологии и, таким образом, к катастрофе. Ну, хорошо, «золотой миллиард», допустим. Но ведь и тогда на Земле проживало в четыре раза больше людей. Куда девать три миллиарда «незолотых» разумных обитателей, вдруг ставших лишними? И кто будет решать — эти вот «золотые» (вольно, можно покурить), а вот эти лишние (стр-р-рой-ся! на выход с вещами)?..

Не катастрофа, а переход

Пора наконец познакомить читателей с понятием «демографического перехода». Понятие это отражает давно замеченный факт, что на определенном этапе развития страны, региона или всего человечества в целом — происходит резкое увеличение темпа прироста населения, затем темп столь же резко спадает, и численность населения выходит на стабилизированный режим. Самое важное здесь — определить начало и протяженность «определенного этапа», осознать количественные параметры стабилизации и по возможности выразить все это непротиворечивой математической моделью.

По мнению американского ученого Стивена Джиллетта, демографический переход начался в XVIII веке, и произошел он сначала во Франции, затем распространился по всей Европе, а в нашем столетии охватил весь мир. При этом количество людей на Земле не сильно зависит от политической воли или экономических обстоятельств — оно подчинено природным регуляторам. Культура и технология также выступают в качестве регуляторов, более того — демографический переход сам по себе побуждает людей к созданию новых экономических и социальных структур, требующих ограничения рождаемости.

Классический пример демографического перехода дает Великобритания. За XVIII век население этой страны удвоилось, к середине XIX столетия — удвоилось еще раз, а затем темп прироста начал спадать. В 1900 году в Соединенном Королевстве проживало около 40 миллионов человек, за первую половину века прибавилось всего десять миллионов, а за вторую — даже меньше десяти миллионов. По современным прогнозам, к середине XXI столетия количество жителей Великобритании не только не увеличится, но даже несколько уменьшится, так что можно утверждать: демографическая кривая здесь стала горизонтальной прямой, численность населения стабилизировалась и будет длительное время держаться на уровне 56 — 58 миллионов человек.

От понимания особенностей демографического перехода в отдельных странах не так-то просто перейти к глобальным характеристикам: слишком много факторов надо учитывать, требуется нетривиальная математическая модель. Такую модель удалось построить нашему известному ученому Сергею Петровичу Капице — читатели хорошо знают его по телепередаче «Очевидное — невероятное». Теория роста населения Земли С. П. Капицы увидела свет в прошлом году и сразу стала заметным событием в демографической науке — она действительно объясняет, что происходило с народонаселением мира в прошлом, дает четкий анализ сегодняшних тенденций и позволяет уверенно прогнозировать демографическую динамику на длительный срок.

Вот что пишет сам С. П. Капица:
«Продолжительность перехода составляет всего... 84 года, однако за это время, составляющее 1/50 000 всей истории человечества, произойдет коренное изменение характера его развития. Несмотря на краткость перехода, это время переживет 1/10 всех людей, когда-либо живших.

Существен вывод о стабилизации населения мира после демографического перехода... Предел роста численности следует искать не в глобальном недостатке ресурсов, а в системных закономерностях развития человечества. Заключение, к которому приводит модель, состоит в общей независимости глобального роста от внешних условий, вывод, находящийся в каждом противоречии с общепринятыми представлениями. Более того, до сих пор и, по-видимому, в обозримом будущем такие ресурсы будут иметься и позволят человечеству пройти через демографический переход, при котором население увеличится всего в 2,5 раза. Этот вывод можно сформулировать как принцип демографического императива, как следствие имманентности системного роста человечества».

Можно сказать, что в каком-то смысле нам повезло. Современным людям выпало жить посреди короткого и очень энергичного демографического перехода всего человечества. Видимо, самая острая фаза уже позади, и впереди нас ждет уверенное снижение темпа прироста человечества, а через несколько десятилетий — к середине XXI века — население Земли стабилизируется на уровне примерно 10, максимум 12 миллиардов человек. (Это полностью совпадает с демографическим прогнозом отдела народонаселения ООН, по которому к 2050 году на планете будет насчитываться от 7,3 до 10,7 миллиарда жителей.)

Выводы теории подтверждает и практика последнего десятилетия. Утихли страсти вокруг «неминуемой» демографической катастрофы. Статистика народонаселения выглядит вполне обнадеживающей. Темп прироста населения Земли, который в 60-е и начале 70-х годов держался на уровне двух процентов в год (в основном за счет развивающихся стран, где он достигал даже 3,5 процента), снизился до 1,7 процента в начале десятилетия, а в 1995 — 2000 годах и вовсе составляет один процент с третью. Мы движемся в будущее со скоростью 9000 человек в час, и скорость эта снижается.

«Старый» новый мир

Как мы уже знаем, есть объективные естественные причины, ведущие к стабилизации общемирового населения, однако и само человечество приложило немалые усилия — в особенности это касается азиатских стран. (Не зря, не зря авторы докладов Римскому клубу пугали мир жуткими картинами перенаселения!) Япония еще в 1948 году, не дожидаясь теорий демографического перехода, объявила программу ограничения рождаемости. Однако общее снижение темпа прироста в Азии во многом объясняется жесткой демографической политикой Китая — самой населенной страны в мире. После того как в Китае был выдвинут и принят в качестве руководства к действию лозунг «В семье — один ребенок», темп прироста снизился до 1,4 процента, и есть основания полагать, что в скором времени он упадет до нулевого уровня. В Индии — второй крупнейшей стране мира — успехи не столь заметны. Население там продолжает расти довольно интенсивно. По современным прогнозам, к середине следующего века Индия обгонит Китай примерно на 50 миллионов человек и станет мировым лидером по численности населения. Всего же в Индии и Китае будет жить более трех миллиардов человек (треть населения планеты!).

Вообще говоря, крупномасштабное демографическое будущее планеты видится из нашего сегодня довольно четко. Умеренный прогноз таков. Через пятьдесят лет население Азии будет составлять более пяти миллиардов человек, Африки — более чем удвоится и достигнет почти двух миллиардов. Население обеих Америк сильно превзойдет миллиард. А вот старушка-Европа прибавит в численности совсем немного: в ней будет жить чуть больше 600 миллионов человек.

В 56 странах будет наблюдаться отрицательный прирост (то есть показатель смертности будет превышать показатель рождаемости) — это все европейские страны, Китай и Япония. С демографической точки зрения, ничего необычного здесь нет — можно считать, что демографический переход в таких странах закончился и они перешли в стабильное состояние. Однако Россия здесь стоит особняком. Как ни печально, но последние годы смертность у нас невероятно превышает рождаемость: на каждую тысячу жителей рождается 9 человек, а умирает 16. Минус 0,7 процента прироста в год — это никакая не стабильность, а демографическая катастрофа в отдельно взятой стране. Если тенденция сохранится, то к 2050 году Россия — по численности населения — перейдет с седьмого на четырнадцатое место в мире (пропустив вперед Нигерию, Бангладеш, Эфиопию, Конго, Мексику, Филиппины и Вьетнам): в ней будет жить 120 миллионов человек.

Можно с уверенностью сказать, что в XXI веке большинство населения мира будет жить в городах: процесс урбанизации начался давно, и нет оснований считать, что он скоро закончится. Уже сейчас, в конце столетия, в городах проживает почти половина населения мира, то есть чуть меньше трех миллиардов человек (!), хотя полвека назад доля городских жителей не составляла и трети.

Конечно, на рост населения и распределение его по планете будет влиять множество факторов, и не все можно угадать или правильно оценить заранее. Взять хотя бы климатические условия. Не исключено, что в результате глобального потепления уровень мирового океана начнет хоть немного, но подниматься. А ведь почти две трети населения мира обитает на побережьях — ну, если и не совсем у моря-океана, то по крайней мере в пределах 60-километровой прибрежной полосы. Причем огромные количества людей в Азии и Африке живут в низинах и дельтах рек. Если океан начнет наступать, это приведет к массовым миграциям, что самым непредсказуемым образом повлияет на демографическую ситуацию. Уже в наше время миграции вследствие войн, неблагоприятных экономических условий, природных бедствий привели к тому, что 125 миллионов человек (более двух процентов населения мира) были вынуждены покинуть свои страны и поселиться вдали от дома. Это данные 1994 года — скорее всего, очень неполные...

Еще один важный процесс, который намечается уже сейчас и станет серьезным фактором жизни людей в будущем столетии, — это постарение мира, то есть увеличение доли пожилых людей в общей численности населения: прямой результат успехов медицины. Сейчас на планете живет примерно 66 миллионов человек в возрасте более восьмидесяти лет (меньше 1 процента). Через пятьдесят лет их количество возрастет в шесть раз и, приблизившись к 400 миллионам, составит не менее четырех процентов. Количество «самых старых» — то есть, тех, кому за сто, — возрастет даже в 16 раз и составит 2,2 миллиона.

Пока еще мир весьма молод — в возрастном смысле. Сейчас количество детей на планете (30 процентов) в три раза превышает количество пожилых (10 процентов). Пройдет еще пятьдесят лет, и ситуация — по крайней мере, в развитых странах — изменится на обратную: пожилых там будет в два раза больше, чем детей. Самой «старой» страной будет Испания, а самым «молодым» континентом — по-прежнему Африка.

Надо думать, что и понятие о сроке человеческой жизни довольно сильно изменится. Средняя продолжительность жизни приблизится к 90 годам, а максимальная, вполне возможно, составит 130 лет.

Ну хорошо. Демографический переход, урбанизация, постарение мира... Но как быть с «золотым миллиардом»? Нас сейчас в шесть раз больше «положенного», а через полвека станет — в десять раз. То, что на всех хватит пространства, — это понятно. Но хватит ли еды? Сколько вообще человек может прокормить Земля?

На этот вопрос есть самые разные ответы. Начнем с того, что «золотой миллиард» — это все же зловещая пропагандистская штучка, не более того. Помимо «прогрессий» Томаса Мальтуса есть еще такая вещь, как научный и технический прогресс, а он включает и достижения генетики и биотехнологии, и профилактику заболеваний растений и животных, и успехи агрикультуры (вспомним хотя бы о «зеленой революции»), и тот факт, что человечество все больше воспринимает правила экологического поведения. Может быть, это не очень широко известно, но за последние 25 — 30 лет рост производства продуктов питания в мире обгонял рост населения примерно на 16 процентов. Другое дело, что производимое в нарастающих количествах питание достается далеко не всем: не менее четверти землян живут впроголодь, а из них почти половина испытывает хронический голод, от которого ежегодно гибнут миллионы людей, — но эта печальная проблема, строго говоря, не имеет отношения к демографии.

Серьезным ученым давно уже ясно, что Земля прокормит и 6, и 8, и 12 миллиардов человек. По мнению Сергея Петровича Капицы, «при разумных предположениях Земля может поддерживать в течение длительного времени до 15 — 25 миллиардов людей».

Сейчас есть все основания полагать, что когда демографический переход завершится для всего человечества, население мира стабилизируется на уровне заведомо ниже критического, как бы эту «критичность» не определять. Так что если употреблять эпитет «золотой», то следует говорить о «золотой десятке» миллиардов, которые будут жить на планете и в XXI веке, и в последующих столетиях. (Заметим, что «средний» прогноз отдела народонаселения ООН на 2150 год — 10,8 миллиарда.)

Вы не посмотрели на часы, когда приступили к этому очерку? Сколько вам потребовалось на чтение? Минут двадцать, от силы тридцать? За это время на планете Земля прибавилось четыре с половиной тысячи человек — целый поселок. Давайте скажем им: «Милости просим! Располагайтесь. Места хватит всем».

Оглавление: Введение Глава 1 "Демографический портрет планеты" 1.1 Соотношение мужского и женского населения в мире, России. 1.2 Возрастная структура населения. 1.3 Трудовые ресурсы, экономически активное население. 1.4 Рынок труда, безработица.


Глава 2 Процессы, происходящие в демографической сфере Луганского муниципального образования. 2.1 Сокращение численности населения. 2.2 Старение населения. 2.3 Приоритетные направления в реализации муниципальной демографической политики. 2.4 Экономически активное население и состояние безработицы. 2.5 Распределение трудовых ресурсов по предприятиям и организациям. Заключение. Перспективы развития рынка труда и занятости населения. Приложение.


Цели исследования: 1 Повышение интереса к демографической ситуации в Луганском М.О. Красноармейского района. 2 Определение уровня информированности о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 3 Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской активности.


Задачи: 1 Донести в доступной форме до для детской аудитории информацию о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 2 Стимулировать обсуждения темы рыночных отношений, занятости населения, безработицы. 3 Изучить и проанализировать литературу и справочные материалы по данной проблеме. 4 Выявить знания обучающихся о демографической ситуации, занятости населения в Луганском М.О.






35-40 тысячалетий назад на Земле, по мнению учёных, насчитывалось всего около 1 миллиона человек. С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз. В конце 1999 года на планете появился 6-ти миллиардный человек, а в 2011 году 7-ми миллиардный житель Земли.




Женщин в мире несколько больше, чем мужчин. В среднем мальчиков рождается больше, чем девочек, но в дальнейшем их доля примерно выравнивается, а в старших возрастах становится заметный перевес женщин. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин. Так в скандинавских странах и Японии она достигает лет для женщин лет для мужчин это лучший показатель в мире.








Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и не работающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.




















За последнее десятилетие численность детей и подростков в возрасте 15 лет сократилось почти на 120 человек. Она составляет лишь около 12% всего населения (против 18% в 2001 году). Численность лиц пенсионного возраста увеличилась почти на 207 человек. Их доля составляет 41%. Прогноз: В 2015 году: доля детей будет составлять около 10%, а лиц пенсионного возраста около 50%.




По результатам последней переписи населения доля мужского населения составляет 567 человек, женского человек; что на 25% больше. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет- 60 лет, у женщин- 65 лет.




К сожалению, не благоприятные демографические параметры последних десятилетий осложнились ещё и таким не благоприятным атрибутом, как безработица. Самые высокие показатели официальной безработицы были зафексированы в 90-х годах. Она составляла 89 человек, около 5% от экономически активного населения. Сейчас 45 человек то есть 3%.








До 90-х годов на территории Луганского М.О работали два крупных государственных предприятия: совхоз «Перспективный», и совхоз «Луганский» на которых работало 990 человек. В условиях кризиса их деятельность прекратилась в конце 90-х годов. Количество занятых на государственных, муниципальных предприятиях и организациях сократилась за этот период на 93%. Одновременно возросла занятость населения в частном секторе (почти на 120 человек).










Сегодня на Земле проживает 7 миллиардов человек, 80 % которых проживает в развивающихся странах, а в развитых странах Европы и Америки наблюдается сокращение населения. Все эти примеры показывают возможные глобальные проблемы безопасности человечества как вида в 21 веке.

Первая проблема это проблема Севера и Юга. Суть её состоит в том, что в Северном полушарии находятся развитые страны с высокими доходами населения, противостоит им бедный Юг, население которого в в 37 раз беднее населения Северного Полушария.

Север представляет ряд развитых стран Европы(Германия, Франция, Великобритания),

Северной Америки (Канада, США) и несколько стран Тихоокеанской зоны (Япония, Австралия). По оценкам ООН в начале 21 века общее состояние 225 богатейших людей мира составляло около 1 трлн. долларов, что равно ежегодному доходу 2,5 млрд. бедняков со всего мира, которые составляют 47% населения Земли. Население Западных стран имеют высокий доход так как имеют хорошее образование и социальную поддержку государства что позволяет им получать высокий доход. Экономика Запада развивалась долгие столетия засчёт притока ресурсов из колоний. Страны Запада составляют 86% мирового ВВП, на менее развитые страны приходится 13% а беднейшие и вовсе 1%. Совокупность всех этих факторов даёт странам Северного Полушария возможность составлять костяк экономики всего мира и диктовать свою волю более слабым государствам мира.

Юг представляет собой совокупность Африканских и Ближневосточных государств, которые образуют полосу бедности. Для таких стран как например Конго, Сомали, Афганистана и Египта характерны низкие доходы населения, безграмотность, коррумпированность власти и неэффективная и неразвитая экономика. Большую часть стран бедного Юга составляют бывшие колонии Европейцев в Африки и в Азии. Эти страны были завоеваны в 16-19 века и на протяжении всего этого времени поставляли свои ресурсы в метрополию а сами не имели никакого производства в стране. Также стоит учесть что образованием и правами жителей колоний никого не интересовало и поэтому после получения независимости в 20 веке многие эти страны стали зонами региональных конфликтов. Всё это привело к вышеперечисленным проблемам Юга.

Уже сегодня можно заметить массовый поток иммигрантов с Юга в Северные страны. В США из Мексики ежегодно приезжают тысячи иммигрантов, их количество увеличивается и по прогнозам к 2050 году 65% населения США будет говорить на Испанском языке. Во Франции, Англии и Германии проживает множество приезжих из бывших колоний. Их количество увеличивается так быстро, что уже привело к конфликтам в этих странах имеющий межрасовый характер. Похожая проблема и России где сегодня проживает примерно 10 млн. иммигрантов и госторбайтеров из Средней Азии и Кавказа. Конфликты на межрасовой почве стали уже обычным делом в нашей стране.

После всего написанного по этой проблеме можно сказать о взрывном характере этой проблемы. Игнорирование этой проблемы может вызвать социальные взрывы в развитых странах и социальные кризисы в бедных странах Юга. Всё это может привести к серии региональных, а может и глобальных конфликтов.

Следующей глобальной проблемой 21 века является проблема старения населения в развитых странах. Результатом моего изучения данной проблемы является 4 вывода, которые мною были получены при изучении доклада Комиссии Организации объединённых наций по народонаселению. Данные полученные мной заставляют задуматься:

  1. Сегодня происходит полномасштабное старение населения Земли. Старение населения характеризуется увеличением процента старых людей (более 60 лет) и уменьшением числа трудоспособного населения (От 15 до 60 лет). Ожидается, что к 2047 году число пожилых людей превысит число молодого населения. Но уже сегодня в развитых странах Северного полушария пожилое население составляет большую часть населения этих стран.
  2. Демографическое старение является распространенным явлением, так как стареет население во всех странах планеты. Одной из причин старения является уменьшение рождаемости и увеличение срока жизни. Такое сочетание приводит к тому что старых людей в обществе больше и они по большой части влияют на принципы и устои общества
  3. Старение население оказывает влияние на все стороны жизни общества. В Экономике старение населения влияет на занятость, накопления населения, экономический рост. В социальной сфере тоже происходят изменения связанные с оптимизацией медицинской и социальной помощи населению.
  4. Старение население носит долгосрочный характер. Если в 1950 доля старого населения составляла 8% то 2007 эта цифра увеличилась до 11 %.

Две эти проблемы, раскрытые тут, могут лишь в малой степени показать возможные проблемы глобального масштаба которые могут стоять перед человечеством в 21 веке.

Для того чтобы показать какие проблемы и конфликты могут возникнуть в каждом регионе планеты, рассмотрим несколько примеров

: 1) Взрывным регионом планеты является Китай, население которого составляет 1.5 миллиарда человек, большая часть которых проживает на восточном побережье страны. Этот регион уже вызывает опасения в плане загрязнённости окружающей среды, которая не в состоянии прокормить столь огромное население. Результатом может стать социальный взрыв в КНР, который разрушит вторую экономику мира, ввергнет этот регион в гражданскую войну за ресурсы, а население будет страдать от голода.

2) Переместимся на Ближний Восток. Израиль, чьё население не увеличивается и стареет, окружен кольцом арабских стран с бурно развивающимся населением. В последующие десятилетия населения этих стран может поглотить Израиль или что хуже, конфликт между Израилем и этими арабскими странами вызовет сначала региональный, а затем и глобальный конфликт в который будет втянуто всё население Земли.

3) Индия страна цветов и контрастов, но мало кто знает что, большая часть населения этой страны с миллиардом человек проживает в долине реки Инд, который питается из ледников Гималаев. Глобальное потепление приводит к таянию этих ледников и как следствие уменьшение количества воды попадающей в Инд. В будущем Инд может пересохнуть, а значит исчезнет река дающая воду миллиарду человек.

Рассмотрев все эти примеры можно сказать о том что демографическая проблема станет одной из самых острых глобальных проблем, которые станут перед человечеством в 21 веке. Решение этой проблемы станет решением многих региональных и мировых конфликтов, а её игнорирование станет возможной причиной исчезновения человечества или массового вымирания населения.

Дизайн